Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 3. Начало кинематографа в России




Основные тезисы

 

1. В отечественной истории кино раннего периода принято выделять три этапа:

ü 1896–1907: появление кинематографа в России;

ü 1908–1913: начало отечественного производства фильмов;

ü 1914–1919: кинематограф периода Первой мировой войны.

Первый этап. 1896–1907.

ü 1896 (май):первый публичный киносеанс в Санкт-Петербурге: гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер».

ü 1896–1907: прокат иностранных фильмов (фирмы: Люмьер, Пате, Гомон).

ü 1907: начались регулярные съемки документальных серий о русской жизни.

Открытиеторгового дома «Александр Ханжонков и Ко» – первой Российской фирмы по продаже кинематографических лент. Первая российская кинофабрика в Москве, фабрика Ханжонкова, была одной из крупнейших в Европе и по праву считалась лучшей в дореволюционной России.

Александр Алексеевич Ханжонков (1877–1945), первый и самый крупный отечественный кинопредприниматель (кинопромышленник).

На фабрике Ханжонкова:

ü кинорежиссеры: Василий Гончаров, Евгений Бауэр;

ü первые кинозвезды: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский;

ü первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911);

ü первые объемные анимационные фильмы Владислава Старевича.

Второй этап. 1908–1913.

ü 1908: первый российский игровой фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»):киноателье Александра Дранкова (СПб.).

ü 1912: построена на Житной улице в Москве первая профессионально оснащенная кинофабрика (киностудия) Ханжонкова.

ü 1914: начало выпуска российских полнометражных фильмов.

 

Третий этап. 1914–1919.

Другие кинодеятели:

ü Иосиф Николаевич Ермольев (1889–1962), один из первых русских кинопредпринимателей. В 1915 г. создал кинопредприятие в Москве. В фирме Ермольева работали режиссер Я. Протазанов, актер И. Мозжухин.

ü Протазанов Яков Александрович (1881–1945), режиссер, сценарист, актер.

В 1900 г. окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и Ко». В 1904–1906 гг. занимался самообразованием во Франции и Италии.

С 1906 г., сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907 г., сначала как сценарист, потом режиссер (дебют – «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 г. работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 г., завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева.

В дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского (оба – 1915), «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской игры, прежде всего И. И. Мозжухина.

В 1918 г. вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920–1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др.

В 1923 г. вернулся в СССР. Первый фильм после возвращения – «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924). На студии «Межрабпром-Русь» поставил комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930), которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экрана.

Внимание Протазанова к характеру на экране и принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах целый ряд ярких образов, созданных И. В. Ильинским, А. П. Кторовым, М. М. Климовым, И. М. Москвиным, М. М. Тархановым, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В его картинах впервые раскрылись дарования В. П. Марецкой, А. И. Войцик, Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой.

Среди его немых фильмов: «Сорок первый» (1927), «Белый орел» (1928) – с В. И. Качаловым, В. Э. Мейерхольдом в главных ролях. В звуковом кино режиссер впервые осуществил экранизацию «Бесприданницы» А. Н. Островского (1937), вошедшую в киноклассику благодаря реалистической режиссерской трактовке, великолепному актерскому ансамблю. Режиссер не побоялся снять в главной роли молоденькую дебютантку Нину Алисову, свою будущую жену.

Литература

 

1. Арлазоров, М. С. Протазанов / М. С. Арлазоров. – М.: Искусство, 1973. – 280 с.: ил. – (Жизнь в искусстве).

2. Бёрд, Роберт. Русский символизм и развитие киноэстетики / пер. с англ. // Новое лит. обозрение. – 2006. – №5 (81). – С. 67–98.

3. Великий Кинемо: кат. сохранившихся игровых фильмов России 1909–1919 / [сост. В. Иванова и др.] – М.: Новое лит. обозрение, 2002. – 568 с.

4. Гращенкова, И. Серебряный век. В поисках лица [Евгений Бауэр] // Искусство кино. – 2007. – №4. – С. 106–114.

5. Зоркая, Н.М. Увертюра. Серебряные девятьсот десятые // История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2005. – Гл. 1. – С. 7–74.

6. Кинематограф дореволюционной России // История отечественного кино: учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – Гл. 1. – С. 13–42. – (Academia XXI).

7. Разлогов, К. Э. Артистизм в массовой культуре (на материале русского немого кино) // Вопр. философии. – 1997. – №7. – С. 63–73.

8. Рогова, В. Ханжонковское дело: к 125-летию со дня рождения А. А. Ханжонкова // Ракурсы. – М.: ГИИ, 2002. – Вып. 4. – С. 33–68.

9. Страницы истории отечественного кино. Детское кино. Анимация. Документное кино. Кинематограф русского зарубежья / отв. ред. Л. М. Будяк; сост. Дл. Караваев. – М.: Материк, 2006. – 284 с.

10. Ямпольский, М. Россия: кино и культура современности, или Регресс в роли прогресса // Киноведческие записки. – 2006. – №78. – С. 4–20.

 

Видеопрактика

 

1. Отрывки из передач цикла «Легенды немого кино» (Телеканал «Культура», 2004): А. А. Ханжонков; Я. Протазанов.

2. Отрывок из передачи «Яков Протазанов» цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2006).

3. Фрагменты из х/ф режиссера Евгения Бауэра сучастием Веры Холодной: «Дети века» (1915), «Жизнь за жизнь» (1916).

4. Фрагменты из х/ф: «Бесприданница» (1936–37) / Я. Протазанов; «Раба любви» (1975) / Н. Михалков.

5. Отрывок из д/ф «Раба любви. Елена Соловей» (2006).

6. Отрывок из д/ф «Иван Мозжухин, или Дитя карнавала» (2004).

7. Фрагмент из д/ф «Русская идея: история русского кино от Сергея Сельянова» (1995) / режиссер – Сергей Сельянов; текст – О. Ковалов.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных