Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История развития скульптуры




Возникновение С., относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями. В палеолитических стоянках, открытых во многих странах (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Бурятия в Советском Союзе и др.), обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин - прародительниц рода, к которым принадлежат и т. н. палеолитические Венеры. Ещё шире круг неолитических скульптурных памятников. Круглая С., обычно небольших размеров, резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер. С. часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Примером поздней неолитической скульптуры на территории СССР являются трипольская керамическая пластика, крупные каменные изображения людей («каменные бабы»), скульптурные украшения из бронзы, золота, серебра и др. Хотя для первобытной С. типична упрощённость форм, она нередко отличается остротой жизненных наблюдений и яркой пластической выразительностью. Дальнейшее развитие С. получила в период разложения первобытнообщинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа - скифские золотые рельефы, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная С. океанийцев.

Скульптура Древнего Египта

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

В портретных изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к совершенству. Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего — с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне — его руки лежат на коленях; усопшего — в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть. Атрибутами фараона были также клафт — полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; немее — головная повязка; короны — белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Вход в усыпальницу охраняли скульптурные изображения сфинксов (например, аллея сфинксов в Карнаке).

Египетское искусство достигло высочайших вершин. Скульпторы создавали статуи, мастерски передавая лица разных людей - внимательного писца, сурового царя, молодой женщины. Например, статуя писца Каи (III тысячелетие до н. э.). Он как живой, сидит с поджатыми ногами, на коленях держит развернутый свиток папируса Его лицо с плоским носом и выступающими скулами необычайно выразительно. Сжатые губы и внимательный взгляд зорких глаз придают лицу писца выражение сдержанности, готовности повиноваться и вместе с тем тонкой наблюдательности. Это ловкий и умный царский приближенный. Среди шедевров круглой скульптуры было ближе к жизненным первоистокам Древнего царства известное изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет. Парные статуи мужа и жены, помещаемые в гробницах, постоянно встречаются в истории египетского искусства. Помимо жизненности лиц, статуи отличаются особенным благородством пластики: в фигурах мужчины и женщины ясно ощущается целостный каменный блок, из которого они изваяны. Гармонична раскраска – сочетание белого и смугло-золотистого, оживляемое цветными полукружиями ожерелья Нофрет и столбцами иероглифов на спинках кресел. Приложив руки к сердцу, устремив взоры прямо перед собой, чистые душой и помыслами, супруги предстают перед лицом вечности.

В рельефах Древнего царства утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов. Классический пример такой композиции – рельеф из гробницы в Саккара. Слуги усопшего ведут быков, выступающих с царственной важностью. В нижнем поясе этого же фриза шествую стайками гуси и журавли. Движения слуг довольно непринужденны – они нагибаются, оглядываются назад, поглаживают быков по спине (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда – при изображении хозяев). Однако равномерная повторяемость фигур, их движений и поз лишает сцену оттенка жанровости и придает ей нечто ритуально-торжественное: это не скотный двор – это вереницы живых существ движутся в вечность.

Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом возник, а позже широко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 в. до н. э. Изображение его жены, красавицы Нефертити, повлияло на идеал красоты даже наших дней.

Задание: 1) выпишите названия скульптурных памятников Древнего Египта; 2) выпишите правила древнеегипетского канона скульптурного изображения людей; 3) какие разновидности скульптуры использовали древнеегипетские ваятели?

 

Скульптура Древней Месопотамии

В Древней Месопотамии сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Стены дворцов украшали плиты с выпуклыми изображениями людей, животных, растений и др. В некоторых дворцах этих рельефов было столько, что если их расположить в один ряд, он вытянулся бы на сотни метров. На рельефах изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни (например, рельеф из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии). Правитель, которого считали равным богам, изображался гораздо большим и сильным, нежели его подчинённые.Умело переданы многие детали, хотя фигуры людей немного скованны и неуклюжи. Совсем иначе – естественными и стремительными – представлены животные в сценах охоты. Совершенство этих образов не удалось превзойти в позднейших рельефах. Из ярких глазурованных кирпичей составлялись узоры и фигуры на стенах. Тут можно было найти цветки, напоминающие ромашку, а также быков, львов и фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Подобные изображения украшали ворота богини Иштар в Вавилоне.

В странах Междуречья создавались также произведения круглой пластики – вылепленные из глины или вырубленные из камня изваяния. Камень для этого в Месопотамию ввозили из других мест. Предпочитали создавать внушительные статуи правителей. Хотя в лицах статуй мастера добивались сходства, волосы, борода и одежда были стилизованы: их форма была упрощена и несколько огрублена, но зато поверхности были декоративно обработаны. Волосы и борода образованы из одинаковых крутых завитков; мелкие складки и орнаменты оживляют поверхность одежды (например, бронзовая голова царя Саргона). В круглой пластике также выполнены грозные изваяния фантастических зверей, охранявших ворота (например, крылатые быки – шеду - из дворца Саргона).

В 6 в. до н. э. высокая культура народов Месопотамии была разрушена в результате персидского завоевания. Город-дворец Персеполь, заложенный царём Дарием и законченный его сыном, поражает своей грандиозностью. Порогом Персеполя служили монументальные Ворота Всех Стран. Охраняя вход, здесь стояли гигантские крылатые быки с человеческими головами – гопатшахи (потомки вавилонских шеду). Бык для древних персов был символом солнца. Как египтяне и вавилоняне, персы изображали не то, что они видят, а то, что знают. Они знали, что во фронтальном ракурсе у гопатшаха должны быть видны только две ноги. Но когда процессия входила в ворота и людям открывался вид сбоку, они должны были видеть четыре ноги, и поэтому у каждого изваяния к передней ноге, обращённой к проходу, и к задней сбоку добавлено ещё по одной конечности: фактически крылатые стражи имели по пять ног. Ведущая на платформу ападаны (приёмного зала) пологая лестница украшена рельефами с изображением воинов. Во главе процессии слуги проводят царских коней и сопровождают великолепные колесницы – одну для царя, другую же для Ахурамазды (бога света, солнца). Вереницы знатных воинов стоят в торжественных позах, упирая копьё в палец ноги. Все воины на одно лицо, со сросшимися бровями, орлиным носом, завитой бородой. Рельефы были раскрашены особыми немеркнущими красками, а изображения вельмож имели инкрустации из бирюзы и тёмно-синего лазурита. Фон рельефа, обработанный зубчатым инструментом, сохраняет следы окраски до сих пор.

Задание:1) выпишите названия скульптурных памятников Месопотамии; 2) чем обоснованы черты стилизации изображения людей в месопотамской скульптуре; 3) сколько ног у крылатых быков и почему?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных