ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Диагностика познавательной деятельности и способнос-Тей учащихся. Результаты учебной деятельности во многом зависят от уровня развития познавательных процессов и способностей учащихся. Между познавательными процессами и способностями существует неразрывная связь. В основе каждой познавательной способности лежит определенный когнитивный процесс. Если когнитивный процесс обеспечивает успешное выполнение познавательной деятельности, то он тогда рассматривается как соответствующая познавательная способность. Таким образом, с этой точки зрения, познавательные способности полностью отождествляются с когнитивными процессами. Но единство каких либо явлений, как известно, не означает их тождество. Хотя познавательные способности могут существовать только в единстве с когнитивными процессами, но функции, очевидно, они выполняют разные. Когнитивные процессы, по-видимому, осуществляют, главным образом, отражательную функцию, тогда как познавательные способности - побудительную и регулятивную. Когнитивные процессы осуществляют обнаружение, отбор, хранение и переработку поступающей на органы чувств информации. Познавательные способности побуждают личность преобразовывать полученную информацию в разнообразные формы психического отражения действительности: образы, представления, мысли, взгляды, понятия, идеи, планы, проекты, гипотезы, концепции, теории. От познавательных способностей зависит не только возникновение всех этих форм отражения, но и их четкость, ясность и оригинальность. Познавательные способности не только побуждают к созданию новых форм отражения, но и регулируют сам процесс их создания. Существует множество методик диагностики перцептивных, мнемических, интеллектуальных и вербальных процессов и способностей. Но все эти методики направлены на диагностику отдельно взятых познавательных процессов и способностей и не могут дать общей картины функционирования познавательной деятельности и способностей учащихся. Поэтому возникла необходимость в создании такой методики, при одноразовом использовании которой можно было получить всю необходимую информацию для диагностики основных познавательных процессов и способностей. Возможность создания комплексной методики обусловлена тем обстоятельством, что познавательная деятельность имеет целостный характер, который обеспечивается благодаря включению в процесс познания языка и речи. Речь пронизывает все психические процессы, придавая им произвольный, осмысленный характер. Отсюда вся познавательная деятельность имеет осознанный характер и приобретает определенную интеллектуальную направленность. В зависимости от формы и содержания когнитивных процессов познание может приобретать наглядно-действенный, образный и отвлеченный характер. В основе комплексной методики лежит речевой характер информации, воспринимаемой и усваиваемой учащимися в процессе обучения. Главным источником информации для учащихся является речь учителя и текст учебника, излагающий содержание темы. Каждый учащийся, в зависимости от преобладания наглядно-действенного, образного и отвлеченного компонента, лучше всего усваивает ту информацию, которая соответствует особенностям его интеллекта. Для того, чтобы дать количественную и качественную характеристику познавательных процессов и способностей учащихся, необходимо прежде всего зафиксировать объем воспринимаемой речевой информации и дать классификацию языковых средств, посредством которых она закодирована. С этой целью подбирается текст, в котором должно быть дано описание предметов и явлений, связей и отношений между ними, а также действия, совершаемые ими или с ними. Затем подсчитывается количество слов с отвлеченным смысловым содержанием, образным и наглядно-действенным. Объем информации и ее сложность должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Подготовленный таким образом текст зачитывается учащимися, после чего предлагается изложить его письменно и изобразить в рисунках описанные в тексте предметы, явления и действия, осуществляемые ими или с ними. Содержание изложений учащихся и их рисунки анализируются и заносятся в таблицу, где указывается, какая словесная информация была воспринята, как воспроизведена и осмыслена. Таблица 1. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|