Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ СКУЛЬПТУРУ?




  • Лоренцо Лоренцетто «Мёртвый мальчик на дельфине»

- Ваше впечатление? (картина написана по рисунку Рафаэля Санти) В одной из античных легенд рассказывалось о привязанности дельфина к мальчику, спасшему его из сетей рыбаков. Однажды, когда дельфин был со своим другом в море, налетела буря, и мальчика смертельно ранило. Дельфин вынес на берег бездыханное тело мальчика и, тоскуя о нём, умер.

- А какую музыку вы слышите при созерцании этой скульптурной композиции? Слушаем.

  • Г.Форе «Пробуждение»

- Что вы услышали в этой музыке? Услышали тонкое сочетание света и печали? Почему печаль светла? Кажется, что мальчик спит. Ещё чуть – чуть… и он проснётся. Музыка так и называется «Пробуждение».

Мы провели практику и бесформенность музыкальных образов перевели в форму изобразительных образов. В живописных произведениях, мы постарались услышать музыку. Мы даже скульптуру «озвучили» и после столь серьёзной практике мы приступаем к погружению в тему нашего урока «Звучащий дух бытия». Мы постараемся синтезировать, воссоединить, найти единство художественных и музыкальных образов, насколько это будет возможно – проникнуть в «звучащий дух Бытия». Разобьёмся на две группы. Для 1-ой – задание №1. Для 2-й – соответственно задание №2. Всмотритесь внимательно в картины.

  • Рибера «Св. Энесса» (№1)
  • Дали «Хр. Св. Иоанна» (№2)

- Каждая команда получает вопросы для исследования картины. (Время анализа - 15 мин). Затем команды представляют своё творческое задание, приготовленное как эссе – короткое сочинение. После представления каждой команде предлагается прослушать музыкальное произведение и провести сравнительную характеристику на предмет «подобия образов» по схеме: настроение произведения, средства его выразительности и символичность образов в произведениях творцов искусства.

Вопросы для исследования команде №1. Что чувствуете вы, глядя на эту картину?Опишите то, что вы видите.Определите характер и судьбу этой девушки. Символом чего является её образ?Какая музыка может быть созвучна этому образу?

§ И.С.Бах «Страсти по Матфею» Ария альта (к.1)

Определите настроение тех созвучий, которые объединяют эти разные по жанру произведения. Выделите подобные (похожие) средства выразительности в этих произведениях. Сопоставьте символику образов и найдите сходство. (В конце работы учитель даёт фактический материал, который уточняет и углубляет восприятие, переживание и исследование художественных образов)

- А теперь послушайте эту древнюю легенду, которую художник Ребера положил в основу своего произведения. В одной знатной римской семье жила красавица – девочка и звали её Инесса. Втайне от родных она приняла христианство и за это её приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были ещё отправить в один из Римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено. Бог послал ей ещё одно испытание – её полюбил римлянин язычник, по имени Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит за муж за Прокопия, либо – в весталки. Но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры. Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть – он приказал раздеть её и голой провести по улицам Рима, а потом отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, ангелы облекли девушку в белые одежды. Её комната озарилась неземным сиянием. Те, кто приходил к ней с дурными намерениями, выходили от неё уверовавшими в Бога.

Вопросы для исследования команде №2. Что чувствуете вы, глядя на эту картину?Опишите картину.Какое название вы бы ей дали?Символическое значение картины?Какая музыка может быть созвучна этому образу?

§ Г. Канчели «5-я симфония» (к. 2)

- Определите настроение тех созвучий, которые объединяют эти разные по жанру произведения. Выделите подобные (похожие) средства выразительности в этих произведениях. Сопоставьте символику образов и найдите сходство.

- Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так: «…в первую очередь, в 1950 году я увидел «космический сон» в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной – Христа!»

Из рецензии Александра Меня. «Святой Иоанн картины Дали – это Хуан де ла Крус (1542 – 1591), знаменитый поэт – мистик XVI века. Мистицизм Хуана проникнут жаждой единения с божественной Тайной Бытия. Внутренний опыт говорил ему, что душу, восходящую по ступеням созерцания, ждут тяжкие испытания, «темная ночь», которую не каждый может преодолеть. С Суровым учением Хуана де ла Круса связан смысл картины Дали. Мы видим на ней спокойное озеро с рыбачьей лодкой на берегу – это символ просветлённой жизни. Лучи восходящего рассвета озаряют мирную картину, но над ней – зарево и чёрные бездны космоса. Тёмная бездна лишь слегка прикрыта золотистым «дневным покровом». Неведомое, непостижимое окружает мирное озеро жизни, островок в бескрайнем океане тьмы. Дали прозревает в чёрной бездне образ Христа, страдающего ради единения с миром, ради приобщения его к свету. Гигантское распятие простёрлось над озером, оберегая его хрупкую земную нежность, напоминая, что жизнь хранима Крестом. В картине Христос св. Иоанна он противопоставляет ему гармонию духа, гармонию, которая достигается через борьбу и страдание, через крест – крест человека и крест Бога, соединяющий их».

- И так, давайте обобщим. Мы можем многое:

• пропустив через своё сердце музыку (бесформенное) – превратить её в художественный образ (в форму);

• а в художественном образе – услышать музыку;

Мы сами делаем свой выбор к страданию или блаженству. Так реализуется наш Дух Бытия. У французского поэта Ж. Бреля есть строчки, в которые он вложил суть Духа Бытия русской поэтессы А.Ахматовой. Может это и про нас тоже…

«Сама себя чудовищно рождая,

Собой любуясь и собой дивясь,

Не ты ль, увы, единственная связь

Добра и зла, земных низин и рая?

Мне кажется, что ты всегда у края».

Пение






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных