Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа редактора над композицией

 

Одним из главных элементов редакторского анализа авторской рукописи и последующей работы над организацией книги является проработка её композиции (от латинского составление), т. е. построение авторского текста на всех его структурных уровнях, компоновка отдельных элементов произведения в единое и логичное целое.

Значительное по содержанию литературное произведение будет неэффективным, если несовершенна смысловая организация его материала и композиция.

Композиция – это построение произведения, объединяющее все его элементы в единое целое, это путь раскрытия содержания, способ системной организации элементов содержания.

Структурные элементы содержания произведения в их совокупности могут соответствовать теме, объему, их состав и содержание могут оцениваться положительно, но при этом не исключается неправильный порядок их расположения. При вполне благополучной структуре может быть неудовлетворительная композиция. В одних случаях речь идет о логических ошибках в построении материала, в других – о несоответствии композиции предметно-тематической направленности произведения, его жанру, виду литературы, целевому назначению или читательскому адресу издания. Единство содержания и формы требует оптимального варианта композиции по отношению к содержанию. Чем сложнее по замыслу произведение, тем сложнее его композиция. С изменением композиции меняется и содержание.

Композиция должна соответствовать специфике произведения и издания, объему произведения, законам логики, определенному типу построения текста.

Чтобы анализировать структуру текста научно, а не интуитивно, редактору нужно разбираться в композиционных связях между частями текста. От древних греков известно три типа построения текста: повествование, описание, рассуждение, каждый имеет определенные виды структурной связи, т. е. внутритекстовую разновидность построения.

Повествование – самый распространенный способ изложения. Даже самое простое повествование надо уметь построить. Первое, что для этого необходимо – правильно выбрать события, которые станут узлами рассказа, однако просто перечислить их недостаточно. Кроме информации о самих событиях повествовательный текст должен дать читателю представление о том, как происходит их смена: быстро или медленно, постепенно или внезапно, как проходит переход от одного состояния в другое. Повествование должно иметь свой ритм, свою интонацию. И чем точнее и продуманнее построено повествование, тем более простым и естественным оно выглядит.

В повествовательных произведениях или повествовательной части произведения переход от одного элемента композиции к другому определяется временными признаками. Каждая композиционная часть повествовательного отрывка соответствует этапу исторического периода, очередному во времени событию. Место описываемого события в тексте определяется временем его свершения. Каждая новая часть относится к следующему по времени событию или этапу исторических событий, т. е. порядок составных частей текста определяется хронологией.

При этом принципом систематизации материала в повествовательных текстах может быть не только прямая хронология, но и обратная, и прямая с отступлениями.

Описание. В описательных произведениях или описательно построенных частях произведений каждый элемент – это часть, деталь, сторона (особенность) описываемого предмета, явления, процесса. В зависимости от того, как, в каком порядке складывается описываемая часть вместе с другими в целое (целый предмет, явление, процесс), и строится описание. В описательных текстах главную роль играют указания на характерные признаки предметов или явлений, на их детали.

События, процессы, явления рассматриваются в совокупности всех присущих им признаков, свойств, черт, независимо от того, как они протекают во времени, как нечто законченное по своему содержанию, сложившееся определенным образом на данном этапе. Такие характеристики могут быть количественными, качественными, функциональными, структурными и др.

Между перечисленными признаками, чертами, свойствами и др. в описаниях возможны разные структурные связи. Предмет можно описать по движению взора наблюдателя по объекту описания, по его собственному перемещению, по изучаемому объекту, по маршруту движения, по методу исследования, по структуре изучаемого объекта, по убыванию или возрастанию признаков. От простого к сложному, от менее значимого к более значимому, от низшего к высшему и т. д. В каждом случае выбирают строго определенный порядок расположения материала.

Рассуждение. Тексты-рассуждения фиксируют движение, развитие мысли на логико-понятийном уровне. Мысль в рассуждениях сводится к выводу. Из ряда высказываний выводится новое высказывание, и между ними логические связи.

Рассуждение является обязательной частью корреспонденции, обзора, часто входит в очерк. Цель рассуждения – углубление знаний об окружающем мире. Этот вид текста наиболее сложен и поэтому требует особого внимания редактора. В текст должна входить посылка – точно и определенно сформулированная главная мысль рассуждения; основная часть – цепь умозаключений, отражающих мыслительные операции, приводящие к новому суждению, и вывод, соотнесенный с посылкой и логически вытекающий из хода рассуждения. Текст построенного рассуждения всегда фиксирует процесс получения нового знания.

В рассуждениях возможны структурные связи: от посылки к выводу, от тезиса к аргументу и выводу; от явления к сущности, от фиксирования изменений к анализу причин; от количественных характеристик к качественным: от содержания закона к формам его проявления: от истории предмета к его осмыслению и др.

Части произведения, включающие рассуждения, могут быть разделены фрагментами текста разного объема. На них указывают такие слова, как: следовательно, далее, наконец, получим вывод, рассмотрим пример, попытаемся рассказать и др.

Когда в произведении встречаются сложные речевые структуры, включающие и повествования, и описания, и рассуждения в переплетении этих элементов, тогда необходимо выявлять преобладающий тип.

Судить о композиции текста лучше всего по плану. Опытный редактор мысленно составляет план, начинающий – письменно. Редактору необходимо составить планкомпозиции по написанному произведению. Составляя план, редактор идет за автором по тексту, деля его на сверхфразовые единства и находя в них микро темы. Микротемы, которые могут быть в форме тезисов, вопросов, тематических заголовков (представляющих собой название раздела). Микротема в форме тезиса заключает в себе информацию в сжатой форме и часто содержит факты, имена, даты. План композиции с микротемами в форме тезисов является схемой содержания текста. При работе с тематическими заголовками существует несколько критериев: точность, ясность, простота, краткость, информативность, кроме того, необходимо исключать двусмысленность, следует избегать нераскрытых аббревиатур, а также терминов, которые только еще предстоит объяснить в самой книге.

План композиции с микротемами в форме вопросов активизирует осмысление материала, направляет рассуждение и выявляет логические погрешности. Готовый план композиции редактор аргументирует, каждое предложенное, немотивированное изменение является необоснованным проявлением «вкусовщины» и редакторского произвола – источник конфликтов между автором и редактором.

Критериями оценки композиции являются гармоническая целостность и системность. Гармоническая целостность предполагает совершенную организацию литературного материала произведения: логически правильную последовательность частей, их соразмерность, согласованность, соподчиненность. При начале анализа композиции редактору важно оценить деление на самые большие части произведения: введение, основной текст, заключение (для публицистики – начало, основной текст, концовка). Введение и заключение есть не в каждом тексте, применение их не регламентируется, но для произведений большого объема они желательны.

Системный подход к оценке композиции требует рассмотрения произведения в качестве системного образования со своими подсистемами, компонентами и элементами и соответствующими отношениями между ними. В системном образовании связь между частями такова, что любые изменения, касающиеся даже небольших частей, влекут за собой изменения целого.

Анализ общего построения произведения можно представить, как выявление структурообразующих частей произведения, вплоть до самых мелких рубрик, с использованием логических правил деления, которых, как известно, три.

1. Правило соразмерности деления. Согласно ему, все части должны складываться в целое (без пропусков и лишних частей). При нарушении этого правила произведение или его часть бывает уже или шире темы. Нарушение правила выражается в том, что автор пропускает какие-то части целого или включает в текст части, которые к нему не относятся. В первом случае тема оказывается не раскрытой, во втором – её границы размываются.

Выход за пределы темы – ошибка более частая. Её причины: обилие собранного автором материала или не-хватка материала для данной темы. Порой автор в спешке забывает проверить соответствие излагаемого материала. Отсюда отклонение от темы или неполнота её освещения. Редактору важно, прочитав параграф или раздел, вернуться к заглавию, чтобы сопоставить содержание параграфа или раздела с заглавием.

2. Правило взаимоисключения деления. При нарушении этого правила неизбежны повторы из-за перекрещивания, композиционная нечеткость. Для проверки композиции с помощью этого правила надо, во-первых, найти основание для деления текста на части (озаглавленные или неозаглавленные); во-вторых, убедиться в том, что, выбранное автором основание охватывает весь рассматриваемый текст; в-третьих, что это основание единственное, так как компоновка материала одновременно по нескольким основаниям, нескольким принципам ведет к бессистемности, не исключает повторов.

3. Правило непрерывности деления. При нарушении этого правила труднее уловить систему в изложении материала, а значит, и понять его. При его соблюдении легче разбираться в материале, в системе изложения. Уменьшается и вероятность пропусков, непоследовательности. Можно обнаружить различного рода композиционные изъяны, и, устранив их, добиться строго лаконичной – цельной, последовательной, без повторов, отклонений и пропусков – композиции произведения или его части.

Для того, чтобы обоснованно оценить композицию, нужно выделить и проанализировать структурные части произведения, их расположение, порядок изложения фактического материала. Деление произведения на части отражается в рубрикации, оглавлении, плане-проспекте произведения. Главный инструмент в работе над композицией – продумывание рубрикации – системы рубрик, т. е. логически самостоятельных структурных частей, составляющих произведение, и прямо или косвенно связанных между собой.

При работе над композицией могут быть выявлены следующие недостатки:

а) отход в сторону от темы; б) слабая связь одной мысли с другой; в) бессистемное изложение материала;
г) повторение мыслей, формулировок, цитат; д) логические погрешности и противоречия; е) неудачная разбивка текста на абзацы.

Выявляя недостатки «а» и «б» редактор освобождает текст от побочных тем и второстепенных подробностей.

Для улучшения последовательности изложения редактор отслеживает использование служебных слов: прежде всего, далее, затем, наконец, во-первых, таким образом, итак, следовательно и тому подобных.

Редактор не должен допускать, чтобы в пределах 2–3 страниц были абзацы, начинающиеся одним и тем же словосочетанием. Устранение повторений в рукописи небольшого объема не представляет труда: сравнивая аналогичные утверждения, факты, примеры, выводы редактор отдает предпочтение более четким и ясным. В больших по объему рукописях используется предметно-проверочный прием. Используя рабочее оглавление, авторское оглавление, собственный план композиции, редактор находит страницы, на которых описывается один и тот же предмет, сравнивает их, отмечает страницы с повторениями, совпадениями формулировок или противоречивыми утверждениями.

Абзац – своеобразный сигнал, говорящий о начале новой мысли, он углубляет предшествующую точку и открывает другой ход мыслей. Для абзаца, в отличие от предложения, характерна логическая целостность. Границами абзаца являются удлиненные паузы. Абзац рассматривается как своеобразный вид немой рубрики, сигнализирующий читателю о переводе текста на новую микротему. Объединяя ряд фраз в одно целое, абзац в то же время выделяет это целое в самостоятельную единицу.

При нарушении автором тематической определенности абзаца, редактор предлагает автору изменить абзацное членение текста с учетом того, что слишком большие абзацы приводят к отсутствию пауз и затрудняют понимание текста, а слишком частые паузы прерывают чтение.

Успех редакторского анализа композиции в значительной мере предопределен также тем, насколько хорошо овладел редактор навыками композиционного анализа:

1) отмечать переход в тексте от одной смысловой части к другой, мысленно формулируя тему прочитанной части или выделяя смысловой опорный пункт;

2) соотносить содержание текста с его заголовком или, если заголовка нет, содержания текстового отрывка с его темой;

3) выделять принцип систематизации материала в каждом текстовом отрывке;

4) составлять план текста (мысленно и письменно);

5) соотносить последовательность смысловых частей со схемой систематизации, отвечающей данному типу построения текста.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Оқытушының жетекшілігімен жүргізілетін студенттің өзіндік жұмысы


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных