ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предела подлости не бывает
Еще один «урок» – последний ли? – я успела получить буквально накануне того дня, когда покидала Норильск. Комната, где я жила, уже не была моей. Перед отъездом я сделала обмен с соседями через коридор: «жучкой» Ленкой и ее «мужем» Васей, железнодорожником, который бывал трезв (относительно) лишь по пятницам. Они меня очень просили. Их комната хоть была больше моей (семь квадратных метров против моих пяти с половиной), зато она была сырая, а моя почти сухая. Мне пришлось немало повозиться, пока я добилась разрешения на этот обмен. Все свои вещи я отдала Нинке Курчавиной. Она должна была позвать ребят, чтобы унести шкаф, топчан, письменный стол и прочее. Я с грустью смотрела на опустевшую клетушку, в которой столько было пережито, передумано... Вдруг дверь с шумом раскрылась, в комнату буквально влетела Ленка – простоволосая, растрепанная, грохнулась передо мной на колени и поползла, теряя галоши. – Плюнь мне в рожу и скажи, что я – сволочь и б....! – Тебе виднее… – сказала я, пятясь от неожиданности. – Нет, ты так и скажи! Ты – вот как всегда была к нам добра! Когда кто-нибудь из нас заболеет, к кому за помощью мы обращались? К тебе! А когда в конце месяца нам на хлеб денег не хватало, кто нас выручал? Только ты! Ведь ты знала, что мы никогда долгов не возвратим, но не отказывала. А сколько от нас было тебе беспокойства: пьянки, ругань, драка, скандал за скандалом! Стал бы кто на твоем месте хлопотать, чтобы мы переселились в сухую комнату? Так знай же! Майор КГБ вызвал Васю к себе и велел, как только почтальон опустит письмо в твой ящик, его вытащить и отнести его в их штаб на Гвардейскую площадь. Там он ожидал с четверть часа. Затем возвращали письмо, целехонькое... Тошнота подкатила к моему горлу… Стpоки, полные материнской любви, и взоры палачей, которые дотошно выискивают, что же извлечь из них такого, что можно использовать против ее столь горячо любимой дочери! Нанести удар материнской рукой! Может ли быть что-либо более гнусное?! Но это и есть «советская система». Век живи – век учись. Каждый раз мне кажется, что мое «высшее образование» завершено, и каждый раз я делаю печальное открытие: предела низости не бывает. Это тот «n», к которому всегда можно прибавить единицу, и получится «n+1». Что будет следующей «единицей»? Жить мне осталось недолго… Может быть, «минет меня чаша сия»? Всё, что у меня осталось: родная могила и память о пережитом. Я выполнила твое желание, вернее – завещание. На кресте твоем клянусь, что всё, здесь описанное, – правда и только правда. Может быть, лучше, чтобы все это было забыто? Ведь тот, кто этого не пережил, не поверит, не может поверить. А много ли осталось тех, кто пережил эти годы, кто прошел по подобному «крестному пути»? Исчезнут последние свидетели. Может быть, так и лучше? Нет, не лучше! Всё может повториться. И лучше видеть опасность, чем идти с завязанными глазами.
Вместо эпилога (из пролога альбомного [рисуночного] варианта 1963–1964 гг. ) Как создавалась эта история? Евфросиния – после ссылки и лагерей – живет вместе с мамой после 18-летней разлуки. Они поселились не там, где жили раньше, в Молдавии, а на юге России, – в Ессентуках. Чтобы не отходить от больной мамы, которая хочет, чтобы жизнь дочери была полней и интересней, Евфросиния пишет пейзажи по памяти или делает копии картин русских художников. Пока мама раскладывает пасьянс, она рядом рисует и рассказывает самые яркие эпизоды из того, что ей пришлось пережить. Мать просит ее записать эту историю и берет слово, что дочь также не бросит рисовать, потому что у нее талант. После смерти матери Евфросиния старается выполнить эти обещания. Она покупает толстые тетради, шариковые ручки, карандаши и краски. С 1964 года она пишет и передает в рисунках, расположенных по тексту, о том, что было с ней с 1940-го по 1960 год. Записав свою полную историю, Евфросиния решает повторить ее в ином варианте, в виде альбома рисунков с подписями, которую мы и предлагаем вам.(http://www.gulag.su/album) Евфросиния записала свою историю, как просила ее мама. На это ушло довольно много времени, так как она иллюстрировала текст рисункамии, создала несколько копий тетрадей и альбомный вариант, в целях сохранности ее труда, в случае если рукопись попадет в руки КГБ. Евфросиния не пишет о том, что работа бурильщиком дала осложнения на суставы и с начала 1970-х годов ей пришлось ходить на костылях. О своей жизни в Ессентуках после смерти мамы она рассказывает только в личном дневнике и в письмах к подруге. Творческое наследие Керсновской освещается с помощью публикаций, выставок, экспозиций, вечеров памяти, фильмов (документальный фильм "Евфросиния Керсновская. Житие" и другие). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|