Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Судебная реформа в РФ




Московский финансово-промышленный университет

«Синергия»

 

 

Кафедра Гражданского права и процесса

 

Алексеев А.А.

 

Handbook

По дисциплине

«Актуальные проблемы гражданского процессуального права»

 

 

Программа магистерской подготовки по направлению

«Юриспруденция»

 

 

Москва

 

Содержание

Аннотация. 4

Тема 1. Судебная реформа в РФ.. 6

Вопрос 1. Основные направления судебной реформы в РФ. 6

Вопрос 2. Структура системы судов общей юрисдикции и мировых судей в Российской Федерации. 13

Методические указания по изучению темы. 23

Литература по теме: 24

Тесты для самопроверки: 24

Тема 2. Актуальные проблемы подведомственности и подсудности гражданских дел. 26

Вопрос 1. Подведомственность. Понятие, критерии, особенности. 26

Вопрос 2. Подсудность. Понятие, критерии, особенности. 32

Методические указания по изучению темы. 38

Литература по теме: 39

Тесты для самопроверки: 39

Тема 3. Актуальные проблемы искового и неискового производства. 40

Вопрос 1. Исковое производство. 40

Вопрос 2. Неисковое производство. 53

Методические указания по изучению темы. 64

Литература по теме: 65

Тесты для самопроверки: 65

Тема 4. Актуальные вопросы апелляционного обжалования судебных актов в гражданском судопроизводстве. 67

Вопрос 1. Апелляционное обжалование судебных актов судов первой инстанции. 67

Методические указания по изучению темы. 76

Литература по теме: 77

Тесты для самопроверки: 77

Тема 5. Обжалование судебных актов вступивших в законную силу. 79

Вопрос 1. Порядок кассационного обжалования судебного акта, вступившего в законную силу. 79

Вопрос 2. Порядок обжалования судебного акта в порядке надзора. 85

Методические указания по изучению темы. 88

Литература по теме: 89

Тест для самопроверки: 89

Литература. 91

Основная литература: 91

Дополнительная литература: 91

Нормативно-правовые акты: 92

Интернет-ресурсы: 92

Итоговое мероприятие. 93

Требования к письменной работе: 93

Тематика письменных работ по курсу «Актуальные проблемы гражданского процессуального права»: 93

Аннотация

 

Гражданское процессуальное право, или, как его часто называют, гражданский процесс является одной из важнейших профилирующих дисциплин по специальности «Юриспруденция».

Данный специализированный курс «Актуальные проблемы гражданского процессуального права» рассчитан на изучение комплекса наиболее важных и актуальных вопросов применения гражданского процессуального законодательства при рассмотрении в судах общей юрисдикции различных категорий дел.

Одновременно в данный учебный курс включены вопросы, касающиеся перспектив осуществления судебной реформы в РФ и основных направлений совершенствования гражданского процессуального законодательства на современном этапе.

Изучение данного специализированного курса должно проходить в тесном взаимодействии с решением практических задач, которые возникают при осуществлении правосудия по гражданским делам и направлены на выработку у слушателей устойчивых практических навыков практической деятельности в гражданском судопроизводстве, составления и написания процессуальных документов, а также закрепления у студентов углублённых практических знаний в гражданском процессуальном законодательстве.

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

Иметь представление:

· об общих принципах осуществления правосудия по гражданским делам в РФ;

· о трансформации научных взглядов и складывающейся судебной практики в современных условиях;

· о системных научных взглядах на основные институты гражданского судопроизводства и их правовое закрепление в изменениях, которые вносятся в действующее гражданское процессуальное законодательство;

· о перспективах развития правосудия по гражданским делам в рамках проводимой судебной реформы в РФ.

Знать:

· основные нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения в сфере гражданского судопроизводства;

· правила определения подведомственности и подсудности гражданских дел;

· порядок предоставления доказательств и их оценка в ходе гражданского процесса;

· исковое и неисковое производство;

· обжалование судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Уметь:

· применять на практике знания основных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере гражданского судопроизводства;

· составлять исковые заявления, заявления о выдаче судебного приказа, ходатайства, жалобы и иные документы процессуального характера.

 

Карта баллов

 

Занятие Наименование темы Задания текущего контроля успеваемости
Аудиторные Баллы Самостоятельная работа Баллы
Занятие 1 Тема 1. Судебная реформа в РФ. Практикум «Современная судебная система и основные направления ее реформирования»   Изучение действующих нормативно-правовых актов  
Занятие 2 Тема 2. Актуальные проблемы определения подведомственности и подсудности гражданских дел. Практикум «Подведомственность и подсудность гражданских дел»   Разбор наиболее сложных случаев судебной практики по данному вопросу  
Занятие 3 Тема 3. Актуальные вопросы искового и неискового производства. Практикум «Исковое и неисковое производство в современном гражданском процессе»   Разбор наиболее сложных случаев судебной практики по данному вопросу  
Занятие 4 Тема 4. Актуальные вопросы апелляционного обжалования судебных актов в гражданском судопроизводстве. Практикум   Разбор наиболее сложных случаев судебной практики по данному вопросу  
Занятие 5 Тема 5. Обжалование судебных актов, вступивших в законную силу. Практикум   Рассмотрение ряда законопроектов  
Всего баллов  

 

Тема 1. Судебная реформа в РФ

 

Цель изучения темы:

Формирование у обучаемых базовых представлений об особенностях судебной реформы в РФ.

 

Задачи изучения темы:

· изучение особенностей реформирования судебной власти на современном этапе;

· получение представлений о трансформации взглядов и правовых подходов в практике судопроизводства по гражданским делам;

· изучение промежуточных итогов судебной реформы.

 

Успешно изучив тему, Вы:

Получите представление:

· об основных направлениях судебной реформы в РФ;

· о тенденциях развития процессуального законодательства и судебной практики в условиях судебной реформы.

Будете знать:

· особенности проведения судебной реформы в РФ;

· пути совершенствования действующего процессуального законодательства на современном этапе.

 

Вопросы темы:

1. Основные направления судебной реформы в РФ.

2. Структура системы судов общей юрисдикции и мировых судей в РФ.

 

Вопрос 1. Основные направления судебной реформы в РФ.

 

По своей сути судебная реформа это комплекс мероприятий необходимых для становления в Российской Федерации самостоятельной и независимой судебной власти соответствующей требованиям правового государства. Впервые цели и задачи судебной реформы были сформулированы в Концепции судебной реформы 1991 года. Целью судебной реформы, согласно вышеуказанной Концепции являлось становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

Для перехода от административно-правового регулирования к системе регулирования, основанной на праве, требовалось решить следующие задачи:

1. Привести компетенцию судов в соответствие с требованиями правового государства.

2. Обеспечить независимость судьи от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических группировок и социальных групп.

3. Обеспечить самостоятельность суда, как самостоятельного института и от исполнительной, и от законодательной властей.

 

Концепция судебной реформы была одобрена 24 октября 1991 года Постановлением Верховного Совета РСФСР. В данной Концепции была провозглашена необходимость проведения коренных преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, а также в сферах организации правоохранительной и судебной системы. Причиной принятия такого документа явился глубокий кризис отечественной юстиции в широком понимании этого слова.

Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993 закрепила принцип разделения властей и определила конституционно - правовой статус различных ветвей судебной власти. В дальнейшем конституционные принципы были закреплены в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее Закон о судебной системе). Данный закон закрепил конституционно- правовые основы деятельности судебных органов России. По своей юридической силе он уступает только Конституции РФ и международным актам Российской Федерации. Все иные федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, определяющие устройство судов, их полномочия, порядок образования и деятельности, не могут ему противоречить.

Закон «О судебной системе» во исполнение Конституции провозгласил единство судебной системы в Российской Федерации и гарантии его сохранения.

Единство судебной системы Российской Федерации (ст.3 Закона о судебной системе) обеспечивается путем:

· установления судебной системы Российской Федерации только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о судебной системе;

· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

· применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

· признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

 

Закон «О судебной системе» позволил начать работу над кодексами, регулирующими уголовный и гражданский процессы, поскольку структура этих законов во многом обусловлена судоустройством государства. Во исполнение положений Конституции и Закона «О судебной системе», в последующие годы был принят ряд законодательных актов, наполняющих содержанием судебную систему страны.

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 года N 583, в качестве цели предусматривала создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности. В Программе подчеркивается необходимость внедрения автоматизированных систем в деятельность органов правосудия для достижения значительного сокращения сроков рассмотрения судебных дел и споров.

С 1 января 2012 года произошло реформирование судебной системы в части введения апелляционной стадии пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений. А также было реформировано кассационное и надзорное производство. В апелляционной инстанции, производится повторное рассмотрение дела в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, предусматривающее исследование имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств. Однако, реформа судопроизводства и выделение самостоятельных апелляционного и кассационного производств проведена недостаточно корректно.

Судебная реформа предполагает также достижение информационной открытости судов и создание системы телекоммуникационных связей между судами в целях повышения эффективной деятельности судов.

Телекоммуникационные связи позволят сократить сроки рассмотрения судебных дел, повысить качество правосудия и обеспечить гарантии доступности правосудия и реализации права на судебную защиту путем проведения судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи.

Введение в гражданский процесс процедуры использования видеоконференц-связи при рассмотрении гражданских дел также позволит лицам участвующим в деле (и иным участникам процесса) существенно снизить финансовые и временные затраты, связанные с проездом от места их жительства или нахождения до места расположения суда и будет способствовать решению вопроса участия в рассмотрении дела лиц ограниченных физических возможностей, нетрудоспособных, а также лиц, находящихся в местах содержания под стражей и в местах отбывания наказания в виде лишения свободы, что в конечном итоге позволит сократить сроки судебного разбирательства и повысить качество правосудия.

Судебная реформа, на начальном этапе реализовалась в появлении Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, уставных и мировых судей создаваемых субъектами РФ. Было реформировано законодательство о военных судах, четко определившее их компетенцию и организационную структуру. Реформа привела также к выделению из судебной системы исполнительного производства и передачи его Федеральной службы судебных приставов, включенной в систему органов министерства юстиции.

Эффективное функционирование судебной ветви государственной власти зависит от успешной реализации целого комплекса экономических, организационных и законодательных мер. Основные пути их реализации намечаются в проектах программ, разрабатываемых Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ с учетом мнений и предложений, высказываемых на страницах юридической литературы, в ходе дискуссий на научно-практических конференциях, и съездах судей РФ. Многие предложения касаются, в частности, вопросов доступности и эффективности судебной защиты гражданских прав и политических свобод, необходимости изменения судебной системы России, принятия новых процессуальных кодексов и т.п.

В ходе научных дискуссий о реформе судебной системы было высказано много предложений о создании в Российской Федерации разветвленной системы специализированных судов. Предлагалось, например, создать административные, земельные, трудовые, патентные, и некоторые другие специализированные суды (налоговые, ювенальные и т.п.). Определенные основания для таких предложений дает ст.26 Федерального Конституционного закона РФ от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Кроме того, некоторые авторы в поддержку своих предложений ссылаются на опыт других государств (Германии, Франции, США, Канады), создавших развернутую систему специализированных судов. Вместе с тем, при принятии решения о создании специализированных судов необходимо учитывать, что практическая реализация идеи создания большого количества специализированных судов потребует от государства огромных материальных и финансовых затрат, которые российская экономика в настоящее время позволить себе не может. Даже суды общей юрисдикции, на которых лежит основная судебная нагрузка, не получают достаточных материальных средств и кадрового пополнения. Тем не менее, Верховный Суд РФ выступил с инициативой создания четырехзвенной системы административных судов, на финансирование которых потребуются не только миллиарды рублей, но и выделение помещений площадью многие десятки тысяч квадратных метров. В этой связи возникает вопрос, разумно ли учитывая ограниченные экономические возможности государства распылять выделяемые им деньги на создание и финансирование новых судебных систем и не лучше ли эти средства направить на укрепление существующей судебной системы?

Кроме того, создание системы специализированных судов потребует сотен, а то и тысяч судей, которые должны хорошо разбираться в сути тех материально-правовых споров, которые будут предметом судебного разбирательства (иначе сама идея специализации теряет всякий смысл). И опять встает вопрос: где взять такое количество специалистов, которые должны быть не только хорошо подготовлены по предмету своей профессиональной деятельности, но и отвечать определенным этическим и другим требованиям, предъявляемым к судьям?

Создание множества специализированных судов породит реальную опасность возникновения между ними споров о подведомственности и, возможно, о подсудности.

В ввиду отсутствия необходимых правовых и экономических предпосылок для создания разветвленной системы специализированных судов, проблема доступности судебной защиты и повышения ее эффективности, должна решаться путем:

а) специализации судей ныне действующих судов (общих, арбитражных, военных);

б) дальнейшего совершенствования гражданского процессуального законодательства, в частности путем детального регулирования определенных видов гражданского судопроизводства.

 

В современной российской юридической литературе высказано немало предложений, направленных на внесение в гражданское процессуальное законодательство изменений и дополнений с целью повысить эффективность и доступность судебной защиты. Необходимо отметить, что некоторые предложения уже реализованы на практике. В частности введен институт медиации с целью проведения согласительных процедур для урегулирования спора до судебного разбирательства.

Вместе с тем, по справедливому замечанию некоторых процессуалистов, вносимые в ГПК изменения, в полной мере проблем совершенствования гражданского процессуального законодательства не решают, а некоторые изменения и дополнения носят даже ошибочный характер, так как не всегда согласуются с другими положениями ГПК.

В последнее время высказана идея создания нового проекта ГПК РФ. Этот проект должен основываться на принципиально новой концепции, которая сохраняя оправдавшие себя идеи законности, состязательности и диспозитивности, должна в то же время исходить из того, что новый кодекс должен особенно четко регулировать баланс между частными и публичными интересами. Частный интерес при этом должен получить некоторые преимущества на судебную защиту. В связи с этим необходимо устранить любые препятствия, затрудняющие свободный и легкий доступ в суд всякому, кто нуждается в судебной защите. Так, частный интерес должен учитываться при определении суммы судебных расходов, при решении вопросов подведомственности и подсудности, при совершенствовании диспозитивных и состязательных действий, при обосновании и исполнении судебных актов. Частный интерес должен превалировать и при рассмотрении судами споров граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами.

Меры по улучшению доступа к правосудию и повышения его эффективности по гражданским делам нельзя сводить только к принятию нового пусть даже более совершенного ГПК РФ. Как известно эффективность даже хороших законов может быть сведена на нет их плохим применением на практике. Поэтому должны быть приняты меры по кардинальному улучшению организации судебной работы. Они должны касаться улучшения приема граждан в судах, ликвидации в них волокиты при рассмотрении гражданских дел, искоренению разного рода процессуальных упрощенчеств, допускаемых судьями, привлечением кадров судей, способных по своим деловым и нравственным качествам осуществлять правосудие надлежащим образом и т.д. В этой связи возникает вопрос о реформировании системы квалификационных коллегий судей и формирования их состава на новой основе.

В новом ГПК РФ должны быть сохранены и оправдавшие себя на практике положения о защите публичного интереса. Необходимо, например, сохранить право прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления на возбуждение в суде гражданских дел, в случаях, если этого требуют интересы граждан, общества или государства. Целесообразно расширить и права суда по осуществлению контроля за законностью публично-правовых действий и решений государственных органов и их должностных лиц, совершаемых ими в отношении граждан. В связи с тем, что нормы ныне действующего ГПК крайне нечетко регулируют порядок рассмотрения дел из административно-правовых отношений, нормы нового ГПК РФ должны быть сформулированы так, чтобы стать понятными как лицам, желающим обратиться в суд за защитой, так и самим судьям.

Проблема создания специализированных судов заставляет по новому взглянуть на существующие виды гражданского судопроизводства и, в частности, на то, отвечает ли их правовое регулирование потребностям практики. Проблема видов судопроизводства, будучи частью общей проблемы совершенствования гражданского процессуального законодательства, выделяется потому, что в теории гражданского процесса ей уделяется явно недостаточное внимание, хотя решение данный проблемы во многом будет способствовать улучшению качества правосудия по гражданским делам.

Основным видом гражданского судопроизводства было и остается исковое производство. Правовая природа этого вида судопроизводства предопределяется особенностями гражданских, семейных, трудовых и других материальных правоотношений, характеризующихся равенством субъектов. Любой участник этих правоотношений, считающий поведение другого участника неправомерным, может обратиться в суд и потребовать защиты своих прав или интересов. Средством возбуждения гражданского дела является иск. Исковая форма защиты права характеризуется равенством спорящих сторон, действием принципов состязательности и диспозитивности. Ныне действующее гражданско-процессуальное законодательство об исковом производстве дает основания поддержать некоторые предложения по его совершенствованию.

Рыночные отношения вызывают необходимость рассмотрения, так называемых косвенных и групповых исков. Однако действующий ГПК нечетко регулирует процедуру рассмотрения исков в защиту прав неопределенного круга лиц, данная проблема также должна быть решена в новом ГПК РФ. Целесообразно дифференцировать ставки государственных пошлин в зависимости от материального положения истца и ввести в новый ГПК норму о так называемой «социальной юридической помощи» для несостоятельных граждан, нуждающихся в судебной защите. Требуют уточнения нормы о формах участия прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц. Нуждается в совершенствовании институт заочного решения, так как ныне действующий содержит много неточностей и противоречий.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых (точнее – публично-правовых) отношений также требует серьезной доработки в новом ГПК РФ.

Существующий сейчас порядок выдачи судебного приказа представляется достаточно сложным и длительным, что не в полной мере соответствует принципу процессуальной экономии. В связи с этим заслуживает поддержки содержащиеся в проекте ГПК РФ положения: расширить перечень требований, по которым можно выдавать судебный приказ и ускорить рассмотрение дел о выдаче приказа (например выдавать приказ в трехдневный срок со дня поступления заявления в суд).

Вступивший в силу 1 марта 2013 года Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» произвел корректировку положений ГК РФ, касающихся основных начал гражданского законодательства, предмета регулирования данной отрасли законодательства, оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, пределов осуществления гражданских прав и способов их защиты. Изменения вносимые в ГК РФ предоставляют судам новые возможности для эффективной защиты нарушенных или оспариваемых прав граждан и юридических лиц.

В настоящее время назрела актуальная необходимость дальнейшего проведения судебной реформы поскольку судебная практика показывает многочисленные факты игнорирования судами прав человека, а уровень правовой культуры судей и находящихся на государственной службе юристов крайне низок. Кроме того, реальные технологии и ценности судебной и правоохранительной деятельности существенно отличаются от нормативно признанных и носят по сути карательный характер, что порождают массовое нарушение прав человека.

 

Вопрос 2. Структура системы судов общей юрисдикции и мировых судей в Российской Федерации.

 

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия иных лиц (присяжных, народных и арбитражных заседателей). Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется в том числе посредством гражданского судопроизводства.

Гражданские дела рассматриваются судами общей юрисдикции и мировыми судьями, а гражданские дела, в которых стороной спора является военнослужащий (военные организации) - военными судами.

В настоящем курсе рассматривается гражданский процесс осуществляемый в судах общей юрисдикции и у мировых судей.

Структуру судов общей юрисдикции и мировых судей в судебной системе необходимо рассматривать с учетом проводимой конституционной реформы по присоединению Высшего Арбитражного суда к Верховному суду и последующей ликвидацией арбитражных судов, как самостоятельной ветви судебной власти.

Общая структура судов общей юрисдикции представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Общая структура судов общей юрисдикции и арбитражных судов в свете объединения Верховного суда и Высшего Арбитражного суда

 

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

 

Мировые судьи относятся с судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В систему законодательства регулирующего полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции входят Конституция РФ, ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

В частности в г. Москве порядок назначения и деятельности мировых судей регулируются Законом г. Москвы от 31.05.2000 N 15 (ред. от 10.10.2012) «О мировых судьях в городе Москве», а также Законом г. Москвы от 15.10.2003 N 60 (ред. от 10.10.2012) «О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы».

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, а также в соответствии с конституционной реформой является высшим судебным органом по делам вытекающим из предпринимательской и иной экономической деятельности отнесенным к компетенции арбитражных судов. Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Верховный суд РФ является субъектом законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Верховный Суд РФ полномочен:

1) изучать и обобщать судебную практику а также, в целях обеспечения ее единства, давать судам общей юрисдикции и арбитражным судам разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

2) разрешать в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

3) публиковать судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решать вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

4) осуществлять иные полномочия.

 

В состав Верховного суда РФ входят:

1) Пленум ВС РФ.

2) Президиум ВС РФ.

3) Апелляционная коллегия ВС РФ.

4) Судебная коллегия по административным делам ВС РФ.

5) Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ.

6) Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ.

7) Военная коллегия ВС РФ.

Пленум ВС РФ действует в составе Председателя ВС РФ, его заместителей и судей ВС РФ. В заседаниях Пленума ВС РФ могут участвовать по приглашению Председателя ВС РФ судьи Конституционного Суда РФ, иные судьи и другие лица.

Пленум ВС РФ полномочен:

· давать судам общей юрисдикции и арбитражным судам разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики;

· использовать право законодательной инициативы по вопросам его ведения;

· избирать по представлению Председателя ВС РФ секретаря Пленума ВС РФ из числа судей Верховного Суда Российской Федерации;

· утверждать по представлению Председателя ВС РФ состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;

· утверждать на основании представления Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда РФ, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

· ежегодно представлять по предложению Председателя ВС РФ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда РФ, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда;

· заслушивать сообщения о работе Президиума ВС РФ, отчеты заместителей Председателя ВС РФ и председателя Апелляционной коллегии ВС РФ о деятельности судебных коллегий ВС РФ и Апелляционной коллегии ВС РФ;

· обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ;

· утверждать составы судебных коллегий ВС РФ;

· избирать членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;

· утверждать Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;

· утверждать Регламент ВС РФ;

· осуществлять иные полномочия.

 

Пленум ВС РФ осуществляет свою работу в соответствии с Регламентом ВС РФ.

Президиум ВС РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда. Члены Президиума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заседание Президиума Верховного Суда проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда.

Постановления Президиума Верховного Суда принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда полномочен:

· в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверять в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

· обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

· разрешать вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда;

· утверждать Положение об аппарате Верховного Суда, его структуру и штатное расписание;

· возлагать исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда;

· рассматривать материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

· осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ состоит из ее председателя и членов, являющихся судьями Верховного Суда РФ. Председатель и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ полномочна:

· рассматривать в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ, Судебной коллегией по административным делам ВС РФ и Военной коллегией ВС РФ;

· рассматривать в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

· осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

 

Судебные коллегии ВС РФ формируются из числа судей Верховного Суда РФ в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы судебных коллегий Верховного Суда РФ утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ:

1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;

2) рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

3) вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4) обобщают судебную практику;

5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

 

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда РФ неоднократно.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

 

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

 

Президиум суда:

1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

3) ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, а также по другим вопросам;

4) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

5) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

 

Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают:

1) в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;

3) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Районный суд создается на основании федерального закона в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Районный суд рассматривает гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

Районный суд может рассматривать дела об административных правонарушениях, только в случаях, прямо установленных федеральным законом.

Районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными ФКЗ, Федеральным законом от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Мировой судья осуществляет свою деятельность в пределах судебного района на судебном участке.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебный участок создается из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных