Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общение с искусством. Цель урока: средствами искусства осознать процесс собственной трансформации на основе Истины, Доброты и Красоты.




Цель урока: средствами искусства осознать процесс собственной трансформации на основе Истины, Доброты и Красоты.

Задачи урока: исследовать шедевры мирового искусства разных жанров на предмет выявления принципов гармонии, как совершенной формы красоты; абсолютной красоты – что красиво для всех и всегда; принципа резонанса - познания истинного «Я» - красоты, гармонии, мелодии, симметрии; переживание катарсиса – как процесса очищения при восприятии искусства.

Цитата: «Красота придаёт объекту сияние. Истина открывает его настоящую сущность» (ССГ т.22, гл.22)

 
 


· Генрих Боровик «Жуткая история» (Роман-эссе «Пролог» М.1985, гл.2, с.41)

«В Нью-йоркском музее «Риверсайд» открылась выставка художника Тосуна Байрака. И вот солнечным безмятежным днём я отправился в музей. Швейцар торжественно открыл тяжелую стеклянную дверь. Было пусто, гулко и спокойно.

Я прошел в кабинет директора, миссис Ореол Фарб. Там сидели две женщины – сама миссис Фарб и её секретарь. Они были приветливы и спокойны.

- Ваша пресс-карточка? – попросила миссис Фарб (в музее был выходной день). Я вручил.

- Итак, вы хотите посмотреть? – многозначительно произнесла директриса. - Да.

- Идёмте! – И она решительно повела меня из директорского кабинета. Мы прошли по нескольким залам, прежде чем остановились.

- Вот! – сказала директриса почти торжественно.

На дверях висела надпись: «Детям до 17 лет вход воспрещен». Радостно ощутив на себе груз годов, я переступил порог.

Стены и потолок небольшого зала были выкрашены в глубокий чёрный цвет. Присмотревшись, я увидел справа от себя красную светящуюся надпись: «Запасной выход». Дверь под надписью была заложена красным кирпичом. Ещё одна дверь была слева. Но на ней висел амбарный замок. Я хотел было обернуться к директрисе, чтобы спросить о символическом значении амбарного запора, как услышал щелчок замка за спиной и приглушенный голос миссис Фарб, отделённой от меня створкой двери.

-Вы заперты, - нравоучительно сказала директриса. – Вам некуда деться. Выхода нет… - И после паузы пояснила ласково: - Это для психологического эффекта. Я уйду, чтобы не мешать вам… Раздался строгий постук её каблуков.

Когда глаза привыкли к желтому полумраку, я разглядел в нескольких шагах от себя на чёрной подстилке женщину без ног, с головой свиньи. Двинулся было к ней, но споткнулся о пару высоких ботинок, стоявших прямо у входа. Нагнулся, чтобы убрать забытую кем-то обувь, но пальцы окунулись в нечто липкое. Из ботинок торчали кости с ошметками почерневшего мяса. На полу около подошв блестела черная лужица.

Растопырив липкие пальцы рук, я подошёл к папье - машевой женщине. Из свиной пасти её головы тянулась полиэтиленовая прозрачная кишка с десятком утробных поросят внутри.

Скрипнула задетая мной детская качалка, обшитая чёрными кружевами. Внутри лежал женский торс – безголовый и безногий. На нём уютно примостилась рыжая змея. «Здорово сделано!» - подумал я восхищённо. Но змея вдруг подняла голову и посмотрела на меня куриным глазом. Это была, черт возьми, живая змея.

В углу, слева от качалки, стоял гипсовый или какой ещё там человек в полный рост. У него, слава богу, были нормальная голова и человеческие ноги. Однако голова была помещена в клетку, в которой мелко суетилась белая крыса с красными глазами. Посуетившись, она встала на задние лапы и принялась грызть человечье ухо. Я заметил следы крысиного аппетита и на других частях лица.

Размышляя о символическом значении увиденного, я заметил огромный желтый человеческий глаз, глядевший на меня прямо со стены. Он был эффектно подсвечен изнутри невидимой лампой. Я подошёл к глазу и посмотрел в него. Через сильное увеличительное стекло роговицы на меня глядела оскаленная морда крысы.

