ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
1. Понятие законности и дисциплины и способов их обеспечения в государственном управлении. 2. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. 3. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины.
В научной юридической литературе законность понимается как неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Законность следует рассматривать в трёх аспектах: 1) как принцип деятельность государства, основу его эффективного функционирования, как принцип права; 2) как метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и обеспечения неуклонного осуществления законов и других правовых актов; 3) как режим общественно-политической жизни, при котором в обществе господствуют идеи гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни граждан. Дисциплина означает определённый строгий и точный порядок поведения и деятельности, установленный для членов общества в целом и для какой-либо определённым образом организованной социальной группы и являющийся для неё обязательным. В этом смысле различают следующие виды дисциплины: государственная, трудовая, воинская, финансовая, налоговая, договорная и другие. Государственная дисциплина играет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческого процесса, прежде всего органов исполнительной власти. Законность и дисциплина как правовые категории находятся во взаимосвязи. Законность служит основой дисциплины, так как одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных правовых актов. Законность выступает также средством защиты дисциплины, поскольку главные требования дисциплины оформляются в виде правил поведения, содержащихся в правовых актах. Отсюда роль и задача законности проявляются в поддержании, укреплении дисциплины. Связь законности и дисциплины проявляется и в том, что используемые государством юридические способы укрепления и обеспечения законности одновременно выступают и средствами поддержания дисциплины. В свою очередь, без соблюдения дисциплины невозможна и строгая законность. Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно правовых способов. Под ними следует понимать различные правовые виды и методы деятельности, практические приёмы, операции, формы работы, направленные на поддержание и укрепление законности и дисциплины в сфере государственного управления. В качестве способов обеспечения законности и дисциплины можно рассматривать контрольные полномочия Президента РФ, контроль органов законодательной власти, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль, административный надзор, общий надзор прокуратуры. .
Контроль – это деятельность, связанная с проверкой состояния подведомственного объекта, включающей наблюдение за функционированием данного объекта, анализ собранной информации, принятие мер по предотвращению нарушений закона, а также выявление виновных и привлечение их к ответственности. Контроль направлен на то, чтобы восстановить нарушенные правила и предупредить возможность их нарушений. В научной и учебной литературе выделяют различные виды контроля. 1) В зависимости от сферы обследуемой деятельности: а) общий, - предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта; б) специальный, - предполагает осуществление проверки деятельности подконтрольного объекта по чётко определённому вопросу. 2) По стадиям проведения: а) предварительный, - состоит в предупреждении и профилактике правонарушений; б) текущий, - его целью является выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности действий, совершаемых обследуемыми объектами; в) последующий, - предполагает проверку реального исполнения предписаний контролирующих органов. Рассмотрим более подробно контрольные полномочия государственных органов и должностных лиц. 1) Контрольные полномочия Президента РФ. Президент РФ, являясь гарантом Конституции РФ, осуществляет контрольные полномочия в следующих формах: а) непосредственный контроль, - осуществляется в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне (назначение на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, представителей РФ в иностранных государствах, высшего командования вооружённых Сил РФ и т.д.); б) контроль через соответствующие президентские структуры, - прежде всего, в составе Администрации Президента РФ функционирует главное контрольное управление, осуществляющее проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, должностными лицами законов, указов и распоряжений Президента РФ; далее, через полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (8 в настоящее время) Президент РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти по выполнению указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ на территории соответствующего федерального округа. 2) Контроль органов законодательной (представительной) власти. На федеральном уровне значительные контрольные полномочия принадлежат Государственной Думе РФ. Формами контроля являются: а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; в) назначение на должность и об освобождении от должности председателя Центрального Банка РФ; г) контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке федерального бюджета. Федеральное Собрание в целом осуществляет контроль за: а) исполнением федерального бюджета, - для этих целей создан специальный орган – Счётная палата; б) назначением на должность и освобождением от должности дипломатических представителей РФ; в) деятельностью ФСБ России и СВР России. 3) Контроль органов исполнительной власти. Следует различать: а) Общий контроль, - его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции. Его осуществляют: Во-первых, Правительство РФ, - объединяет и направляет работу подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти (число которых в настоящее время возрастает); вправе отменять акты данных органов; осуществлять контроль за исполнением законов органами исполнительной власти субъектов РФ. Во-вторых, высшие органы исполнительной власти, - осуществляют контроль за состоянием учёта и отчётности на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях, за использованием и охраной земель, вод, лесов и недр, за соблюдением утверждённых проектов строительства; контролируют также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории. б) Ведомственный контроль, - осуществляется преимущественно органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции. Состоит в проверке этими органами в отношении подведомственных объектов в пределах своей компетенции исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами и подконтрольными предприятиями, учреждениями и организациями. в) Надведомственный контроль, - осуществляется органами межотраслевой компетенции, - между субъектами и объектами данного вида контроля отсутствует организационная подчинённость (в основном, осуществляется федеральными службами: ФАС России, Росстат и т.д.). Данные органы контролируют деятельность органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций по специальным вопросам. 4) Судебный контроль. Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Правосудие является основной функцией судов. Наряду с ним, суды осуществляют контроль законности издаваемых актов и совершаемых действий органами исполнительной власти. Содержание судебного контроля состоит в правовой оценке действий и решений органов государственной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушения законности, в принятии мер по восстановлению прав и законных интересов, в привлечении виновных к ответственности. Субъектами судебного контроля выступают: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Конституционный Суд РФ осуществляет контрольные полномочия в следующих формах: а) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, его палат, Правительства РФ, конституций республик в составе РФ, уставов иных субъектов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и т.д.; б) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими органами государственной власти субъектов РФ; в) рассмотрение дел, связанных с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод. Если Конституционный Суд РФ признаёт неконституционным закон, договор, или их отдельные положения, то такой акт утрачивает юридическую силу. Суды общей юрисдикции осуществляют контрольные полномочия в форме рассмотрения дел, связанных с правовой оценкой действий органов исполнительной власти. При этом, суды выносят решения о восстановлении нарушенных прав и свобод, о привлечении к ответственности виновных должностных лиц органов исполнительной власти; выносят частные определения в адрес руководителя органа исполнительной власти. Арбитражные суды выполняют задачи по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан или организаций при рассмотрении споров, вытекающих из административных и иных публичных отношений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, содействуя укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной сфере.
Надзор представляет собой постоянное, систематическое наблюдение за деятельностью подведомственных объектов. При этом вмешательство текущую (административно-хозяйственную) деятельность поднадзорного объекта не допускается. Надзор, по существу, является разновидностью контроля. Вместе с тем, деятельность по осуществлению контрольных и надзорных полномочий имеет ряд отличий. а) Если органы контроля осуществляют свои функции в основном в отношении организационно-подчинённых объектов, то органы надзора – в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены. б) В процессе контроля допустимо применение дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц, а при надзоре применяются меры административного принуждения. в) Органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подведомственных объектов, а органы надзора проверяют только соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах. В зависимости от субъектов, осуществляющих надзорные полномочия, различается: 1) административный надзор, - осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти и должностными лицами (федеральными службами и государственными инспекциями); 2) общий надзор прокуратуры, - осуществляется за соблюдением законов в сфере реализации исполнительной власти. Административный надзор состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления различных специальных норм (например, правил дорожного движения, санитарных правил, противопожарных правил). Надзорные полномочия предполагают: а) Предупреждение правонарушений, - субъекты административного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить проверки по вопросам, входящим в их компетенцию, получать необходимые материалы, справки, объяснения, давать разрешения на производство отдельных работ и т. д. б) Пресечение правонарушений, - субъекты административного надзора дают предписания о приостановлении работ, останавливают работы, если они осуществляются с нарушением соответствующих норм и связаны с угрозой жизни и здоровью людей, запрещают эксплуатацию технически неисправных механизмов (включая транспортные средства), отстраняют от работы лиц, систематически нарушающих соответствующие нормы и правила. в) Привлечение к ответственности виновных, - осуществляется субъектами административного надзора, указанными в главе 23 КоАП РФ. В пределах компетенции данные органы и должностные лица самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, назначают административные наказания. Те органы, которые не наделены правом назначать наказания, направляют материалы о правонарушениях судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела. г) Осуществление нормотворчества, - разработка и утверждение правовых, технико-юридических норм и правил. Несмотря на то, что федеральные службы в большинстве своём не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, некоторые из них в соответствии с указами Президента РФ таким правом наделены (например, ФСБ России, ФТС России, ФАС России). Надзор прокуратуры за исполнением законов (общий надзор) регламентирован главой 1 раздела III ФЗ от 17.12.1992 года “О прокуратуре РФ. В соответствии со ст. 21 закона предметом надзора являются: а) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. б) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в пункте а). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Согласно ст. 22 рассматриваемого закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; 2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 3) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами: а) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; в) вносит представление об устранении нарушений закона. Должностные лица поднадзорных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. При осуществлении общего надзора мерами реагирования прокурора на нарушения действующего законодательства являются: 1) Протест, - приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом. 2) Представление, - вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. 3) Постановление, - выносится прокурором исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный ст. 29.6 КоАП РФ. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. 4) Предостережение о недопустимости нарушения закона, - направляется прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|