Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетика Возрождения




Из всех элементов ренессансной культуры наибольших успехов достигли литература и изобразительное искусство – живопись и скульптура. Бокаччо, Петрарка, Аристо, Эразм Роттердамский, Рабле, Шекспир, Сервантес, Альберти, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело, Мазаччо, Перуджино, Джорджоне – такой блестящей плеяды писателей, художников, зодчих не знала до этого ни одна эпоха мирового искусства. В центре их произведений находится человек и иногда природа. При всей лаконичности и концентрации изображения на конкретном явлении эти мастера достигают широкого охвата действительности и умеют выявить существенные моменты своей эпохи.

В искусство теперь вторгается пестрая, многокрасочная предметно-чувственная сторона реального мира. Художники и писатели, зодчие и скульпторы проявляют исключительный интерес к гармоничности, изяществу и красоте чувственно воспринимаемой действительности. Одновременно они ищут наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения богатства и разнообразия ее форм. И тут они обращаются к науке: оптике, математике, анатомии. Учения о пропорции, перспективе и анатомии ставятся в центр внимания теоретиков и практиков искусства Возрождения. Это обращение к науке не случайно: само искусство, и в особенности живопись, непосредственно включается ими в сферу познавательной деятельности человека. Из самих запросов художественной практики рождаются многочисленные трактаты о живописи, культуре и архитектуре, авторами которых являются Альберти, Пьерро делла Франческа, Гилберти, Лука Паччьоли, Леонардо да Винчи, Ваньоли, Палладио, Джованни Ломаццо и другие.

Одна из важнейших особенностей эстетики эпохи Возрождения – самая тесная связь с художественной практикой. Это не абстрактно-философская эстетика, а теория предметная, ставящая своей целью решение конкретных вопросов искусства. Она возникла из запросов практики, поэтому и призвана была решать практические задачи.

Гуманисты не упрощали вопроса о взаимоотношении между теорией и практикой. Леонардо да Винчи сравнивал делового человека, не руководствующегося наукой, с кормчим, ступающим на корабль без компаса и руля. Практика, по его мнению, всегда должна опираться на “хорошую теорию”. В этом свете становятся понятными те требования, которые предъявляет Альберти к зодчим. Архитектор должен иметь не только высочайшее дарование, величайшее прилежание, но и глубокие знания, огромнейший опыт, а в особенности зрелое, неиспорченное суждение.

Эстетическая доктрина Возрождения проникнута жизнеутверждающими, оптимистическими мотивами и героическим пафосом. Не случайно в центре внимания гуманистов стоит проблема прекрасного и возвышенно-героического. Красота, гармония, пропорциональность, изящество – вот на чем сосредоточен их исследовательский энтузиазм, ибо в человеке, по их мнению, заложено неистребимое стремление к созерцанию красоты.

Леонардо да Винчи, например, в своем “Трактате о живописи” советует художникам как бы “подстерегать” красоту природы и человека, наблюдать их в те мгновения, когда она выявляется в них наиболее полно. Например, на лицах и мужчин, и женщин под вечер или в плохую погоду видна необыкновенная “прелесть и нежность”.

Альберти утверждает, что любой человек, даже самый грубый и неотесанный, восхищается прекрасными предметами и испытывает отвращение от безобразных. Следовательно, чувство красоты – природное качество человека, “врожденное душам знание”. Именно поэтому мы “отчетливее поймем чувством”, чем объясним словами понятие красоты. В то же время он ищет объективные основы прекрасного. Это не трансцендентная сущность, не абсолютная квинтэссенция Божества, а чувственно воспринимаемое качество вещей.

Альберти все же пытается объяснить словами, что такое красота. Он определяет это понятие через согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются. Причем части эти должны соответствовать строгому числу, правилам ограничения и размещения, которых требует гармония, т. е. абсолютное и первичное начало природы. Красота коренится в природе самих вещей. Поэтому, по Альберти, задача художника состоит в подражании природе – “лучшему мастеру форм”. Мир по своей сущности прекрасен, красота лежит в законах его развития. Искусство должно открыть эти объективные законы красоты ируководствоваться ими.

В соответствии с концепцией объективности прекрасного и объективности законов искусства гуманисты решают основной вопрос эстетики об отношении искусства к действительности. Главный тезис, который отстаивают эстетики Возрождения, – это положение о том, что искусство является отображением действительности. Поэтому они требуют от художников точного воспроизведения природы и человека.

В связи с таким пониманием сущности художественного творчества гуманисты особенно настойчиво подчеркивают познавательное значение искусства. Леонардо да Винчи сравнивает живопись с наукой, поскольку она “с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм”. Отличие живописи от науки заключается лишь в том, что она воспроизводит видимый мир, цвета и фигуры всех предметов, в то время как наука проникает “внутрь тел”, игнорируя “качество форм” и сосредоточиваясь на количественной характеристике явлений. От ученого, таким образом, ускользает красота творений природы, потому так необходимо искусство.

Художник подражает природе, но это вовсе не слепое подражание. Какого бы высокого мнения ни были гуманисты о человеке и природе, все же они несклонны первую попавшуюся натуру объявлять совершенством. Интерес к неповторимому своеобразию личности, ее естественной красоте сочетается у художников Ренессанса со стремлением отбросить “отклонения в ту или другую сторону” и взять за норму “среднюю величину”, ориентируясь на общее, типическое.

Эстетика Возрождения, прежде всего, эстетика идеала. Однако для гуманистов идеал представляет собой нечто такое, что не противоположно самой действительности. Они не сомневаются в реальности героического начала, в реальности прекрасного. Поэтому их стремление к идеализации ни в коей мере не противоречит принципам художественной правды. Ведь и сами представления гуманистов о безграничных возможностях гармонического развития человека не могли в то время считаться утопией.

Рассматривая проблему художественной правды, теоретики эпохи Возрождения стихийно наталкивались на диалектику общего и единичного применительно к художественному образу. Гуманисты ищут равновесия между идеалом и действительностью, правдой и фантастикой. В том же направлении они отправляются на поиски правильного взаимоотношения между индивидуальным и общим. В частности, вопрос диалектики художественного образа разрабатывает Альберти в трактате “О статуе”.

Диалектическая трактовка образа обусловлена тем, что сам процесс познания истолковывается гуманистами также диалектически. Гуманисты еще не противопоставляют чувства и разум. И хотя они поднимают знамя разума, последний не выступает у них в односторонней, схоластически рассудочной форме. Мир для них еще не утратил своеймногокрасочности, не превратился в абстрактную схему. Разум здесь выступает в форме комплексного, порой даже полуфантастического мышления, не лишенного при этом способности в наивной простоте угадывать действительную диалектику реального мира. Все это определило эстетику эпохи Возрождения.

В XVI в., в период расцвета Ренессанса, некоторые исследователи уже усматривают в его развитии стремление к “сжиманию”, к концентрации и локализации этого уникального явления. Данная тенденция приводит к тому, что позднее Возрождение становится, скорее, эпохой маньеризма (от итал. manierismo – вычурность, манерность, жеманность) – направления в художественной культуре Италии XVI в., отразившего кризис гуманистического искусства Возрождения. Программным принципом маньеризма было требование не следовать, а выражать внутреннюю идею художественного образа, рожденного в душе художника. В Западной Европе наблюдается укрепление тенденций субъективизации творчества, с одной стороны, и академическая канонизация приемов и достижений ренессансного искусства, с другой. Ренессанс, боровшийся со средневековым учением, сам канонизируется в академизмы, становясь ремесленным и бездушным. Субъективизация творчества и мироощущения вела к индивидуализму, к противопоставлению художника миру и, как следствие, к пессимистическому, трагическому мироотношению.

Теоретики эпохи Возрождения практически не поднимали эти проблемы, зато их ярко отразили в своем творчестве практики. Гуманизм в их творчестве потерял безоблачность и ощущение собственного всемогущества, но обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением. Характерно, что и Рабле, и Шекспир, и Сервантес оставались преданными выразителями принципов гуманизма, породившего их, хотя и наблюдали крушение его идеалов и отражали эти процессы в своих произведениях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных