Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Древнейшие люди и их занятия. Происхождение человека.




Учебно-дидактическое пособие

К учебнику «Древний мир» 6 класс

Тулебаев Т., Кусаинова Р., Дакенов М.

 

Составители:

1. Садриева Инна Петровна, учитель истории, средняя школа №5, города Костаная .

2. Дубогрей Наталья Григорьевна, учитель истории, средняя школа № 7, города Костаная.

 

Учебно-дидактическое пособие адресовано учителям истории. Оно содержит опорные конспекты, дополнительный материал, тесты и разнообразные творческие задания по истории древнего мира, предназначенные для подготовки к ПГК (9 класс), проведения консультаций при подготовке к ЕНТ (11 класс).

Пособие составлено на основе методической системы к учебнику Тулебаев Т.,Кусаинова Р.,Дакенов М.. «Древний история» 6 класс и соответствует программе курса.

Данное пособие может быть использовано учащимися для самостоятельных занятий как при изучении курса «Всемирная история», так и при подготовке к ПГК и ЕНТ.

 

Содержание:

1. Введение.

2. Древний мир

3. Шумерское и Аккадское государство

4. Древний Вавилон

5. Древний Египет

6. Древняя Ассирия и Урарту

7. Хеттское царство

8. Древняя Финикия и Палестина

9. Древнее Персидское царство

10. Древняя Бактрия

11. Кушанское царство

12. Парфянское царство

13. Древняя Индия

14. Древня Греция

15. Древний Рим

16. Термины по истории Древнего мира

 

 

 

Введение

«Каждый гражданин, углубляясь в историю , должен стать достойным продолжателем дел своих предков....» Н.А. Назарбаев.

История представляет собой одну из базовых областей современного образования, ее роль обусловлена историческими обществоведческими и правоведческими знаниями в овладении закономерностями происхождения и развития человека, общества и природы, современной научной картины мира.

С развитием интеграционных процессов в мире нужна конкурентно-способная личность, овладевшая историко–культурными ценностями, выработанными человечеством. Задача учителя помочь овладеть этими ценностями на основе исторического анализа, осмысления событий и явлений действительности, в их уникальной принадлежности к единому потоку исторического движения. Школьное историческое образование отбирает самые важные исторические факты, события, явления, процессы и научные понятия, которые имеют большое значение в обучении, воспитании и развитии школьников. Данное учебно-дидактическое пособие является инструментом, помогающим учителю донести до обучаемого главные идеи и задачи курса всемирной истории.

Решение обозначенной проблемы нам представляется возможным с помощью учебно-дидактического пособия,составленного к учебнику Тулебаев Т.,Кусаинова Р.,Дакенов М. . «Древний история» 6 класс и в соответствии с программой ГОСО.

Цель учебно-дидактического пособия–это организация целенаправленной работы учителя на развитие у детей умения структурировать материал, работать с тестами, творческими заданиями, умений самостоятельно мыслить.

 

Задачи:

- формировать умение локализировать исторические факты во времени и в пространстве, в частности, соотносить даты событий с историческими явлениями и процессами;

- формулировать и объяснять, логически правильно строить доказательства, выводы;

- составлять в процессе сравнивания исторических фактов таблицы и схемы;

- формировать умения работать с учебным пособием,

- формировать умения работать с тестами.

Данные вопросы и задания соответствуют трем уровням развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

- усвоение информации, предлагаемой учителем в готовом виде;

- применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу;

- творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

Учебное пособие охватывает период исторического развития стран древнего мира. При составлении учебного пособия авторы старались учесть возрастные ообенности учеников 6-го класса.

В пособии составителями предложены разнообразные задания по истории древнего мира для закрепления и обобщения учителем изученного материала, контроля уровня знаний учащихся и для самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Так, выполняя задания по теме «Индия», учащиеся должны повторить и осмыслить некоторые черты общественных порядков в Индии, социальных отношений,культуру.

Рассматривая тему «Китай», необходимо обратить внимание на понимание особенностей ее развития об общественном строе и завоевательных войнах.

В теме «Древняя Греция» рекомендуется обратить внимание на сущность реформ Солона, Клисфена, Перикла и их результаты, роль и значение древнегреческих городов - государств , возникновении демократии,с богатой культурой греков.

Изучая тему «Древний Рим» раскрыть положительные и отрицательные стороны системы управления, сущность латинизации населения провинций, обратить внимание на углубление и последствия кризиса в экономике и социальной жизни. .

Опорные конспекты составлены на основе учебника в соответствии с требованиями ГОСО.

Понятийный аппарат , даты, имена выделены в каждой теме и акцентирует внимание учащихся на самых важных моментах темы.

Предлагаемые в пособии контрольно-измерительные материалы помогут школьникам более прочно усвоить материал параграфов. Контрольно-измерительные материалы представлены открытыми и закрытыми видами тестов, некоторыми видами творческих заданий. Вопросы и задания данного пособия можно применять на разных этапах уроков по всемирной истории, используя их как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Тестовые задания позволяют организовать аналитическую работу с текстом учебника, приучить учащихся к более внимательному выборочному, «поисковому» чтению, активному использованию учебной информации.

 

В целом предлагаемое учебно-дидактическое пособие предназначено для оказания методической помощи начинающим учителям и педагогам, испытывающим затруднения в работе при конструировании различных видов самостоятельной работы на уроках, а также для обобщения, контроля изученного материала по истории.

 

 

Тема 1.Древний мир.

Введение в историю древнего мира . История - древнее греческое слово. В переводе с древнегреческого языка значит «исследование», “рассказ о прошедшем, об узнанном”.

Историей называют науку, изучающую, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой как сейчас.

Исторические источники.О прошлом мы узнаем из исторических источников. Исторические источники - это оставшиеся от прошедших времен предметы, постройки, письменные тексты, которыми пользуются ученые-историки для изучения истории.

Поисками вещественных свидетельств древнейшего прошлого человечества занимается специальная наука - археология.

Вещи древних людей, их кости, а также всё, на чём сохранились следы их деятельности, называютсявещественными историческими источниками.

Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам. Изучением и восстановлением физического облика древних людей занимается наука антропология.

Древние мифы, сказания повествуют о том, как наши предки представляли себе мир и свое место в нем, каким богам они поклонялись. Легенды и сказания, обычаи и традиции относятся к устным источникам. Их изучают этнография и этнология.

Особенно ценными источниками являются записи. сделанные людьми в древности и дошедшие до наших дней. Письменные источники позволяют узнать об исторических событиях, о жизни людей.

Периоды истории.Историки выделяют пять периодов. Первый период от появления предков человека до возникновения городов, государств и письменности называется первобытным. Второй, третий, четвертый и пятый периоды называются в соответствии с тем временем, который каждый из них изучает: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, новейшая история.

Древний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

История Древнего мира изучает те события, жизнь людей, городов и государств, которые существовали на земле после эпохи первобытности, в глубокой древности.

Историческая хронология.Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово "хронология" в переводе с древнегреческого языка означает "наука о времени". Десять лет образуют десятилетие. Сто лет складываются в столетие, или век. Тысяча лет составляет тысячелетие. Все эти обозначения периодов времени используются в исторической хронологии.

 

Хронология вспомогательная историческая наука. Изучает способы измерения времени и различные календарные системы.

Календарь .Слово “календарь” происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.

Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. Древние египтяне первыми на земле определили продолжительность года. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

В основу современного календаря, как и у египтян, положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 6 часов.

Наша эра . Главной точкой отсчета времени по современному календарю считается год рождения Иисуса Христа, основателя христианской религии.

Монах по имени Дионисий Малый предложил вести счет лет от рождения Христа.

Это летосчисление стало называться христианским, а период времени после рождения Христа - “нашей эрой”, сокращенно обозначают “н. э.”

Год, когда родился Иисус Христос, историки называют первым годом нашей эры. Все, что случилось до него, относится ко времени до нашей эры (сокращенно “до н. э.”).

Каждая цивилизация, когда-либо существовавшая на земле, возникала на основе предыдущей и с течением времени медленно изменялась. Эти изменения называются эволюцией. Сохраняя достижения предков, люди создавали собственную культуру. Это значит, что они строили новые, лучшие города, придумывали более удобные орудия труда и предметы быта; создавали более справедливые законы, более красивые обычаи, легенды и мифы. Такое движение вперед, переход к новому, лучшему называется прогрессом.

Древнейшие люди и их занятия. Происхождение человека.

Религиозно-идеалистические учения: человек – творение бога.

Наука: человек возникает в ходе биологической эволюции (3 млн. – 2,5 млн. лет назад).

Этапы эволюции:

* Австралопитеки (южные обезьяны).

- Обладали относительно крупным для человекоподобных обезьян мозгом – 550 см3.

- передвигались на задних конечностях;

- вели наземный образ жизни;

- Перешли к всеядному питанию, охотились на мелких животных.

* Питекантропы (обезьяна-человек).

- Мозг имел объем – 900 см3.

- прямоходящие существа;

- изготовление простейших орудий труда из камня (оббитые гальки, рубила).

- имели постоянные места обитания в пещерах.

- использовали природный огонь

* Неандертальцы (по имени первой находки в Германии).

- Объем мозга 1200-1600 см3.

- изготовляли более сложные орудия труда(скребло, остроконечник).

- обладали способами добывания огня искусственным путем.

- использовали шкуры животных в виде одежды.

- охотились на крупных животных (мамонтов, носорогов, оленей).

- появляются речь, зачатки религии (погребальный ритуал), примитивного искусства (наскальная живопись);

- возникает праобщина.

*Кроманьонец – это совершенный человек, человек разумный. Появился около 40 тыс. лет назад.

Качества, отличающие человека от животных:

- сознание;

- труд;

- речь;

- общение.

Периодизация первобытной истории (основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда)

Каменный век.

1. Палеолит (древний каменный век) – 2,5млн. – 40-12 тыс. лет назад.

2. Мезолит (средний каменный век) – 12-5 тыс до н.э.

3. Неолит (новый каменный век) – 6-5 тыс. до н.э.

Бронзовый век – конец 3 – начало 1 тыс. до н.э.

Железный век – начало 1 тыс. до н.э.

Занятия древнейших людейприсваивающее хозяйство (Присваивали у природы готовые продукты): собирательство плодов, ягод, грибов, кореньев, охота рыбная ловля.

Первобытные общины. Род и Племя.

Родовые общины.Форма общественных отношений родовая община.

- коллектив кровных родственников;

- сородичи вели общее хозяйство;

Родовая община, род считали себя происходящими от одного предка - человека, животного или даже растения. Первопредок рода назывался тотемом. Род носил имя своего тотема. Мог быть род волка, род орла, род медведя.

-первообщинная демократия – общиной руководил старейшина, избираемый из самых старших и опытных членов рода.

Возникновение земледелия. Земледелие возникло из собирательства, из подмеченной людьми способности семян растений прорастать и давать урожай. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке.

Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки.

Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Поэтому именно здесь более 10 тыс. лет назад, раньше, чем в других районах, возникло земледелие.

Одомашнивание животных и скотоводство. Скотоводство появилосьпримерно в то же время, что и земледелие. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.

А первыми, после собаки, прирученными животными были дикий осел (кулан), дикий баран (муфлон), дикий бык (тур), северный олень и овца.

Неолитическая революция. Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.

В племенах земледельцев и скотоводов научились из тонких прутьев плести корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Умение изготавливать из камня различные орудия труда достигло большого совершенства. Женщины освоили прядение и ткачество. У людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

Хозяйство стало носить производящий характер (земледелие, скотоводство, ремесло).

Развитие производящего хозяйства привело к:

- распаду родовой общины и образованию соседской общины, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности;

- появлению неравенства и выделению знати.

Образуются племена – союзы родовых общин, живущих в одной местности и имеющих общие традиции и обычаи.

Родственные племена объединялись в племенные союзы.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных