ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оттого, ИСТИННЫЙ НАРОДНЫЙ ТАКТ — ЕСТЬ ПОЛУСТИХ (!).
Глава 9: Тактовая система насчитывает только 4 века, а народные песни сочинены давно. Не удивительно, что они не укладываются в наши такты. Такт — некий отвлеченный принцип. Такты бывают четные и нечетные (схема). Также бывают с обычными четвертями и поделенными четвертями (например, 3/8). В последних акцентировка более разнообразна. Есть такты, допускающие «перемещаемость» акцентов: 6/4,3/2,5/4,7/4. Есть средство явно нарушить акцентное однообразие — это синкопа. Кроме того — триоли, квинтоли и прочие особые деления. Также ферматы.
Бортнянский вгонял старые церковные напевы в рамки симметричного ритма и не стеснялся усекать кое-какие ноты в самих напевах. Кн. А.Львов говорил о необходимости придерживаться точно просодии текста и древнего напева, не принося их в жертву гармонизации. И.Прач: «стихосложение русских песен представляет стихи многоразличных родов и мер». (Но Прач не замечает того, что акценты слов и напева часто не совпадают.) Ларош говорил (в связи со сборником Лисенко) о ритмической сложности, которую любит прихотливая русская фантазия. Серов: «в русских песнях ритм чрезвычайно свободен и весьма не похож на обыкновенные ритмы общеевропейской музыки».
Народ вводит неправильности ритма в самую конструкцию своей музыки. ВНИМАНИЕ!!! Поскольку народный такт есть полустишие, правильно было бы тактировать народную песню, ОТДЕЛЯЯ ТАКТОВЫМИ ЧЕРТАМИ ОДНО ПОЛУСТИШИЕ ОТ ДРУГОГО (ВНИМАНИЕ: это предложено в 1888; потом такое предлагали Линева, Квитка и Руднева, но значительно позднее). Европейская тактировка вносит в русскую песню чуждые ей акценты. Если тактировать по полустишиям, но главные акценты можно помечать особым значком (в тексте Сокальского — звездочкой). При тактировании по полустихам ясно видно логическое строение напева, которое не заметно при равномерном тактировании. Пример тактирования по полустишиям — песня «Не было ветру» из сборника Балакирева. Растактировав по полустихам, Сокальский пытается подтекстовать ненормативные строки (в одном случае делает это спорно). Вывод: удобоперемещаемость акцентов не только в тексте, но и в напеве, составляет одну из выдающихся особенностей русской народной музыки.
Глава 10: В подтверждение сказанному приводятся анализы песен. «Матушка, что во поле пыльно» из сборника Прокунина — Чайковского и вариант тактирования по полустиху. Стр.224 — 226. Сокальский (хотя и призывает выявлять основной стих) не всегда ориентируется на нераспетый стих, а берет все как есть. [здесь стих 3+5]. У него то 3+8, то 5+6, со всеми вставками. Полустихи занимают соответственно 6/4 и 8/4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|