Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Силовая подготовка пловца




Специфика силовых качеств, необходимых пловцу, обуслов­лена характером сил сопротивления при плавании. Она обус­ловлена следующим: а) усилия спортсмена не превышают 70 % его силовых возможностей; б) время контакта движителя с опо­рой более продолжительное, а характер приложения усилий равноускоренный (по типу нажима); в) усилия проявляются в рамках сложного двигательного навыка.

В этой связи силовая подготовка пловца предусматривает развитие различных видов силовых качеств: максимальной й взрывной силы, скоростно-силовой и силовой выносливости. Соотношение работы, направленной на развитие различных силовых качеств, предопределяет успех на той или иной дис­танции.

Максимальная и взрывная сила в значительной мере обус­ловливают уровень скоростных возможностей, влияя на вели­чину силы тяги, развиваемой при плавании, на качество стар­товых прыжков и поворотов. Эти формы проявления силы


 




в числе других важнейших факторов определяют результаты пловцов на дистанциях 50, 100 и 200 м. С увеличением длины соревновательной дистанции влияние максимальной и взрыв­ной сил ослабевает, возрастает роль силовой выносливости, ко­торая во многом определяет результаты на всех дистанциях, независимо от способа плавания, однако все-таки большее вли­яние она оказывает на проплывание дистанций 800 и 1500 м.

Уровень силовых способностей зависит прежде всего от со­вершенства межмышечной и внутримышечной координации. Первая проявляется в согласованном взаимодействии рабочих мышц и их антагонистов, своевременном приложении усилий в рамках данного двигательного навыка, использовании упру­гих свойств мышц; вторая — в упорядоченной деятельности двигательных нервно-мышечных единиц, обеспечивающей или их синхронизацию при кратковременной скоростно-силовой работе, или экономичное чередование периодов напряжения при длительной работе на выносливость.

Сила связана с уровнем обменных процессов в мышце, запа­сов в ней энергетических веществ, ее физиологическим попе­речником, способностью спортсмена концентрировать свои волевые усилия на скоростно-силовых движениях.

Естественное увеличение силы происходит у детей неравно­мерно. У мальчиков она плавно нарастает с 8 до 14—15 лет, за­тем отмечается ее резкий скачок в 16—17 лет, после чего есте­ственный рост силы всех мышечных групп приостанавливается.

У девочек скачкообразный прирост силы отмечается в пери­од с 10 до 13—14 лет. Затем естественный прирост мышечной силы замедляется, а в период между 14 и 16 годами даже падает.

Как видно, в период пубертатного развития интенсивное на­растание силы происходит естественным образом. Очевидно, учитывая объективный характер возрастных изменений, имен­но в этом возрасте следует осуществлять разностороннюю сило­вую подготовку.

В тренировке квалифицированных спортсменов выделяется три основных вида силовой подготовкигобщая; разносторонняя целенаправленная;специальная.

Общая силовая подготовка. Ее задачи: укрепление мышеч-но-связочного аппарата; воспитание умения проявлять усилия в широком диапазоне движений в единстве с другими физичес­кими качествами (ловкостью, быстротой, гибкостью); гармонич­ное развитие всей мускулатуры.

Это основной вид подготовки в работе с начинающими плов­цами. Обычно у детей относительно слабо развиты мышцы жи-


вота, спины, косые мышцы туловища, мышцы задней поверх­ности бедра. Отстают в развитии, особенно у девочек, мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышами ног. Данный вид подготовки призван укрепить отстающие мышечные группы, им необходимо уделить особое внимание.

Рекомендуется использовать упражнения из средств основ­ной гимнастики, элементы других видов спорта, подвижные и спортивные игры, упражнения с тяжестями.

Применяется, как правило, повторный метод с оптималь­ными усилиями при среднем числе повторений. Упражнения выполняются из разных исходных положений, в различном темпе; используются упражнения на дыхание и на расслабле­ние. Упражнения не должны сопровождаться чрезмерными напряжениями — их следует прекращать до наступления утом­ления.

Упражнения с облегченной штангой для мышц рук и плече­вого пояса.

1. И. п. — лежа на спине, штанга за головой в вытянутых ру­ках. Прямыми руками тяга штанги из-за головы до бедер и обратно.

2. И. п. — сидя на пятках, штанга за головой в согнутых ру­ках, локти направлены строго вверх. Разгибание рук вверх.

3. И. п. —лежа на спине, штанга за головой в руках, согнутых до прямого угла (локти на ширине плеч). Поднимание штан­ги вверх (вращение плеч внутрь) и опускание обратно, не от­рывая локтей от пола.

4. И. п. — стоя, держа штангу сзади. Сгибание рук, поднимая штангу к лопаткам.

5. И. п. — сидя на пятках, штанга в прямых руках сзади на уровне ягодиц. Отведение штанги вверх «до отказа» прямы­ми руками.

6. И. п. — сидя на скамейке, предплечья на коленях, штанга удерживается обратным хватом (гриф лежит на пальцах рук). Поднимание и опускание штанги только за счет сгиба­ния и разгибания кистей.

Упражнения для мышц ног.

1. И. п. — лежа поперек гимнастического коня или скамейки и опираясь руками о рейку гимнастической стенки, ноги с набивным мячом между стопами опущены вниз. Подни­мание прямых ног вверх.

2. И. п. — стоя ноги врозь (носки стоп в стороны) с партнером на плечах; оба держатся за рейки гимнастической стенки. Приседания на всей ступне.


 




                     
   
     
       
 
 
   
 
   
 
 
 

3. И. п. — лежа на спине на мате, ноги согнуты, стопы развер­нуты и ступнями упираются в спину партнера, удерживая его от падения назад. Разгибание и сгибание ног, преодоле­вая вес тела партнера.

4. И. п. — лежа на животе, ноги слегка врозь и согнуты в ко­ленных суставах, амортизатор закреплен спереди на высоте около 50 см от пола и петлями надет на стопы. Разгибание коленей.

5. И. п. — лежа на тележке-салазках с опорой ступнями ног, согнутых в коленных суставах, о мат, прикрепленный вер­тикально к гимнастической стенке. Разгибание ног, вытал­кивая себя вверх-вперед.

6. И. п. — сидя в приседе лицом к торцовой части ступенек (раз­личной высоты — 50— 110 см) прыжковой пирамиды, руки вверх-вперед. Многоскоки из приседа по ступенькам пира­миды. Стоя боком к ступенькам прыжковой пирамиды, 8—10 непрерывных прыжков (и соскоков) на низкую или среднюю ступеньку; 3—5 прыжков на наиболее высокую (из доступных для данного ученика) ступеньку.

Разносторонняя целенаправленная силовая подготовка. Она решает задачи развития абсолютной силы и силовой выносли­вости мышц, являющихся ведущими при плавании спортивны­ми способами. Тем самым обеспечивается прочный фундамент для специальной подготовки.

Этот вид подготовки занимает особое место в работе с подро­стками и юношами, значительное внимание на данном этапе уделяется направленности воздействий на мышцы, участвую­щие в гребке.

Известно, что результат спортсмена в плавании тесно взаи­мосвязан с уровнем силовой подготовленности, величиной тяговых усилий, которые он может развить в воде, и с возмож­ностью их наиболее полной реализации.

Физической подготовке сильнейшие пловцы уделяют до 15—30 % тренировочного времени. Она распределяется при­мерно одинаково между работой, выполняемой на суше и в воде; при этом на суше она оказывается более эффективной.

В силовой подготовке используется большое количество тре­нажерных устройств. Анализ кинематических и динамических характеристик при выполнении стандартных упражнений на различных тренажерах показал, что ни один из параметров не дает кривой усилий, полностью аналогичных кривой усилий в воде. Вместе с тем кривая, полученная как среднее арифмети­ческое от сложения всех полученных ординат графиков, ока-


зывается наиболее близкой к условиям плавания. Это вполне можно считать аргументом для использования комплекса тре­нажерных устройств.

При выборе упражнений следует руководствоваться прежде всего существующей практикой, однако следует помнить о том, что часто два внешне похожих движения в сущности могут быть совершено разными, ибо различна их структура. Известно, что даже упражнения, выполняемые в измененных условиях, имеют разную кинематику и динамику, что, в свою очередь, приводит к ограничению или полному отсутствию переноса тре­нированности. Изучение электрической активности мышц по­казывает существенные различия в движениях на суше и в воде. В связи с этим, подбирая комплексы физических упражнений, следует не только учитывать эти обстоятельства, но и обращать­ся к описанным «мышечным портретам».

Средства (физические упражнения) подбираются с учетом кинематических характеристик основных плавательных дви-

жений. Используются резиновые амортизато­ры, блочные устройства, облегченная штанга, тре­нажеры.

Основной метод подго­товки — метод повтор­ных упражнений «до от­каза».

При воспитании сило­вой выносливости приме­няются средние величи­ны отягощений (50—70 % от максимально возмож­ных). Упражнения вы­полняются сериями. Для решения поставленных задач наиболее эффек­тивны последние движе­ния в подходе — те, кото­рые выполняются при мобилизации усилий.

 

Для развития абсо­лютной силы применя­ются большие и около­предельные отягощения


и сопротивления (80—90 % от максимально возможных). Такая интенсивность позволяет выполнить в одном подходе не более 8—12 движений с высокой скоростью. Доля таких упражнений в общем объеме силовой подготовки невелика — всего 5—7 %, но это — важнейшее средство разносторонней подготовки.

Специальная силовая подготовка. Этот вид силовой подго­товки используется пловцами на этапах спортивного совершен­ствования. Специальная силовая подготовка на суше строится в неразрывной связи с технической подготовкой пловца.

Задача упражнений этой группы — максимально приблизить структуру и характер движений на суше к движениям в плава­нии на соревновательных скоростях.



 

В выполнении упражнений этой группы большое место за­нимают тренажеры (скользящая тележка, «Мартенса-Хютте-ля», «Экзер-Джени», «Биокинетик» и т.д.). Режимы работы широко представлены в литературе (рис. 44—51).


Изучение техники спортивных способов плавания*

* Кроль на груди






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных