Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общение с искусством




Цель урока: осознать роль и значение искусства, как силы проявления Божественного в человеке.

Задачи урока: воспитание креативности – развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к творческому характеру деятельности; сопоставление языка науки и языка искусства и осознание преобразующей силы Искусства.

 
 


Эпиграф: «Подражание есть животное качество. Творчество – Божественно» (Ш.С.С. Баба)

- Творчество… Что мы можете сказать об этом? Какое мы, люди, имеем к этому отношение? Где находится этот важный «орган», отвечающий за процесс творчества?

Справка: человеческий мозг больше, чем компьютер. Это центр контроля всех жизненных функций человека. Вместилище интеллекта, памяти и сознания. Место возникновения человеческих чувств «Наш мозг фактически является знакомой для нас Вселенной. Без мозга для нас ничего бы не существовало» Мозг имеет три фунта серой массы. 10-15 миллиардов нервных клеток. 10 в 800 степени соединений (10800) Каждое полушария головного мозга имеет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логические, рациональные действия: операции с числами или цифровыми шифрами; различные логические процессы; анализ; речь, чтение и вербальное общение; запоминание языков и текстов. Правое полушарие отвечает за творчество и эмоции, это: образное мышление (analog); зрительная память; целостный опыт; обобщение/ синтез; идеи, творческие импульсы, воображение; ритм и цвет.

- Как происходит взаимодействие обоих полушарий? Что является плодом этого взаимодействия? Мозг реагирует на информацию, поступающую через органы чувств, с помощью логики и эмоций. Фактическое знание может сочетаться с творчески-эмоциональной частью, логической и наоборот. Взаимодействие между полушариями является источником интуиции. Творчество же - есть результат совершенного взаимодействия обоих полушарий мозга.

- Какое отношение к этому имеет ИСКУССТВО? Что говорит Шри Сатья Саи баба об искусстве? Он говорит: «Искусство – это производное духа и потому оно должно нести в мир духовные ценности».

- А что такое ДУХ? (СИЛА «НЕПОСТИЖИМОГО»!)

Справка: «Непостижимое» – Божественное, можно узнать по шестнадцати божественным силам. Это контроль над пятью функциями тела, пятью чувствами и пятью стихиями. Но эти способности с помощью аскетического образа жизни и духовной практики может развить в себе и человек. Шестнадцатая же сила находится за пределами досягаемости человека. Она проявляется только тогда, когда на землю нисходит божественное существо, которое подобно Бесконечному Высшему Сознанию и обладает всеведением, всемогуществом и вездесущностью.

- Можно ли увидеть, услышать, воспринять «Непостижимое» органами чувств? Если да, то как?

Научный опыт: ученые, с помощью креативного замораживания воды обнаружили «замороженную информацию». Воду, предварительно перед заморозкой, «облучали» музыкой, словом, образами и пр. И вода, в различной форме снежинок, открыла нам «образ Непостижимого» Если принять во внимание, что человеческое тело на 70-80 % состоит из воды, то становится очевидным, что мы становимся тем, что мы видим, слышим и воспринимаем любым образом. Рассмотрим эти снежинки и отметим, что всё позитивное («со знаком плюс»), гармоничное и совершенное – воплощается в соответствующие образы снежинок, которые удивляют не только своей неповторимостью, но и красотой, пропорциональностью и гармонией. А всё негативное («со знаком минус») напротив, отличается «уродством» и дисгармонией в отображении снежинок.

Проведём опыт: вслушаемся внимательно, как об одном и том же говорит НАУКА и ИСКУССТВО.

Научное определение строения глаза: «Глаз – это орган восприятия света. Глаз состоит из воспринимающих свет (зрительных) клеток, хрусталика и аппарата для приведения получаемого изображения на ретине. Перед глазом находится радужная оболочка отверстие, которое называется зрачком. При ярком свете зрачок сужается; при слабом, чтобы уловить больше света, - расширяется. Глаза позвоночных (в том числе и человека), имеют шарообразную форму. Стенка их состоит из трёх оболочек – наружной белковой, или склеры, средней сосудистой, или хориоидной, со сплетением кровеносных сосудов, и внутренней сетчатки, состоящей из зрительных пигментных клеток.На передней части белковая оболочка переходит в роговицу и радужную, обрамляющую кольцом хрусталик. Хрусталик прикреплён кольцеобразной связкой к валику внутренней поверхности глазного яблока, - реснитчатому телу. Хрусталик глаза разделяет его на два отдела: переднюю камеру, которая наполнена влагой, между роговицей и хрусталиком, и заднюю, между радужной оболочкой и ретиной, наполненной студенистой массой - стекловидным телом».

§ Рокотов Ф.С. «Портрет Струйской» (дать без комментариев и прочитать стихотворение)

§ Заболоцкий Н. «Любите живопись, поэты…»

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова, снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают,

И приближается гроза.

Со дна души моей мерцают

Её, прекрасные глаза…

После паузы предлагаем размышления на заданные вначале вопросы, а именно: в данном случае, ученый – анатом, поняв всё о том, как устроен и действует человеческий глаз, делает схему строения глаза. Мы с интересом наблюдаем его составные части, но это не вызывает волнения наших чувств. А вот портрет Струйской и стихи Заболоцкого волнуют многие поколения людей, и мало того, они позволяют нам понять душевную жизнь этой женщины. В отличие от науки, которая говоря словами И.И.Павлова, как бы рассекает, анатомирует действительность, искусство стремиться к её целостному отражению, к постижению мира во всём богатстве его свойств и качеств. Творец искусства первоначально аппелирует к сердцу читателя, зрителя, слушателя. А через него – к разуму. Ученый же, непосредственно обращается к разуму. Он мыслит абстрактно. Он изучает человека, явление – в общем. А художник – смысл этих явлений раскрывает через конкретные художественные образы. Он показывает силу и роль любви, или подвига, или преступления через поступки и события, придуманных им героев. Заставляет нас стать их участником, радоваться и страдать вместе с героем. И творец искусства, и ученый отдают все силы своего ума и сердца своему исследованию. Но в формуле, открытой ученым, мы не увидим его души, его страданий и мучительных поисков истины. Формула, закон, науки сами по себе беспристрастны. А в любом произведении искусства мы можем услышим, как билось сердце художника. Узнать, что он любил, или ненавидел. О чём мечтал, создавая своё произведение. В любом произведении искусства мы чувствуем живое дыхание той эпохи, в которую это произведение было создано. И ещё, творцы науки и искусства в своих поисках опираются на весь мировой опыт, который предшествовал ему. По - этому поводу говорил Исаак Ньютон так: «Я видел дальше других, потому, что стоял на плечах гигантов» Но Альберт Эйнштейн в своё время сформулировав теорию относительности доказал, что открытия Ньютона верны не для всех случаев физического взаимодействия тел. Он писал в конце своей жизни: «Ньютон, прости меня! В твоё время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для человека величайшего ума и творческой силы». - О чём это говорит? Это говорит о том, что процесс познания мира беспределен. Каждое новое открытие в науке выявляет ограниченность знаний и представлений ученых предыдущих эпох, хотя и происходит на основе этих достижений. - А в искусстве? Творения Шекспира, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Баха, Бетховена, Пушкина, Чайковского и других творцов существуют, и сила их воздействия на людей не слабеет, а приумножается. Они не стали меньше волновать нас с появлением более современных имен творцов, хотя творчество последних есть дальнейшее развитие открытий в искусстве, сделанных их предшественниками. Рассказывая потомкам о жизни людей своей эпохи, сохраняя её живое дыхание, творец искусства продолжает жить в своих бессмертных творениях и продолжает активно участвовать в формировании духовной жизни многих последующих поколений. В этом и есть великое значение искусства, его сила.

- Что же такое искусство? Какую роль оно призвано играть в жизни людей?

Искусство -это возможность выразить, что - либо без помощи слов, выразить наши чувства, интуицию, видение. Ономожет выразить наш взгляд на реальность.Искусство – этоспособность понять то, что мы не могли видеть прежде,способность тронуть и поразить наше сердце и ум.Оно достигает более глубоких слоев сознания. Может вылечить и порадовать наше сердце.

- Какие виды искусства мы знаем?

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Поэт Вадим Шефнер так описал в своих стихах значение слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…»

Казалось бы, простое привычное человеческое слово, но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной. В соседстве с другими словами оно начинает звучать необычно, вызывая в нашей памяти множество ассоциаций. Так возникает литературный образ.

Изобразительное искусство – вид искусства, создающий на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Портрет человека может быть написан красками, изваян из камня или выгравирован резцом гравёра. Так изобразительное искусство объединяет живопись, скульптуру, графику. Живописец оперирует красками, которыми он на плоскости изображает предметный мир, изображает так, как он его видит, как чувствует, и то, что он знает о нём. Специфические средства живописи – цвет, рисунок, композиция - позволяют художнику запечатлеть, а зрителю увидеть цветовое многообразие мира, вызвать особое отношение к нему, особое настроение.

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Великий немецкий поэт Генрих Гейне сказал о сути музыкального языка так: «Там, где кончаются слова, начинается музыка» - Давайте попробуем прочувствовать и понять особенности и силу языка искусства.

  • Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

- Всмотритесь внимательно в эти художественные образы. Ваше впечатление? Расскажите всё, что вы видите на полотне.

Раздвинулся занавес над алтарём – и в ореоле мерцающих, тающих в эфире херувимов предстала Божественная Дева. Спустившись с облаков, она уже ступила на земную планету. Покорная неизбежному решению она несёт миру как жертву для его спасения, младенца. И только тень страдания лежит в уголках её дрожащих губ; а он так величав, спокоен, как царь или античный герой, - младенец с глазами мудреца. Паря на облаке созерцает их Папа св. Сикст – 2, его тиара видна на алтаре. Своей протянутой вперёд рукой Сикст поручает благости Мадонны, как бы стоящих внизу верующих. Два ангелочка, отделившись от толпы своих собратьев, залетели вперёд и, облокотившись на край алтаря, любуются приближением Создателя. А св. Варвара с её атрибутом – башней, в которой она была заключена по преданию, благоговейная спутница Мадонны, всегда созерцающая в небе то, что Сикст видит лишь впервые, любуется теперь этими двумя ангелочками, умилённая глубокой грустной думой, затенившей их детские лиц.

- Чем привлекает эта картина? Перед нами работа опытнейшего режиссёра и знатока «человеческих душ», великого мастер композиции и цвета – Рафаэль Санти. Его «творческая кухня» - это всегда узнаваемый и неповторимый стиль - подчерк мастера. Приём ассиметрии объёмов и силуэтов усиливает беспокойство и внутреннее движение в композиции картины. Все взоры действующих лиц на полотне направлены в разные стороны, образуя некий замкнутый круг. Лишь Мадонна и младенец в упор смотрят на нас. И этот взгляд отрешённый и взволнованный, невольно заставляет каждого стать соучастником события. Без напыщенности, ни на миг не фальшивя, мастер рассказывает нам об этом невероятном таинстве! И мы верим художнику, как верят правдивому свидетелю необычного события. Так неотразим пластический строй картины. А если мы попробуем проследить взглядом за движением складок на одеждах и драпировок, то выявим некую закономерность. - Какую? Какую бы фигуру, деталь или элемент картины мы бы не рассматривали, наш взгляд постоянно возвращается к центральному образу Девы Мари и её Божественного сына. Всё подчинено главной цели – заставить нас увидеть и понять взор Мадонны. Всё изображение вокруг, лишь сложная и необходимая рама, лишь аккомпанемент к центру полотна, лику Марии. Стремительный бег линий, весь сложный абрис силуэтов – всё неизбежно приводит нас к Ней. Расчёт мастера точен. И мы в плену у Мадонны на всю жизнь. Такова сила обобщённого образа, прекрасно воплощённая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне. Мадонна не только прекрасна, но и бесконечно мудра. Её взор, кажется, проникает в самую глубину явлений. О ней можно сказать словами Сервантеса:

«Она умеет видеть суть явлений

И там, где для мудрейшего темно…»

- Давайте теперь попробуем сопоставить этот Образ с эмоционально – образным строем музыки Ф.Шуберта

  • Шуберт Ф. «Аве Мария».

Здесь важно услышать и почувствовать удивительное сочетание живописи и музыки, простоты и величия. Как художник и композитор, каждый своими средствами, создаёт ощущение возвышенного, одухотворённого, прекрасного.

- Можем ли мы увидеть или услышать Присутствие Творца в этих произведениях? Давайте рассмотрим снежинку, которая появилась вследствие «облучения воды» музыкой Ф.Шуберта.

- Как – же возникает этот процесс, «алхимия творчества»?

У поэтессы Анны Ахматовой есть такие строчки о процессе творчества:

«Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается, какой- то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него неповторимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь».

- О каком «всепобеждающем звуке» рождающимся в душе человека, идёт речь? Когда вы занимаетесь той или иной творческой деятельностью, появляется ли у вас подобное ощущение? Кто диктует строки в тетрадь поэта? Как рождается творчество? (Вопросы для домашнего анализа)

Пение. Песня Ю. Атаманова «Мы едины в Господе»

1. Мы Едины в Господе, (2раза в конце песни)

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности –

Это жизни Гимн.

Луч любви для каждого,

Зёрнышко Земли.

Прорастает зёрнышко

В Бога Светлый Лик.

2. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для маленьких,

Луч и для больших,

Луч для падших ангелов,

Луч и для святых.

3. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для нищего,

Луч и для царя.

Для Звезды Рождественской

И для янтаря.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных