Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала




5. Стадия профессиональной подготовки в разных случаях приходится на возраст от 15 — 18 до 16 — 23 лет. Человек вы­брал учебное заведение или форму обучения и психологически стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) не­которой профессиональной общности. Поэтому этот период можно назвать для краткости стадией или фазой адепта. Сюда отнесем учащихся разных типов и уровней профессионального образования: и учащихся профтехучилищ (или аналогичных им по-новому названных учебных заведений, и студентов технику-


мов, профессиональных школ, вузов, а также "слушателей", "курсантов", "учеников" мастера-наставника и др.). Понятно, что в зависимости от профессии речь может идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе (скажем, в форме простого инструктажа).

Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то приходится в свою очередь различать тех, кто находится на пер­вом, на втором и т.д. годах обучения: здесь от года к году проис­ходят очень существенные изменения самосознания, направлен­ности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть здесь и свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке станов­ления профессионала. Эти вопросы мы оставляем, отсылая чи­тателя к литературе (например, [61], [62], [109], [243], [305]).

В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профес­сиональную общность, культивируемых в ней, овладение специ­альными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, "для жизни", для успешного "профессионального старта". Развива­ются профессионально важные личные качества, структуриру­ются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-професси­ональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избран­ным путем.

6. Стадия или фаза адаптанта: адаптации, "привыкания" молодого специалиста (адаптанта) к работе. Как бы ни был хо­рошо налажен процесс подготовки того или иного профессио­нала в учебном заведении, он никогда не подходит "как ключ к замку" к производственной работе. Если в технической системе выбывший из строя блок, требующую ремонта деталь можно, как правило, заменить, и она сразу будет работать, новый чело­век на новом месте — даже квалифицированный — нуждается в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело здесь в том, во-первых, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения или привычного уже производственного коллектива нетождественны нормам нового места работы. И, например, молодой специалист должен найти в себе разумение и возможности саморегуляции, чтобы распознать, понять, по-


чувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирую­щие и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала, не говоря уж о собственно "технологических" тонкостях дела, и должен суметь "вписаться" в контекст этих норм. Пословица, обобщая опыт межлюдских отношений, верно говорит: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят"; в рас­сматриваемом случае дело осложняется тем, что среди социаль­ных, профессиональных норм есть немало и "неписаных зако­нов", характерных для "вот этого" трудового коллектива. Адап­тации, привыкания требует также вхождение в многие тонкости работы, которые молодой специалист, возможно, и знал со слов своих преподавателей, но опять же права пословица: "Дружком дорожку не изведаешь".

7. Стадия или фаза интернала. Перед нами уже опытный, что
называется, "наторевший" в своем деле работник, который и
устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все
более надежно и успешно справляться с основными профессио­
нальными функциями на данном трудовом посту. И это при­
знают товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже "свой",
"наш", как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне опре­
деленно (как в самосознании, так и в сознании других).

8. Стадия или фаза мастера, мастерства. (Она будет про­должаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы до­бавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или ка­кими-то специальными качествами, умениями, или универса­лизмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой определенный индивидуаль­ный, неповторимый стиль деятельности, его результаты ста­бильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то не­заменимым (во всяком случае — невоспроизводимым) работни­ком. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).

9. Стадия или фаза авторитета. (Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей). Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стра­не). В зависимости от принятых в данной профессии форм атте­стации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, "чин", звание,


ученую степень и пр.). О его успехах могли уже сообщать на со­браниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки от­личия. С мнением его уже заметно считаются и коллеги, и руко­водители.

Возможно, сил и энергии у него сейчас стало меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

10. Стадия или фаза наставника, наставничества в широком смысле. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы по­учиться, перенять опыт.

Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, подражателями в самом хо­рошем смысле, перенимателями опыта, учениками, последова­телями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на приближающийся "срок дожития", обусловленный биологиче­скими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла.

Основные фазы, стадии жизненного пути, начиная от ситуа­ции выбора профессии и далее, обзорно представлены на схеме:

 

 

 

 

        Наставник... Авторитет.................
  Интернал Мастер........................
  Адепт Адаптант    
Оптант      

Кстати говоря, человек после вынужденной перемены труда (в связи с ситуацией безработицы или частичной утратой тру­доспособности) или выхода на пенсию может оказаться или намеренно поставить себя в какой-то мере в позицию оптанта — заново выбирающего подходящую профессию, специаль­ность, вид трудовой занятости. Так что выделенные стадии, или фазы развития профессионала связаны с календарным возрастом нежестко.


 




Добавим еще, что научно-технический прогресс тоже задает людям ситуации профессиональной реориентации даже при со­хранении прежних названий профессий (в связи с появлением новой техники приходится несколько раз в течение трудовой жизни доучиваться, переучиваться, переходить на другие трудо­вые посты пусть даже в рамках одной профессии).

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Не слишком ли скучна перспектива — стать и быть субъ­ектом труда?

2. Что может соответствовать выражениям "группа как субъ­ект" или "групповой субъект" труда? Не шутка ли это?

3. В чем причины наивысших достижений субъекта труда?
Тема 1. Субъект труда и идея его разностороннего развития.
Тема 2. Идеи рыночных отношений и бескорыстного обмена

профессиональным опытом в перспективе прогресса общества.

Тема 3. Культ рынка, бескорыстная интеллектуальная ини­циатива и социальный прогресс: всему свое место.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных