Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Л.С.Петрова, А.Н.Фомина

Организация развивающего пространства в условиях коррекционного дошкольного учреждения

//Психолого-педагогическая поддержка развития лиц с интеллектуальной недостаточностью: теоретические и прикладные проблемы. Межвузовский сборник научных трудов /Под ред. А.Зарин, В.Н.Вовка, С.Ю.Ильиной, Ю.Т.Матасова.- Архангельск: Изд. Центр СМГУ, 2004.- С.134-137.

 

В человеческой культуре, в каждом обществе, существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к воспитанию детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Нарушения, проявляющиеся на ранних этапах развития, приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, нарушается связь с социумом, культурой как источником развития, связь с семьей, члены которой являются носителями культуры и призваны помочь ребенку войти в окружающий мир. В овладении социальным опытом ребенку с проблемами в развитии необходима квалифицированная помощь, которая оказывается в коррекционно-образовательных учреждениях.

С целью обеспечения всестороннего развития каждого ребенка с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ создаются необходимые условия, основными из которых являются:

1. Соответствие выбранной программы обучения уровню развития и возможностей воспитанников.

2. Создание и реализация индивидуальной коррекционно-образовательной программы воспитания каждого ребенка.

3. Реализация комплексного подхода в построении коррекционно-воспитательной работы.

4. Наличие квалифицированных специалистов, принимающих участие в организации коррекционно-воспитательной работы.

5. Обеспечение нормативными материалами и учебно-методическими пособиями практической деятельности всех специалистов.

6. Материально-техническое оснащение коррекционно-воспитательной работы.

7. Участие семьи в решении задач коррекционно-развивающей работы.

8. Особая организация развивающей среды, обеспечивающей развитие каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальными и возрастными возможностями.

Среда, окружающая детей в ДОУ, должна обеспечивать охрану здоровья ребенка, его физическое и психическое развития и своевременную коррекцию недостатков этого развития. Развивающая среда в условиях коррекционного учреждения дает возможность:

- Формировать у детей способность познавать себя (осознание себя как личности, познание собственного тела, его частей и функций, умение принимать помощь других людей, умение распознавать свои ощущения и управлять ими).

- Формировать у детей умение заботиться о себе и содействовать относительно самостоятельному функционированию (формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, умения сообщать о своих потребностях, а затем и удовлетворять их, умение видеть опасности и избегать их и др.).

- Формировать у детей способность познавать социальный, предметный и природный мир, умение ориентироваться в социальном, природном и предметном окружении и адекватно его воспринимать.

- Формировать у детей способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них (действовать сообща и самостоятельно, выполнять или отклонять просьбы окружающих и др.).

- Включать ребенка в доступные ему виды деятельности.

Одним из важнейших условий построения развивающей среды и эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия взрослого с ребенком с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с ведущими мотивами и потребностями возраста. Это предполагает:

- адекватные способы общения взрослого с ребенком;

- эмоциональный, зрительный и тактильный контакт ребенка с взрослым;

- постановка перед воспитанником образовательно-воспитательных задач в доступной ему форме;

- подбор средств, методов и приемов передачи ребенку общественного опыта в соответствии с уровнем его развития.

Развивающая среда в ДОУ строится в соответствии с принципами, сформулированными в психологических и педагогических исследованиях:

- принцип деятельностного подхода является основой для взаимосвязанного становления всех видов детской деятельности (предметной, элементарно трудовой);

- принцип дифференцированного и индивидуального построения развивающего пространства;

- принцип учета сензитивных периодов в развитии воспитанников;

- принцип учета двух уровней развития воспитанников (уровня актуального развития и «зоны ближайшего развития»);

- принцип уважения потребностям и нуждам ребенка;

- принцип функциональности развивающего пространства;

- принцип стабильности и динамичности развивающей среды;

- принцип практической направленности коррекционно-воспитательной работы;

- принцип развивающего обучения;

- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка;

- принцип социальной направленности коррекционно-развивающей работы.

В ДОУ выделяются три уровня организации развивающей среды.

Первый уровень – это пространство вceго учреждения, включающее все функциональные помещения, которыми пользуются дети: физкультурный зал, музыкальный зал, комната сказки, кабинеты учителя-логопеда, психолога, массажный кабинет, комната для игр с песком и водой, кухня, прачечная и т.д.

Вторй уровень - это пространство каждой группы в целом (групповая комната, кабинет учителя-дефектолога, спальня: наличие достаточно свободного пространства, рациональное размещение материала и оборудования, наличие уголков уединения и др.).

Третий уровень - это центры, обеспечивающие деятельность детей внутри каждой группы:

- центр игр - занимает самое большое и центральное место в пространстве группы. Это обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью и коррекции недостатков его развития. Оборудование для игр с бытовыми предметами-орудиями, игры на сенсорное развитие детей, игры с природным материалом, сюжетно-ролевые игры, игры на музыкальных инструментах.

- центр конструктивных игр включает разнообразный механический, деревянный, пластмассовый конструктор (напольный, настольный с наличием разных форм (бруски, кубики, кирпичики, арки и т.д.), палочки, коробки-вкладыши, матрешки, пирамидки, мозаики, вкладыши, мягкие модули, наборы разрезных картинок разной конфигурации и т.д., сборно-разборные игрушки, наборы картинок для моделирования).

- центр математического развития – дидактические игры с математическим содержанием, наборы счетного материала, материалы Монтессори и др.

- центр физического и моторно-двигательного развития представлен наличием стационарного спортивного оборудования и изготовленными пособиями (дорожки с различным покрытием, ленточки, застежки и т.д.), атрибуты для подвижных игр и т.д.

- центр экспериментирования-макеты, отражающие характерные особенности сезона, растения леса, луга, овощи, фрукты, особенности растительного и животного мира конкретного региона. Реальные растения, аквариум, оборудование для посадок, для ухода за растениями и аквариумом. Использование результатов продуктивной деятельности (рыбки-оригами, поделки из природного материала и т.д.) дневники наблюдений за растениями, за изменениями в природе и погоде и т.д.

- центр для игр с песком и водой: специально оборудованные столики для игр, песок, глина, вода, емкости для воды, песка, совочки, формочки, резиновые и пластмассовые игрушки, магнитные доски, сачки большие и маленькие и т.д.

- центр искусства - разнообразные материалы и технические средства, бумага разного формата, цвета и структуры, мольберты, мелки, фломастеры, жировой карандаш, трафареты, штампы, тампоны, палочки, кисти разного диаметра, пластилин, тесто и т.д. Наличие схем, форм для моделирования ситуации в оформлении группы и использование результатов продуктивной деятельности. Наличие предметов декоративно-прикладного искусства и произведений искусства (картины, иллюстрации к сказкам), наличие изобразительных игр. Наличие нетрадиционных материалов и оборудования.

- литературный центр-использование технических средств обучения, записи сказок, различные виды театра, литературного материала для формирования представлений о себе и окружающем мире (песенки, потешки, стихотворения, рассказы и т.д.), альбомы с фотографиями, картинный материал по темам (игрушки, посуда и т.д.).

Все центры рационально насыщены игрушками, материалами и пособиями, доступны для детей и соответствуют эстетическим требованиям. В помещении группы выделено пространство для фронтальной и индивидуальной работы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тактические комбинации (операции) | Терминологический аппарат эстетической деятельности


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных