ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выразительные средства композиции
Нюанс о тношение форм незначительно различающихся сравнительными свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие. Нюанс используется в борьбе с монотонностью, жёсткостью ритма в построении композиции. Статика состояние покоя, равновесия, устойчивость. В формате она достигается вводом в композицию горизонтальных или вертикальных форм, или одновременно тех и других, стороны которых параллельны сторонам формата. Статика может быть усилена форматами квадратом или кругом, расположением формы в центре.
Динамика состояние движения. В формате она достигается расположением формы под углом к сторонам формата, усиливается вытянутыми форматами и расположением формы дальше от центра.
Доминанта – главенствующая, вызывающая на себя внимание, подчиняющая себе. Доминанта может быть: доминанта цвета, формы, тона, массы, размера.
Модуль – элемент. В композиции изобразительных видов искусства модуль применяется для создания фактур, разнообразия светлого и темного, получаемых за счет уплотнения и разрядки расстояний между модулями. Модуль может изменяться не только по размеру, но и по тону, и по цвету и фактуре.
Масштабность - соразмерность формы и её элементов по отношению к человеку, к окружающему пространству и другим формам. Чувство масштабности – реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.
Пропорции – размерные отношения двух элементов (частей) формы. Отношение большой формы к деталям и отношение деталей между собой и к большой форме.
Форма падающей тени определяется в основном конфигурацией объекта. Объекты строго геометрического очертания образуют жёсткую геометрическую тень, которая подчиняется законам линейной перспективы. Тела неопределённой формы отбрасывают расплывчатую тень. Порою тени по форме интересней и забавней самих предметов, которые их отбрасывают. Это зависит от угла падения лучей источника света, и расстояния между источника света и формы (при искусственном освещении). Светотень в изобразительном искусстве, в самом различном её понимании, помогает художнику изображать объёмные формы на плоскости, но и усиливать, обострять психологические характеристики создаваемых им образов. Цвет – свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражённого или излучаемого ими света. Цвет – активное композиционное средство. Основные характеристики цвета: · Цветовой тон – различные оттенки цвета · Насыщенность – степень яркости цвета · Светлота – отражающая способность цветовой поверхности · Ахроматические цвета – белый, серый, чёрный · Хроматические цвета – цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) · Тёплая гамма – жёлтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния · холодная гамма – зелёный, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния
Развитие композиции на плоскости формата может быть от центра, к центру, по диагонали, по вертикали, по горизонтали, по спирали - это зависит от задач поставленных в работе, динамичная композиция или статичная. Этапы и методика работы над композицией 1. Тема. Изучение материала по данному вопросу, анализ работ мастеров по данной теме, личные ассоциации. 2. Идея раскрытия темы – композиция будет динамичная или статичная, какими выразительными средствами она будет решаться, какое выразительное средство будет основным, а какие вспомогательными, материал в котором будет выполнена работа. 3. Первый этап (форэскиз) – его задачи: определить формат, найти отношение силуэтов изображаемой формы и окружения, посмотреть изображаемую форму относительно линии горизонта. 4. Второй этап (эскиз) – в выбранном форэскизе, методом сравнения и анализа, найти в силуэтах изображаемой формы и окружения ритм форм, фактур, пятен, линий. Если композиция в цвете, то нужно найти колористическое решение, посмотреть в тёплой и холодной гамме. При объёмно-пространственной композиции рассматривается светотень – собственные или падающие тени. Выбрать выразительные средства, которые будут использованы для создания художественного изобразительного образа. 5. Третий этап - сбор материала. Сюда входят наброски, зарисовки, кратковременные рисунки, этюды, фотографии, этнографические зарисовки. 6. Четвёртый этап (картон) – выполнение эскиза в натуральную величину с разработкой и прорисовкой деталей. 7. Пятый этап - выполнение работы (композиции) в материале. 8. Шестой этап – оформление работы. Подбор рамы, паспорту, стекла… Из приведённого выше плана работы над композицией, видно, что у каждого этапа есть определённые задачи, и каждый последующий этап вытекает из предыдущего. Рассмотрим каждый этап подробней, т.к. различие их не только в задачах, но и в размерах форматов, который, в своё время, помогает решению этих задач и не даёт уйти в создание миниатюры. Форэскиз (for – в английском приставка "для" эскиза) выполняется в маленьком формате для того чтобы видеть в целом отношение изображаемой формы, она может быть простой (в портрете - голова, фигура…) или сложной (в пейзаже – дома, деревья, машины, люди, животные…, в натюрморте – несколько форм) и окружения. Изображаемую форму мы берём тёмным пятном, т.к. линейный силуэт, при разработке меняет свои визуальные пропорции. Это не говорит, что окружение должно быть светлым, а изображаемая форма тёмным пятном. Выбор тона силуэтов пятен изображаемой формы и окружения зависит от идеи решения композиции.
Изображаемую форму мы рассматриваем в разных форматах. В учебном процессе это квадрат, прямоугольник по горизонтали и вертикали, в творческих работах может быть: ромб и овал по горизонтали или вертикали, многогранники, круг, овал, а так же архитектурные формы интерьера или экстерьера (колоны, своды…). Из полученных вариантов композиции мы выбираем ту, которая больше отвечает нашему замыслу. Здесь мы применяем метод сравнения и отбора, где «камертоном» является гармония между изображаемой формой и форматом. Есть ещё приём работы над форэскизом – это когда формат подгоняется под изображаемую форму. Такой приём применим на пленэре (работы с натуры). Рисуя выбранный объект, мы двигаем края формата вверх, вниз, вправо, влево. При этом мы получаем всего один вариант композиции, лишая себя сравнения с другими возможными вариантами композиционными решениями данной темы.
Хочется закончить разговор о первом этапе на рассмотрении изображаемой формы относительно линии горизонта. Одна и также форма воспринимается по-разному, если на неё посмотреть сверху, нормально и снизу. При этом мы можем усилить создаваемый нами изобразительный образ в нашей композиции.
Эскиз выполняется на формате не больше спичечного коробка, в два, в три раза больше форэскиза. Малый размер формата используется на данном этапе композиции для цельного её восприятия и чёткого выполнения задач. Увеличив форэскиз засечками пропорций пятна изображаемой формы, мы находим ритм форм составляющих изображаемую форму и ритм фактур – чередование дробных и цельных пятен. Если композиция у нас объёмно-пространственная, то мы решаем вопросы светотени, куда входят собственная и падающая тени. При использование художественного выразительного средства – цвета мы находим колористическое решение. Первые два этапа являются не только «фундаментом» композиции, но и в последующей работе: в картоне и в работе в материале будут служить «камертоном» при разработке деталей. Если отставить работу и отойти на такое расстояние, когда она будет восприниматься как эскиз: то можно продолжать разработку деталей. А если изображение будет «дробиться», «сыпаться»: значит, нужно будет обобщить детали – отказаться от не характерных для формы деталей.
Сбор материала – этот этап необходим перед началом работы над картоном и выполнения композиции в материале. Увеличивая формат до натурального размера работы, увеличивается размер пятен силуэтов изображаемой формы и окружения, найденные в двух первых этапах. То, что гармонично смотрелось в маленьком формате, стало монотонным, пустоватым, слишком контрастным, однообразным. Чтобы вернуть состояние гармонии композиции и усилить создаваемый образ, нужно вести характерные детали изображаемых форм. Хорошо если мы, помня их, можем нарисовать эти детали от себя. Но чаще в реальности это не так. Поэтому мы обращаемся к натуре и штудируем её до той степени проработки рисунков, которая нужна нам в нашей композиции.
Картон или эскиз в натуральную величину работы нужен для отрисовки деталей в композиции с собранного материала в предыдущем этапе. Мы делали наши наброски (рисунок выполненный не больше чем за 10 минут, его задача – запечатлеть главный характер формы), зарисовки (рисунок выполненный за 30 – 40 минут, его задачи – пропорции изображаемой формы, фиксация характерных деталей), кратковременные рисунки (рисунок выполненный за 1 – 2 часа с проработкой характерных деталей изображаемой формы) разными материалами, в разном масштабе, в разное время и настроение. И врисовывать их в работу без изменения приведёт к эклектике (не совместимости) изображаемых форм в нашей композиции. Именно на этом этапе мы приводит собранный материал к одному знаменателю, ориентируясь на эскиз, о чём было сказано выше. Здесь главное нужно помнить, что каждая деталь в композиции не просто декоративное пятно - декор, а есть усиление художественного образа, создаваемого нами выразительными художественными средствами (цвет, линия, пятно, силуэт, светотень…)
деталей в эскизе в натуральную величину работы, приводя к единой стилистики наброски, зарисовки, кратковременные рисунки, этюды, фотографии, собранные для данной работы. Серия «Мир Натаныча», «Острова», торцовая ксилография, самшит, 13 х 13,5, 2006 г. Сорокин А.В. Если в живописи мы при оформлении работы, подбирая раму, смотрим на ширину багета, на декор (лепку), на цвет, то в графике – нам приходится ещё подбирать ещё паспорту и стекло. Основная задача оформления работы – это выделить её из окружающей среды. Закрепление и практическое применение полученных теоретических знаний основ композиции предлагается в таком жанре изобразительного искусства как «натюрморт». При этом мы увидим натюрморт не как учебную постановку,а как самостоятельное художественное произведение, раскрывающее художественный образ. Перед тем как преступить к выполнению ряда упражнений, нужно сделать анализ работ художников, обращающих своё творчество данной теме. Это могут быть живописные и графические произведения. При разборе произведений нужно проследить: организацию плоскости формата, отношение светлого и тёмного, ритм форм, масс, фактур, нахождение доминанты и подчинения ей всех элементов композиции, а так же схему развития композиции. Такие анализы работ дают: накопление наработок композиционных схем по данной теме, воспитанию вкуса. В каждом упражнении закладываются разные форматы, материалы, инструменты, техники, самостоятельные возможности основных выразительных средств, а также их гармоничное соединения между собой.
· Упражнение на силуэт Задача: Выполнив форэскиз и эскиз, найти гармонию силуэта изображаемой формы и формата. При этом нужно найти «лучший» силуэт каждой формы – силуэт, который даёт исчерпывающую информацию о форме, а также сохранить характерные детали. (формат 1/8 листа, карандаш)
В этом упражнение можно рассмотреть, как, визуально, воспринимаются: светлый силуэт и тёмный силуэт, соединение светлого и тёмного силуэтов, а также соединение тёмного и светлого силуэтов. При соединение тёмного силуэта и светлого силуэта вместе нужно учитывать, какой из них будет больше по массе.
· Упражнение на линию Задача: Выполнить форэскиз, эскиз, картон в карандаше, при этом стилизуя изображаемую форму под линейный рисунок тушью. Постараться использовать в работе, соответственно изображаемым формам, разные по характеру линии: жёсткие, напряжённые, нервные, гротесковые, плавные, спокойные, волнистые, толстые, тонкие, сходящие на нет, пунктирные. (формат 1/8 листа, тушь чёрная, перья, кисти)
· Упражнение на текстуру Задача: Выполнить форэскиз и эскиз, путём стилизации элемента фактуры, найти выразительный модуль, который раскрыл материальность формы. Получить рисунок изображаемой формы за счёт модулей (элементов текстуры), их уплотнения до тёмного пятна и их разрядки до белого пятна. Проследить, как работает цельное на дробном, дробное на цельном, дробное на дробном. (формат 1/8 листа, тушь, перья, кисти плоские, круглые, поролон, ткани с крупной, выраженной фактурой)
· Упражнение на светотень Задача: Выполнить форэскиз и эскиз, за счёт собственных и падающих теней организовать формат изобразительной плоскости. Это может быть натюрморт, составленный из предметов ближе к простым геометрическим формам, разных между собой по форме и величине. Данное упражнение можно выполнить как «геометрический этюд на тему светотеневых переходов» - плотный лист белого картона согнутый и разрезанный таким образом, чтобы при контрастном освещении полученная фигура давала тени различных тонов от серого к чёрному.(формат 1/8 листа, карандаши простые разной мягкости; в натюрморте – темпера или гуашь белая и чёрная, кисти плоские и круглые)
· Упражнение на колористическое решение Задача: Выполнить форэски и эскиз, с одного эскиза делаем две работы ограниченными палитрами. В первом случае это будет палитра теплой цветовой гаммы, а во втором случае это будет палитра холодной цветовой гаммы. Здесь, самое главное, нужно увидеть как одна и та же композиция по-разному воспринимается. Это выразительное средство может усилить, обострить образное решение композиции. (формат 1/8 листа, темпера, кисти плоские и круглые)
· Упражнение на соединение нескольких выразительных средств вместе в одой композиции. Задача: После выполнения поставленных задач на первом этапе работы над композицией, в эскизе мы наряду с вопросами: ритма форм, текстур, колорита, светотени должны решить за счёт каких выразительных художественных средств будет создаваться образ в нашей работе. Точнее сказать, какое художественное выразительное средство будет главным основным, а какие будут его дополнять. Это как в большом оркестре, где каждый инструмент имеет свою роль – партию, и при этом является одним целым – гармонией, исполняемого оркестром произведения. Но, в каждом произведении есть ведущий – главный инструмент (для скрипки с оркестром, виолончели с оркестром…). Он доминирует и главенствует над другими инструментами, ведёт их за собой через всё музыкальное произведение. Так и мы выбираем одно из выразительных средств, например, это будет силуэт, все остальные выразительные средства, введённые в композицию, будут ему подчинены. Иначе они будут спорить между собой и мешать созданию и восприятию в целом художественного образа.
В данном примере главная роль отдана силуэту, затем идёт текстура и линия.
Во втором примере главную роль отдаем цвету.
Мы уже говорили, что основная задача в композиции – это создание художественного образа. Именно он является ассоциативным восприятием многогранного окружающего нас мира, частью которого мы тоже являемся. Если в предыдущих упражнениях мы закрепляли понятия выразительных средств изобразительного искусства – языка композиции, то следующий ряд упражнений будет на сочинение разных ассоциативных образов формы, которая является основой создаваемых образов. Возьмём для примера форму заварного чайника, ассоциативно нам хорошо знакомую – небольшой резервуар, куда засыпается заварка и заливается кипяток, носик и ручка. Сохраняя все эти характерные формы, придумаем: безразличный, весёлый, абсурдный, грустный зав арники. Для упражнений можно брать изобразительные формы с интересным силуэтом: деревья, посуду, мебель, здания, животных, людей….
Перед тем как преступить к разработкам самостоятельных композиций, желательно сделать анализ работ художников, обращавшихся в своём творчестве к тем жанрам, темам над которыми мы собираемся работать. При этом разбирается не одно, а 10 и более произведений. При разборе произведения используется метод работы над эскизом. Здесь нужно проследить: как развивается композиция в плоскости формата, какими выразительными средствами художник раскрывал тему своего произведения, как решается проблема колорита, если это живописное произведение. Такие упражнения воспитывают вкус, помогают в создании личного арсенала композиционных решений разных жанров и форматов.
Чтобы убедиться, что наработанный навык применим на практике, сделаем ещё одно упражнение. Возьмём готовую схему композиции, например Анри де Тулуз – Лотрека, художника XIX века, и поменяем типажи, костюмы, мебель на современные. · Упражнение с интерьером и пластическими формами. Задача:Найти взаимосвязь между конструктивной, жёсткой формой интерьера и пластическими формами (человеком, животныи, цветов…). Зарисуем схематично варианты интерьеров, где чётко прослеживается замкнутое пространство, ограниченное стенами, потолком, полом. Но, ведь понятие интерьер – среда жизни, трудовой деятельности, отдыха, творчества не ограничевается только стенами, полом и потолком, как пещера (справедливо можно заметить – это одно из первых человеческих жилищ), сюда входят и двери, и окна, которые «прорывая» замкнутую среду интерьера соедияют его с внешим миром.
Если говорить об интерьере как о изобразительной форме, которая несёт на себе определённую ассоциативную и функциональную нагрузку. И что это среда, которую человек создаёт для себя, то нам нужно сказать ещё о мебели, как ёщё об одном слагающем образ интерьера.
Вставив в линейную схему интерьера мебель как изображаемую форму, тоже конструктивную и жёсткую по силуэту, сразу захочется ввести пластические формы человека, животных, растений, которые, перебив собой конструктивный силуэт, уберут монотонность композиции. Они зададут определённый ритм силуэта изображаемой формы: жёсткий – мягкий, угловатый – плавный. Если в нашей композиции интерьер – «главный герой», то пластическая форма человека станет масштабом, относительно которого мы будем рассматривать данный интерьер. Масштаб, в данном случае, усиливает образ интерьера, относительного его мы воспринимаем интерьер или как огромный, или как маленький, а также это восприятие распространяется на составляющие интерьера и его оборудование – мебель. Маленький размер этих изобразительных форм ассоциируется с северным или горным жилищем, баней, где невысокие потолки, маленькая площадь интерьера, небольшие окна, двери способствуют быстрому нагреву помещения и сохранению тепла. Большие площади интерьера, высокие потолки, огромные окна, двери, зеркала, напротив, создают образ дворца, замка… В нашем разговоре о композиции в изобразительном искусстве мы говорили вот уже не раз о «художественном образе», создание которого является основной задачей композиции. Давайте определимся, что именно значит «художественный образ». Из определения «Словаря русского языка» С.И. Ожегова – это обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления. Иначе говоря, это ассоциативное восприятие формы сложной или простой, природной или искусственной, явления, сложившиеся у человечества веками. Поэтому «образ» не может быть фотографичным – узнаваемым только по внешним признакам. Он строится за счёт стилизации формы, обострения характерных деталей, а может собираться из характерных частей нескольких форм, словно из разных элементов – модулей составляется новая форма, напоминающая своих прародителей. Образ – это эмоциональное восприятие изображаемой формы. Это то, что мы сразу считываем с изображаемой формы и запоминаем. Не зря говорят, что художественное произведение начинается и заканчивается на эмоциях. Рассмотрим работы Евсея Евсеевича Моисеенко: «Отцовство», «Мальчишки», «Материнство».
Форматы работ, выразительные художественные средства, развитие тёмного и светлого на картинной плоскости, гармоничное отношение силуэтов изображаемой формы и окружения работают на создание художественных образов: «любви», «материнства», «детства». Даже разработка деталей в изображаемой форме подчиняется главному в композициях - образу. Если провести анализ тех художественных произведений мировой культуры прошлого и настоящего, которые мы запомнили, то это будут «образы» вечно волнующих человека вопросов: любви, жизни и смерти,…
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|