Мне захотелось присесть, чтобы, как водится во всех музеях и картинных галереях, пристальнее всмотреться в создания художника, поразмыслить над ними спокойно. Оглядев черно-желтую комнату, я увидел в дальнем углу нечто вроде скамейки. Отправился туда. Но скамейка оказалась унитазом, облепленным жизнерадостно - яркими петушиными перьями. Это тоже было произведение художника. Сидеть на произведении, согласитесь, было бы неудобно.

Вдруг из унитаза, раздались какие – то звуки. Я не удержался и приподнял крышку. И что же! Из глубин канализации на меня смотрели голубые, чуть на выкат, глаза. Его глаза! Я узнал их сразу по снимкам Тосуна Байрака, которые видел в нью-йоркских газетах. Вот оно – прозрение художника! Табличка на унитазе пояснила: «Автопортрет». Значит, я не ошибся. Это действительно был Он – Мастер. Возле гипсовых ноздрей и рта возились живые тритончики, черепашки, пиявки и прочая водяная нечисть. Глаза смотрели вдохновенно и пророчески.

Некоторое время я постоял над этой композицией, раздумывая – закрывать или не закрывать крышку. Напряжённые думы прервал жесткий скрипучий голос: - Уоаттт?! Вздрогнув, я оглянулся. Никого. - Уоатт?! – опять послышался тот же голос и какое-то шевеление, даже вздох как будто. Я снова быстро оглянулся, но снова никого не увидел. Но зато снова услышал тот же самый вопрос – что? – приобретавший каждый раз всё более и более трагическую окраску. Я скосил глаза на унитаз. Неужели сам Мастер? - Уоатт?! Нет, голос шел сверху. Я поднял голову. Над унитазом под самым потолком висела клетка. В ней на жердочке сидел попугай и крутил головой, будто вывинчивал её из себя.

Я искательно помахал ему рукой. - Уо-а-а-атт?! – рассердился попугай и перевернулся на жердочке головой вниз.

Чувствуя некоторую усталость, я начал искать выход. Кирпич, слава богу, оказался пластиковым, и запасная дверь легко открылась. Над дверным косяком висела белая тапочка с левой ноги.

В кабинете меня ждала директриса. - Ну как? – спросила она серьёзно. - Н- да! – только и смог я произнести. - Ага, значит вы шокированы! – В голосе слышалось торжество.

- По-видимому. - Прекрасно! - Позвольте задать несколько вопросов. - Пожалуйста. - Как вы формулируете для себя цель этой выставки? Миссис Форб не думала ни секунды. - Цель – образовательная. - То есть? - Пусть люди знают всё. Тосун Байрак даёт человеку ужасное и прекрасное. Пусть человек выбирает. - Что здесь по части прекрасного?

Миссис Форб думала не больше семи секунд. - Ну…прекрасное, так сказать…выражено в том, как эта выставка сделана. Чёрные стены. Замурованная кирпичом дверь. Очень похоже, правда? И прочее. Я вспомнил перья на унитазе.

- Искусство Байрака действует на все органы чувств посетителя. – Директриса вытянула кулачок и начала отгибать пальцы: - Во-первых, на зрение. Во-вторых, на осязание – можно трогать руками всё, что хотите, - и она посмотрела на мои всё ещё растопыренные пальцы. – В-третьих, на слух. Попугай Фреди задаёт вопрос – «что?» - который звучит философски. В-четвёртых, обоняние… - Она вдруг всплеснула руками. – Ах, ведь сегодня вы не получили полного психологического воздействия! Ай-яй! Ведь сегодня не было запаха. - Какого запаха? - Обычно мы добиваемся в комнате при помощи несложных химикалий натурального трупного запаха. Вы лишились многого.

Она покачала головой. И секретарша покачала головой. И у меня началось небольшое головокружение. - Так что воздействию искусства подвергаются все органы чувств, - продолжала директриса. – Мы только не смогли придумать, как воздействовать на вкусовые ощущения человека. Со вкусом у нас не получилось. И она мило улыбнулась, - мол, не взыщите. - Значит, художник и вы добиваетесь… - Шока! – решительно подтвердила миссис Фарб. – Шока! - Зачем? – спросил я и, кажется, покраснел, поняв наивность своего вопроса. Директриса улыбнулась покровительственно: - Шок пробудит в зрителях что-то… - Что? Снова спросил я с неловкостью. - Уж что-нибудь да пробудит, - сказала директриса решительно. – Шок заставит их думать. - О чём? (Моя настырность становилась неприличной). - Ну, вообще… - сказала мадам. – Вы заметили, кстати, что крысы отъедают от лица разные части? – неожиданно спросила миссис Фарб безо всякой внешней связи с предыдущем. – Мы никогда не знаем, что она съест завтра… - Очень интересное наблюдение, - сказал я.

- Да, - задумчиво произнесла директриса. – К сожалению, не все люди могут оценить настоящее творчество…»

- Представьте себя на месте автора. Понравилось бы вам это искусство? Нужно ли это искусство людям? Есть ли в нём смысл, польза, истина, красота? А теперь рассмотрим эту картину.

§ Т. Жерико «Плот Медузы» (принцип резонанса)

- Что чувствуете вы, глядя на картину? Что изображено? Попробуйте передать сюжет картины.

Мы видим: среди бушующего, грозного моря – еле связанный из обломков, заливаемый волнами плот. Наклонилась самодельная мачта, лохмотья парусов рвёт ветер. На плоту – люди: мёртвые и живые, отчаявшиеся и покорно ожидающие смерти, молящие о спасении и проклинающие небо, потерявшие всякую надежду и в состоянии ярко вспыхнувшей надежды на спасение.… У края плота, лицом к зрителям, старик обхватил рукой, прижал к коленям труп юноши. Рядом – сильное мужское тело сползает в море и, зацепившись ногой за балку, бьётся о волны. А на противоположном краю люди в возбуждении поднимают на бочку негра, он неистово машет белым платком, подаёт сигнал, призывает. Разорванные в клочья мрачные тучи несутся по небу. Тень одной из них упала на сцену скорби. Но красноватый свет восходящего солнца высветлил горизонт. Его отблески коснулись плота, зловеще очертили тела погибших, вспыхнули надеждой на лицах живых.

- Что, по-вашему, хотел сказать людям автор произведения?

Художник создал картину о жизни и смерти, о беспредельности страданий, которые могут выпасть на долю каждого человека, о многообразии душевных состояний людей, находящихся на краю гибели. Для того чтобы глаз зрителя мог охватить все действия, увидеть трагедию единоборства горсточки людей и разбушевавшейся стихии, художник изобразил события с верхней точки зрения. Он запечатлел момент, когда некоторые из гибнущих людей увидели на горизонте корабль.

Историческая справка: тема борьбы человека со смертью, со стихией, тема мужества людей и одновременно выступление против политики правительства, погрязшего в коррупции, - таково идейное содержание полотна Т. Жерико «Плот Медузы», выставленного в 1819 году. Картина написана под впечатлением опубликованных подробностей о гибели французского фрегата «Медуза». Оказалось, что причиной катастрофы были неверные действия капитана, аристократа, не знающего морского дела и назначенного королём на эту должность по протекции. Погибла большая часть команды, пассажиры. Люди пытались спастись на плоту. В течение 11 дней их носило по бушующему морю. Из 149 человек лишь 15 устояли против стихии и были сняты с плота кораблём «Аргус». При обследовании плота, были обнаружены следы каннибализма.

- Представьте себя в числе этих людей. Ваши ощущения и переживания? Как вы думаете, почему эта картина взволновала в своё время людей и продолжает волновать нас? Что здесь есть Истина, Добро и Красота?

Истинные переживания, связанные с восприятием шедевров мирового искусства, помогают нам понять самих себя, помогают в нахождении верного решения жизненных проблем, прояснению цели и смысла поступка и жизни в целом. Это состояние называется катарсисом (KATHARSIS – очищение). Если это есть в произведении искусства, то мы можем сказать, что в нём присутствует Истина, Добро и Красота.

- А теперь обратимся к музыке. Попробуем пропустить звуки через своё сердце и поделиться тем, что пережили.

§ И.С.Бах «Шутка» из Сюиты №2 (слушаем оригинал) (принцип абсолютной красоты)

- Какое настроение передаёт автор? Что хотел он сказать нам этим произведением? Как вы это поняли?

О музыке говорить всегда не просто, но попробуйте рассказать своё впечатление об этом произведении своему другу (подруге), который никогда его не слышал. Задание: разбиться на пары и провести этот эксперимент. Давайте вновь настроимся на восприятие музыки – обратим своё внимание внутрь себя - послушаем сердцем.

§ И.С.Бах «Шутка» (в исполнении оркестра народных инструментов)

- Вы узнали это произведение? Что изменилось в его звучании? Произведение исполнил оркестр народных инструментов. Ваше впечатление? И снова настроимся на восприятие музыки.

§ И.С.Бах «Шутка» (вокал)

- Оцените данное исполнение. Вам понравилось? Если да, то попробуйте ответить на вопрос: почему такая обработка допустима и почему она так красиво звучит?

Известно, что это произведение было во времена Баха упражнением для распевания детского хора в Лейпциге при церкви Св. Фомы, где И.С.Бах служил кантором и органистом. (Их было 55 голодных, полуодетых детей – сирот, которых Бах обучал не только пению, игре на музыкальных инструментах, но и латыни) Это произведение было частью Сюиты №2 для органа, но в более спокойном темпе. Однажды, когда учителя не было в классе, дети, ради шутки стали петь свои партии очень быстро. Бах услышал это исполнение, и оно не могло ему не понравиться. С этого момента в Сюите №2 появилась эта «Шутка». Послушаем ещё один вариант.

§ И.С.Бах «Шутка» (коллаж)

- Ваше впечатление? Что вы почувствовали, заметили, пережили? Какой образ возник в вашем воображении?

Образное богатство музыки И.С.Баха обладает удивительной силой художественного воздействия, и долго ещё его музыка будет обогащать духовный мир тех слушателей, кто любит музыку, кто умеет её слушать и слышать. Музыка Баха несёт людям глубокие знания о человеке, о жизни его души, развивает в нём умение к состраданию, пробуждает лучшие качества. Если это так, то можем ли мы сказать, что это произведение Баха несёт в себе преобразующую силу, что эта сила в состоянии изменить нас, помочь нам заглянуть в тайники нашей души? И если это так, то значит, в ней присутствует Истина, Добро, Красота. Сатья Саи говорит: «Красота придаёт объекту сияние. Истина открывает его настоящую сущность» (ССГ т.22, гл.22)

- А что вы можете сказать об этой художественной зарисовке (читаем отрывок из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)?

§ М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (принцип резонанса)

«Она несла в руках отвратительные, тревожные, желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему - то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она подругой. И не было, вообразите, в переулке не души. Я мучился, потому что мне показалось, что с ней необходимо говорить, и тревожился, что не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу».

- Ваше впечатление? Как называется это произведение? Кто автор? Мастер впервые увидел Маргариту, но мы не видим Маргариты, мы чувствуем, какое впечатление произвела на Мастера встреча с ней. Как вы думаете, могут ли быть цветы отвратительными, ведь любая форма созданная природой совершенна? Так почему же цветы произвели на Мастера такое впечатление? Какое настроение Мастера передает М. Булгаков в описании цветов? В зависимости от нашего настроения, наших желаний, цвет может вызывать различные ассоциации. «Необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» Мастера и Маргариты, даёт то тяжёлое впечатление и от цветов в руках Маргариты. Зарисовка отдельного фрагмента – букетика весенних цветов раскрывает нам образ Маргариты изнутри, её состояния глубокого, безысходного одиночества. Что здесь Истина, Добро, Красота? Разобраться в этом нам помогут слова Сатья Саи. Он говорит: «Эстетическое чувство основывается на творческом воображении. Воображение и творческий импульс…берут начало из Праджны, Божественного источника всей творческой деятельности » (Баба, 24-9-1987)

 

Давайте теперь закрепим эти знания и проведём небольшое исследование. Разобьёмся на три творческие группы. Каждая получает своё задание. В течение 10-15 минут мы будем исследовать картину. По завершении работы каждая группа представит своё эссе в литературной или любой другой форме.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных