Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






для выполнения самостоятельной работы

Эволюционное введение в психологию

 

Задания для самостоятельной работы

Электронный образовательный ресурс

 

Для студентов 1 курса заочной формы обучения

направления 37.03.01 «Психология»

 

Автор (составитель): к.психол.н. С.Н. Ситдикова

 

Рассмотрен и рекомендован

для использования в учебном процессе

на 2014/2015 – 2017/2018 уч.гг.

на заседании кафедры ПиП.

Протокол №11 от 02.07.2014 г.

 

Шахты 2014

Методические рекомендации и задания

для выполнения самостоятельной работы

по дисциплине «Эволюционное введение в психологию»

 

Самостоятельная работа состоит из трёх заданий.

1. Решить психологическую задачу.

2. Провести обзор и краткий анализ наиболее интересного на Ваш взгляд исследования, описанного в последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии» (2010-2015 гг. издания). Результаты обобщить в таблице.

3. Подготовить презентацию по предлагаемой теме (или составить схемы, таблицы, словари, рисунки и т.п. по теме).

Студент выполняет только один вариант задания, последняя цифра номера зачетной книжки должна соответствовать номеру варианта.

Требования к оформлению самостоятельной работы.

К форме: стандартная структура контрольной работы включает в себя:

- решение психологической задачи,

- анализ психологического исследования,

- презентация темы,

- список используемой литературы.

К объему: 7-15 машинописных страниц, 14 шрифт, полуторный интервал, поля: верхнее – 1,5; нижнее – 1,5; левое – 3; правое – 1,5.

К содержанию: 1) при решении психологической задачи необходимо ответить на поставленные вопросы; 2) при выполнении второго задания необходимо заполнить таблицу; 3) материалы презентации необходимо распечатать и приложить к контрольной работе или предоставить на CD диске.

К списку литературы: рекомендуются включать 5-7 источников.

Варианты самостоятельной работы

Вариант 1

1. Психологи-идеалисты утверждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения.

Докажите, почему принципиально невозможно познание психических явлений только с помощью самонаблюдения.

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. Общая характеристика психологии как науки. Место психологии в системе наук.

 

Вариант 2

1. Какая деятельность: сознательная или бессознательная – проявляется в приведенных ниже примерах?

1. У больного белой горячкой реальная действительность как бы заслоняется многочисленными яркими галлюцинациями: ему мерещатся черти, которые ругают его, строят рожи, грозят. Он видит, как на него нападают животные, насекомые, лезут на него, кусают, он как бы слышит голоса, угрожающие убить его. Спасаясь от преследователей, он иногда получает тяжелые травмы, увечья.

2. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это задание гипнотизера. Между тем другие приказы – умыться, взять книгу и т.п. – испытуемый выполнял.

3. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

4. Выпускник школы поступил в педагогический вуз и объясняет это тем, что он любит детей и ему нравится понятно излагать математические доказательства.

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. Методологические основы психологии. Основные методы психологических исследований и их характеристика.

Вариант 3

1. Какие признаки сознательного или бессознательного проявляются в каждом примере?

1. Все знают, как неприятно ощущение икоты и как мучительно хочется от него избавиться. Одни для этого глотают корочку хлеба, другие стараются не дышать, третьи пьют воду. Однако порой эти способы не помогают, человек продолжает икать, пока вдруг икота не прекращается так же внезапно, как и началась.

2. Здоровый ребенок уже вскоре после рождения крепко сжимает палец взрослого, карандаш, если им прикоснуться к ладошке младенца.

3. Готовясь к публичному выступлению, к экзаменам, соревнованию или ответственной деловой встрече, очень полезно заранее как бы смоделировать свою возможную эмоциональную реакцию. Такое предварительное «проигрывание» различных эмоциональных ситуаций, как правило. Помогает разумнее и спокойнее решить многие жизненные конфликты, не истощая психофизиологических резервов организма.

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. Основные зарубежные и отечественные психологические теории (основатели и последователи, основные идеи).

Вариант 4

1. Из перечисленных ниже положений выбрать те, в которых содержатся: 1) общие требования экспериментальных и неэкспериментальных методов; 2) требования, характерные только для экспериментальных методов; 3) требования, характерные только для естественного эксперимента.

А) исследователь не вмешивается в течение психических процессов;

Б) исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений;

В) в ходе исследования добывается знание о психике, не зависящее от субъективных качеств исследователя;

Г) изучается психика человека по его объективным проявлениям;

Д) изучается психика человека в процессе его обычной деятельности;

Е) изучаются объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление.

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений. Этапы развития психики в филогенезе.

 

Вариант 5

1. Какие методы применены в приведенных примерах?

А) С целью изучения общительности испытуемого ему был задан ряд вопросов.

Вопросы экзаменатора Ответы испытуемого
1. Вы быстро или медленно знакомитесь с новыми людьми? 2. Непринужденно или натянуто ведете себя в новой компании? 3. Много или мало у вас друзей? 4. Разговорчивы или нет в общении с новыми людьми? Быстро   Непринужденно   Много Разговорчив

Б. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится веселая игра — «Танец кукол». Все идет хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно дви­гаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководитель­ница предлагает Ларисе В. выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня А., хотя и не отказывается от пред­ложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помо­щью воспитательницы. Только Галя X. (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но движения ее неуверенные, чувствуется скованность.

В. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испы­туемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повто­рения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все 10 слов.

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. Развитие поведения и психики животных. Инстинктивное поведение животных. Проблема интеллектуального поведения животных.

 

 

Вариант 6

1. Провести анализ основных методов психологического исследования по схеме:

Методы Параметры
  Сущность метода Преимущества метода Недостатки метода
Эксперимент      
Анкетирование      

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. Характеристика сознания как высшей ступени развития психики. Сознание и мозг.

 

Вариант 7

1. Провести анализ основных методов психологического исследования по схеме:

Методы Параметры
  Сущность метода Преимущества метода Недостатки метода
Беседа      
Тестирование      

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. Деятельность как специфически человеческая форма активности. Психологическая теория деятельности.

 

Вариант 8

1. Прочитайте два отрывка.

1) «Он постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом знакомце: «Ты видел этого человека…пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам… А та женщина, которая поправляла прядь волос движением указательного пальца… наверняка славная особа».

2) «… В пекарном деле очень нужны умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабрикатами… приближается к пекарю. Он кладет лопату на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким движением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки оказываются на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает ножом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачивает к печи».

В каком отрывке описаны движения, а в каком – действия? Дайте качественную характеристику и движений, и действий. Используя предложенные отрывки, назовите общие и отличительные признаки движений идействий.

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. Неосознаваемые психические процессы. Взаимосвязь трёх уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного.

 

Вариант 9

1. В серии сборников «Человек и профессия» (под редакцией Е.А. Климова) описание каждой из профессий включает: перечень необходимых профессиональных действий, характеристику требований профессии к личности, характеристику условий труда.

Почему описание деятельности людей различных профессий дается именно по этим параметрам?

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. Мозг и психические процессы. Основные блоки головного мозга (А.Р. Лурия).

 

Вариант 10

1. Представители одного из направлений американской психологии считают, что при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей и т.п. Поэтому предметом психологической науки, по мнению представителей этого направления, является «совокупность реакций живых существ на биологические и социальные раздражители, исходящие из среды и из самого организма».

В чем ошибочность такого определения? Почему подобное понимание предмета психологии ведет к идеализму в понимании психики?

2. Обзор и анализ психологического исследования.

Автор(ы), название статьи Выходные данные(название журнала, год выпуска, номер, страницы) Краткое содержание исследования Практическая значимость исследования Наиболее интересные факты и выводы
         

3. История становления и развития психологии как науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Алгоритм написания эссе | ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных