Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Найдите и устраните ошибки, нарушающие правильность речи.




Вариант 1

Теоретическая часть:

1. Русский литературный язык. Язык и речь. Язык и мышление. Понятие языковой нормы.

2. Основные виды образования переносного значения слова: метафора, метонимия, синекдоха. Стилистическое использование многозначности.

3. Основные ситуации и функции речевого этикета.

Практическая часть:

1. Расставьте ударения в словах:украинский алфавит, проклятое плато, начала неподалеку откупоривать бутыли, балованное дитя, красивейшего герба, сумерничать на досуге с ходатаями, заплесневевшего щавеля, алфавитный каталог, хозяева вагона-ледника, шарфы и банты.

2. Вставьте пропущенные буквы /выберите правильный вариант, объясните орфограммы: оси(н/нн)ый, бе(с/з)призорник, в..н..грет, мальч..нка, грош..вый, матро(с/сс)кий, абха(з/с)ский, он кле(е/и)т, они кле(я/ю)т, газирова(н/нн)ый л..монад, гр..моз..кий по г..б..ритам, б..рдовый борщ.., в..л..колепный в..т..р..нар, бе(з/с)хитрос..ный в..т..ран, туш..нка, зам…нить в л…вушку, истинное насл…ждение, непозволительная роск…шь, прид…вать значение, оч…ровать друзей, погл…щает запахи, сост…влять план, скр…пить листы, скр…пя сердце, пож…леть сироту, ш…ловливый малыш, посв…тить рассказ, обв…вает лицо, усм..рённый поток, возгл…влять делегацию, обв…нять в недосмотре, изобр…жать героя, прогн…зировать события, спр…вляться о здоровье, вы…влять недостатки, неисс…каемый источник, сост…влять план реферата, ув…дание природы, распр…мившаяся ветка, глаза сл…паются, бл…госл…вить на подвиг, раздр…жаться по пустякам.

3. Что означают образные выражения? В тексте какого стиля речи можно их употребить? Составить этими с крылатыми выражениями предложения.

Цыплят по осени считают; Гордиев узел; Объятия Морфея; Между Сциллой и Харибдой; Да минует меня чаша сия; В руки просится; За десятью замками; Не лыком шит; Дело наживное; большому кораблю – большое плаванье.

4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, дайте им толкование.

Агрессор, дифференциация, аппетит, грамматика, иллюминация, интеллигенция, касса, класс, коллектив, комментарий.

5. Какие синтаксические нарушения встретились в данных фразах? Устраните погрешности. Назовите предложения, в которых ошибок нет.

1. По окончанию реконструкции на заводе будет установлено более четыреста роботов. 2. Новый тренер организовал и руководит секцией самбо. 3. Употребление ядом глаголов “молить” и “плакать” подчинены той же художественной задаче. 4. Характеристику Алику одноклассники дали отменную. 5. Что будет с Эллисом, пришло ему в голову, надеясь все-таки, что дом не прослушивается. 6. Трое девушек весело плескались у берега. 7. Наша бригада намолотила 3841 центнеров зерна. Окончив службу, мы надеемся, что вы вернетесь к нам на завод. Лермонтов своим громадным талантом и умевший рано постичь недостатки современного ему общества, умел понять, что спасенье страны находится только в руках народа. 10. В прошлом году, когда после окончания средней школы пришли к нам несколько вчерашних школьников, то, думается, этот выбор они сделали в последний момент. 11. Дирекция предприятия постановила о необходимости продлить трудовое соглашение с нами. 12. Он раскрывает всю сущность мещанства, которые прикрывались революционной фразой. 13. Мы обязаны объявить решительную войну с бракоделами.

6. Расставить правильно знаки препинания в предложениях.

1. Я был так ошеломлён этими словами и улыбкой и костюмом, что не мог произнести ни слова (А.А.). 2. Дождь принимался гудеть широко и ровно и на дворе и в саду (В.К.). 3. Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши да чёрные грязные кирпичные бока домов... (И.Г.). 4. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность всякая любовь всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею (В.Б.). 5. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег и первый поцелуй и первый бой... Всё это забирает он с собой (Е.Е.). 6. Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково (А.П.). 7. Мне захотелось застать медведя за едой где-нибудь на поляне или на рыбной ловле на берегу реки или на отдыхе (М.П.). 8. А берёзка мила и при солнце и в самый серый день и при дождике (М.П.). 9. Левин ничего не мог сделать и должен был лежать и смотреть и слушать (Л.Т.). 10. Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо или коснётся горячо её руки или раздвинет пред нею пёстрый полк ливрей или платок подымет ей (А.П.). 11. Как царевна отпрыгнёт да как руку замахнёт да по зеркальцу как хлопнет каблучком-то как притопнет! (А.П.). 12. В лесу одному шумно и жутко и грустно и весело (А.Ф.). 13. Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то схватки боевые (А.П.). 14. Моё поведение во всей этой истории было и не честно и не умно (А.А.). 15. Как приехал да засел в своей Пнищевской усадьбе да надел халат, только его и видели (А.К.). 16. Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распушённые власы и капли слёз (А.П.). 17. Приёмы и обычаи значительного лица были солидны и величественны но немногосложны (Н.Г.).

 

Вариант 2

Теоретическая часть:

1. Предмет и место функциональной стилистики. Основные стилевые разновидности русского литературного языка.

2. Вариантные формы имен существительных, специфика склонений имен собственных в русском языке.

3. Жанры устной деловой коммуникации.

 

Практическая часть:

1. Расставьте ударения в словах:языковые факты, прибывшие на таможню, прозорливый отрок, площадная брань, премируем дояра, новорожденное дитя, обемпечение медикаментами, облегчит прокладку нефтепровода, знамение времени, вы правы.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы:он бор(и/е)тся, они бор(я/ю)тся, г..н..альный г..нетик, (все)об(ь/ъ)емл..щее выч..сление, ю(н/нн)ый, венча(н/нн)ая жена, девч..нка, ш..пот, ш..колад, янва(р/рь)ский, радос..ный, аб..н..мент, без(и/ы)дейный, (экс)чемпион, дк..рации, (в) течени.. месяца, препод…ватель математики, ум…лять значение, потр…сти вообр…жение, вопл…тить в жизнь, непост…жимое решение, обл…гчить уч…сть, обл…чить в измене, пок…рить зверя, об…жать малыша, серьёзное объед…нение, проз…бать на работе, вовремя пост…влять, пр…ст…жная лошадь, побывать в П…тербурге, зач…стили дожди, ув…дать вд…леке, т…снёная кожа, обог…щаться, ст…снённый в средствах, нагром…ждение вещей, п…рхать над цветами, п…лящий зной, разр…дить обст…новку, разгл…шать тайну, см..тение чувств, непост…жимый умом, необыкновенное об…яние, пощ…дить недруга, оп…здать на работу.

3. Как отличаются значения двух синонимов? Составить с ними предложения.

Помощь брата – братская помощь, преданность собаки – собачья преданность, занятия музыкой – музыкальные занятия, создан новый центр города – создан новый городской центр.

4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, дайте им толкование.

Коммунизм, масса, пассажир, пессимизм, территория, эффект, иллюстрация, коллегия, иллюзия, кристалл.

5. Найдите и устраните ошибки, нарушающие правильность речи.

1. Мы наблюдаем и убеждаемся в том, что класс работает на уроках с интересом. 2. Гремяченцы каждого новичка любили прощупать от нитки до нитки. 3. Если руководитель не может вежливо обращаться с людьми, это скажется на его работу. 4. Сейчас люди думают только о себе, его не касается судьба ближнего. 5. Добро надо делать, зная, что из этого выйдет и о последствиях действий. 6. Следует отметить, что журналист назвал только результаты соревнований, но не прокомментировал их. 7. Плюшкин – ужасная скряга. 8. Сегодня вспахали больше трехста семидесяти гектар. 9. Можно, я тебя проведу до террасы? 10. Пять бюллетеней оказалось испорченные.

6. Перепишите, расставляя недостающие запятые. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. И...дали и так и сяк а (в) близи ни то ни сё (посл.). 2. Этот господин был для крепос...ных всем хорош только в одном не то чтоб сбился а как (бы) сума...шедшим становился... (К.С.). 3. Мы любим сестру и жену и отца но в муках мы мать поминаем (Н.Н.). 4. Лич...ком и туда и сюда а делами не годит...ся никуда (посл.). 5. Он [мост] (с) виду хоть и прост а свойство чудное имеет (И.К.). 6. Он жил настоящим мгновеньем за (то) уж жил вполне (И.Г.). 7. Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие то некоторую лё...кость (И.Т.). 8. Не то что (бы) злое но нехорошее что (то) в этой усмешке (Вс.С). 9. В г...рмонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш…пот речки многоструйной (А.П.). 10. Над…енька ни жива ни мертва (А.Ч.). 11. Пред нею зыбл...тся шумят великолепные дубровы ал...еи пальм и лес лавровый и бл говонных миртов ряд и кедров гордые вершины и золотые ап...льсины. (А.П.) 12. Ничего не даётся само собой без усилий и воли без жертв и труда (Герц.). 13. Я чре…вычайно любопытствовал узнать, о чём дядька мой в…думал писать Пугачёву. 14. Когда (нибудь) маленький загляделся я в ту сторону и (на) веки отпечатались в памяти голубые холмы (Сол.). 15. И груши и яблони цвели и осыпались... (И.Б.).

 

Вариант 3

Теоретическая часть:

1. Язык – основное средство общения. Роль языка в жизни общества. Функции языка.

2. Антонимия. Виды антонимов, функции, особенности использования в речи.

3. Управление при однородных членах предложения.

Практическая часть:

1. Расставьте ударения в словах:нет свеклы и щавеля, языковые правила, языковая колбаса, соболезнование сиротам, гербы городов, памятуя о шелковице и арбузах, бисквитные торты, сливовый крем, две простыни, осведомиться о детективе.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы: комари(н/нн)ый, серебря(н/нн)ый, плете(н/нн)ый, краше(н/нн)ая белой краской изба, мужич..к, здань(е/и)це, плать(и/е)це, плать(и/е)цо, више(н/нь)ка, бе(с/з)предельный, к..сательная, прик..снуться, заг..рать, заг..реть, арх..п..лаг, обгл…дать кору, содр...гнуться от ужаса, вышк…ленный официант, раск…лённый шар, неясные оч...ртания, разв..вать промышленность, зал...зать на дерево, обн...жившиеся вершины, погл...щена чтением, осв…тить проблему, осозн…вать сложность вопроса, звукоподр…жание, разр…дить обстановку, прес…кать попытки, св…щенный долг, ст…сняться своей неловкости, неожиданное пок…яние, обл..чать пороки, искренние изв…нения, полезное времяпрепров…ждение, точное летоисч…сление, огл…шать список, обр…мление картины, просв…тительская работа, возобн…вление движения, впеч…тление от прочитанного, ок…заться свидетелем.

3. Что означают образные выражения? В тексте какого стиля речи можно их употребить? Составить этими с крылатыми выражениями предложения.

Дары данайцев; Каинова печать; Летучий голландец; бразды правления; А Васька слушает да ест; Иерихонская труба; держать на мушке; Слава Герострата; отдаваться на волю; сойти с неба на землю.

4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, дайте им толкование.

Балагур, ватрушка, гегемония, гигиена, дизентерия, инженер, кавычки, колчан, манифест, привилегия, университет.

5. Найдите и устраните ошибки, нарушающие правильность речи.

1. Кстати, значительная часть архивных документов было опубликовано в областной газете. 2. Ихними молодыми руками была в нашей деревне построена школа и разбит парк возле пруда. 3. Солнце, склонявшееся к западу и которое едва виднелось сквозь густые сучья высоких деревьев, красиво отражалось в море. 4. Надо заказать рулон толи, пять кочерег и 7,5 килограммов гвоздей. 5. В самый тяжелый момент они, гражданины, спасают урожай. 6. Примерь правый туфель. 7. Все герои пьесы «На дне» хотят освободиться из этого гнета, выбраться из ночлежки. 8. Побывав на Кавказе, у нее стало много друзей. 9. Дружинники следили не только за порзщком в городе, но и в окрестных селах. 8. Сейчас сколько время?

6. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. Невежда в физике а в музыке знаток услышал соловья поющего на ветке... (И.К.). 2. И вид...шь ты синий свод небес да солнце да лес в (серебря...о) матовый иней наряже...ый полный чудес (Н.Н.). 3. Придёт ли врем...чко ... когда мужик не Блюхера и не милорда глупого Белинского и Гоголя с базара понесёт? (Н.Н.). 4. Чего только не было в этом хаосе звуков: крики и визги ярос...ная ругань и хохот хохот пуще всего удары вёсел и топоров треск как от взлома дверей и сундуков скрип снастей и колёс и лошади...ое ск...кание звон набата и лязг цепей гул и рёв пожара пья...ые крики и скрежещ...щая скороговорка (не) утешный плач... моление жалобное отчая...ое и повелительные восклицанья пре...смертное хрипенье и удалой посвист гарканье и топот пляски (И.Т.). 5. Сусанна словечка не проронила в ответ ему, только головой встряхнула и лицо пр...подняла да прямо уставилась на него (И.Т.). 6. Жених это ни то ни сё от одного берега ушёл к другому не дошёл (А.Ч.). 7. Пожалуй, посмотри: ведь у тебя не Бритвы косари; не брит...ся мучит...ся ты только с ними станеш... (И.К.). 8. Здесь в этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весе...их дней красота (бледно) ясной лазури ч...рных голых деревьев прошлогодних к...ричневых листьев сл...жавшихся в кустах первых фиалок диких тюльпанов (И.Б.). 9. Не сила разум нам над вами верх даёт был Человека Льву ответ (И.К.). 10. А в лесу казалось ш...л говор тысячи могучих хотя и глухих голосов о чём (то) грозно перекликавш...хся во мраке (В.К). 11. Там в полях на погосте в роще старых берёз не могилы не кости царство радос...ных грёз (И.Б.).

Вариант 4

Теоретическая часть:

1. Слитные, раздельные, дефисные написания, их связь с лексико-грамматическими процессами в языке.

2. Омонимы. Их виды, функции, особенности использования в речи.

3. Формулы речевого этикета и факторы, влияющие на их выбор.

Практическая часть:

1. Укажите правильное произношение Е в словах:академия, адекватный, бактерия, бутерброд, вундеркинд, гипотеза, депо, детектив, идентичный, интеллект, контекст, модель, партер, патент, стратегия, тент, террор, тест, шедевр, экземпляр.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы:(В)течени..реки,л..б..ди(н/нн)ое оз..ро, в..ликий р..мантик, гаше(н/нн)ая известь, свежемороже(н/нн)ая рыба, легкоране(н/нн)ый солдат, жаре(н/нн)ый кофе, без(ы/и)нициативный, бе(з/с)форменный, пл..вец, попл..вок, зап..рать, зап..реть, улицы освеще(н/нн)ы, девушка умна и организова(н/нн)а, праздник организова(н/нн) студентами, слома…ая хулиганами скамья, игрушка слома…а ребенком, свеча потуше…а ветром, лыжи заброше…ы на чердак, лошади подкова…ы кузнецом, покуса…ые москитами животные, руки искуса…ы комарами, потуше…ый дождем костер, огни потуше…ы давно, испече…ая лепешка, пече…ые блины, картошка испече…а в золе, топле…ое в печке масло, были време…ые трудности, испуга…ый шорохом заяц, приватизирова…ый корпуса.

3. Выберите те фразы, которые стали крылатыми словами и составьте с ними высказывания:На руку не чист; ври, да знай же меру; ты не в своей тарелке; в шуты рядить; проказ и ветру на уме; у них беды себе на каждый час готовь; умудрились не по летам; бросилась сюда я со всех ног; повыкинь вздор из головы; вольности ты лишней не бери; верен до гроба (Грибоедов А.С.)

4. Составьте предложения с иноязычными словами, в которых после шипящих в неударяемом слоге пишется «о». Дайте им толкование.

Жокей, жолнер, жонглер, шовинизм, шокировать, шоколад, шоссе, шофер, Шотландия.

Найдите и устраните ошибки, нарушающие правильность речи.

1. Несколько лет назад он уехал. Куда? Об этом можно лишь предполагать. 2. В соседнем лесу появилось двое волков. 3. Собралась меньшая половина класса. 4. Пошлите закажем пирожино или морожино. 5. Полицией задержано ряд функционеров. 6. В образе Манилова Гоголь показал помещика, который живет мечтами и неспособного к практической деятельности. 7. Я обратно посмотрел на фотографию Алексея Саблина. 8. Он, как и многие дети рабочих, часто голодали. 9. Давыдов, рискуя жизнью, не отдает ключи от амбара и растащить семенной фонд. 10. Никто не хочет играться с твоим дитем. Уж очень он капризный.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных