ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Примеры упражнений Упражнение 1-еСтуденты стоят по кругу и запоминают ритмический рисунок, который диктует преподаватель. После троекратного повторения все выполняют этот рисунок шагами, бегом или прыжками под музыку соответствующего размера, но любого ритмического рисунка. Диктанты могут звучать примерно так: 4/4 — «четыре четверти, половина и две четверти, половина и четыре восьмые, две четверти и половина». Или на 3/4 — «три четверти, половина и четверть, две четверти и две восьмые, половина с точкой». (Это — простейшие примеры.) Упражнение 2-е Это упражнение носит название «Эхо». Группа стоит по кругу. Небольшие ритмические рисунки в два или четыре такта, сыгранные только один раз на рояле, повторяются хлопками или шагами, бегом, прыжками также только один раз. Таким образом, непрерывно чередуются звуки рояля и движение ног. Упражнение 3-е Всей группой выучить и выполнить шагами, сопровождая пением (называя ноты), следующую тему (рис. 9). Далее студенты становятся в три колонны лицом к преподавателю. Все три колонны одновременно делают следующие движения: на первую фразу двигаются вперед; на вторую — отступают; на третью — делают небольшой круг и возвращаются на свое место. Эту тему следует потом выполнить в форме канона с пением на три голоса. Другой пример канона в два голоса (Рис..10) Эту тему следует выполнить сначала одновременно, затем в форме канона с пением на два голоса. Участники упражнения становятся в одну колонну попарно. На первую фразу пары движутся вперед, на вторую — расходятся (один направо, другой налево) и становятся за последней парой. При выполнении темы в каноне получается одновременное движение (одна пара идет вперед, другая расходится). Упражнение 4-е Группа стоит по кругу. Выполняет шагом, бегом, прыжками один из следующих ритмических рисунков: 1. Отрывок из «Скерцо» М. Мусоргского. (Музыкальное приложение №8.) 2. Отрывок из сонаты Г. Мегюля. (Музыкальное приложение № 9.) 3. Отрывок из «Гопака» М. Мусоргского. (Музыкальное приложение № 10.) 4. Отрывок из «Грустной песенки» В. Калинникова. (Музыкальное приложение № 11.) Упражнение 5-е («Ударный оркестр») Следует ознакомить участников с исполняемыми музыкальными произведениями – «Испанский танец» М.Мошковского. (Музыкальное приложение №12) Дирижёру даётся вся инструментовка музыкального отрывка, участникам раздаются ритмические рисунки, исполняемые на одном из ударных инструментов. Следует каждому разъяснить условные знаки в них:
«ЦЕПОЧКИ» Мы заканчиваем работу по изучению элементов музыкальной выразительности упражнениями, носящими название «цепочки». В них синтезируется весь пройденный материал. «Цепочками» мы называем упражнения, в которых каждый студент под музыку выполняет определенную цепь простейших физических действий, связанных с рядом предметов. Все действия должны укладываться точно в 32 такта. Музыка, сопровождающая заданные действия, должна носить, если можно так выразиться, нейтральный характер, так как первоначально все внимание направлено на темповые особенности цепи физических действий, на их кантиленность, непрерывность в медленном темпе и на их подвижность и ловкость в быстром темпе. За последнее время эти упражнения мы проделывали в разных вариантах. Они выполнялись иногда и без музыки, с тем чтобы определенные движения совпадали во времени с игрой на рояле «без звука» (на немой клавиатуре). Это требует исключительно точного чувства времени и устойчивости темпа движений. Возможен и такой эксперимент, когда «цепочка» обусловливается определенными предлагаемыми обстоятельствами и выполняется также без музыки. В этих упражнениях впервые поднимается вопрос о сценическом ритме, возникающем под воздействием музыкального ритма.Изучение элементов музыки, таким образом, закладывает основу того процесса, который должен привести к конечной цели: овладению сценическим ритмом. Примеры заданий для «цепочек» Выгородка: налево диван, перед ним стол, вокруг него три стула. Стол накрыт темной скатертью. На столе ваза для цветов и пепельница. Направо, в глубине, буфет, на нем поднос с посудой (четыре чашки с блюдцами) и отдельно две вазы — с фруктами и печеньем. В буфете лежит белая скатерть. Направо, у входной двери, вешалка. Здесь же стоит четвертый стул. На одном из стульев висит пиджак. Под диваном стоят ботинки. Все участники упражнения стоят за кулисами с разных сторон. 1-я «цепочка». Первый студент входит с портфелем в руках. Он в пальто, шляпе, перчатках, кашне. Кладет портфель на стул, снимает перчатки, вешает пальто, шляпу, кашне на вешалку. Вынимает из кармана расческу и поправляет волосы. Берет портфель со стула и уходит за кулисы. 2-я «цепочка». Второй студент входит, отодвигает стулья от стола и ставит их в разных местах комнаты к стене. Переносит вазу для цветов со стола на буфет. Передвигает стол на середину комнаты. Уходит. 3-я «цепочка». Третий студент входит, переносит пепельницу на буфет. Снимает со стола темную скатерть, складывает ее и вешает на спинку дивана. Уходит. 4-я «цепочка». Четвертый студент входит, вынимает из буфета белую скатерть и покрывает ею стол. Переносит вазу и пепельницу с буфета на стол. Уходит. 5-я «цепочка». Пятый студент входит, переносит поднос с посудой на стол. Расставляет чашки. По очереди переносит обе вазы на стол и ставит пустой поднос на буфет. Уходит. 6-я «цепочка». Шестой студент входит в пижаме и тапочках, снимает пижаму и надевает пиджак. Снимает, сидя на диване, тапочки и надевает ботинки. Уходит. 7-я «цепочка». Седьмой студент приносит завернутый в бумагу букет цветов. Развертывает бумагу, складывает ее и кладет на буфет. Берет вазу, за кулисами наливает в нее воду, ставит вазу с цветами на стол. Уходит. 8-я «цепочка». Восьмой студент входит, ставит четыре стула вокруг стола, вынимает из кармана папиросу и спички. Уходит, закуривая. (Эти примерные «цепочки» можно выполнить и в обратном порядке, начиная со входа с папиросой и кончая одеванием.) Для выполнения «цепочек» под музыку можно играть, например, вальс из балета «Доктор Айболит», музыка И. Морозова (1-я часть для сопровождения действия в медленном темпе; 2-я часть — в быстром темпе).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|