Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Урок номер 3 — Как читать и записывать ритмы




Чтобы ритмы и упражнения оставались в памяти, их записывают. Как это сделать? Начнем от обратного. Сначала научимся читать ритмы.

Введем систему обозначений (европейская традиция):

«B» — бас,

«T» — тон,

«S» — слэп,

« — » — пауза.

Одна пауза по длительности равна одному удару.

В классической музыкальной грамоте композиции записываются нотами разной длительности – «целыми», «половинками», «четвертями», «восьмыми», «шестнадцатыми», «тридцать вторыми» и т.д. Т.к. барабанщики-перкуссионисты (т.е. те, кто играет на джембе и других этнических барабанах) редко заканчивают музыкальную школу, они упростили систему нотной записи до системы буквенной записи в разных вариантах.

Я расскажу о простом, не классическом способе чтения ритмов. С помощью него ритм могут прочитать даже те, кто вообще не понимает, что такое «восьмые» и «16-е».

Пример. Мы видим перед собой надпись:

B-TT-SS-

Логически (с помощью нашего «глоссария») мы понимаем, что это ритм, в котором 1 бас, 2 тона и 2 слэпа. И между ними паузы. Но как сыграть его ровно?

Вы заставляете свои руки играть абсолютно ровно по краю барабана (правая-левая-правая-левая…) Не важно, какой вы извлекаете звук – тон или слэп. Лучше всего, если это будут очень тихие удары – касания пальцами. Главное, они звучат идеально ровно, без пауз. У вас получается монотонная картина: «та-та-та-та…» (или, если кому-то больше нравится, «бум-бум-бум-бум…»:). Темп должен быть медленным, комфортным для вас.

Далее вы смотрите на запись ритма. Продолжая играть пульсацию, заменяете некоторые ее удары на басы, тоны и слэпы соответственно тому, что записано в ритме. А в местах, где стоят черточки – паузы, оставляете тихий удар пальцами из пульсации. Таким образом, ваши руки всегда двигаются в одном темпе, не ускоряясь и не замедляясь, не оставляя «дыр» — пауз. Вместо паузы звучит тихая нота. Сыграв ритм несколько раз таким образом, вы «услышите» его. Дальше можно уже не играть в паузах тихие ноты пульсации, а оставлять свободные промежутки.

Если мы обозначим тихий удар из пульсации междометием «та» (мысленно представляем его очень тихим), у нас получится:

БАС_та_ТОН_ТОН_та_СЛЭП_СЛЭП_та и потом:

БАС ТОН ТОН СЛЭП СЛЭП

Другой пример – нам попадается длинный рисунок, где много пауз.

B — - — S — - — B – B – S – TT

После того, как первый ужас схлынет, снова начинайте играть пульсацию. У нас получится:

БАС_та_та_та_СЛЭП_та_та_та_БАС_та_БАС_та_СЛЭП_та_ ТОН_ТОН_

Получается известный всем «современный» ритм. Обратите внимание, т.к. в этом ритме в конце у нас нет паузы, после тонов мы сразу возвращаемся к басу. Это важно. Т.е. переход с такта на такт у нас звучит так: ТОН_ТОН_БАС…

Если вы поняли, как прочитать любой ритм, записать свой ритм для вас не составит проблемы – вы играете его с использованием пульсации, а потом записываете его при помощи привычных символов.

ВАЖНО: т.к. чаще всего нам встречаются ритмы на 4/4, т.е. мы считаем их «раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре» или на 6/8 («раз, два, три, раз, два, три), а ритмы в 90% случаев записываются 8-ми или 16-ми нотами, вы должны проверять количество символов в записи.

Если символов 8 или 16 (включая паузы) – это размер 4/4 («квартольный», т.е. «на 4»).

Если символов 6 или 12 – это размер 6/8 («триольный», т.е. «на 3»).

А если у вас в строчке, например, 13 символов, или 15, и нет отметки, что это какой-то сложный необычный ритм, то, скорее всего, тот, кто писал ритм – ошибся.

Существуют также «сложные» (необычные) размеры, например:

5/4 – 5 или 10 символов;

7/8 – 7 или 14 символов;

9/8 – 9 или 18 символов и т.д.

Но в таких случаях сбоку от ритма должен указываться его размер.

ДРУГИЕ СИСТЕМЫ ОБОЗНАЧЕНИЙ

Если вы побродите по интернету в поисках ритмов, вы наверняка увидите записи не только в обозначении «B, T, S», но и вот такие, например:

G — - T – d g – G – G – g d — -

Или:

D – D – t k t – D – t k B – t k

Что это? Стоит ли впадать в панику?

Это нотные записи ритмов, построенные по тому же принципу, но с использованием других букв.

Система с буквами «G, D, g, d, P, T» — тоже для африканских ритмов. Отличие в том, что удары здесь разделаются не только на тоны, слэпы и басы, но еще и на правую и левую руку. Такая система удобнее для новичков – им сразу дается подсказка, какой рукой что играть. Но т.к. сами африканцы крайне редко учат, какой рукой играть какой удар (они играют по принципу «как удобнее»), то эта система слегка подавляет ваше свободное мышление.

Итак, что значат эти буквы:

«G» – «гун» — бас правой рукой;

«D» – «дун» — бас левой рукой;

«g» – «го» — тон правой рукой;

«d» – «до» — тон левой рукой;

«P» – «па» — слэп правой рукой;

«T» – «та» — слэп левой рукой.

Если перед вами набор букв такого характера: «D, t, k, B», то вы столкнулись с арабской традицией записи ритмов. Т.е. такие буквы – обозначения ударов придумали для записи игры на дарбуке. Т.к. держат дарбуку не так, как джембе, а «боком», то бас они играют очно только правой рукой (левой это крайне неудобно). Отсюда и обозначения:

«D» – «дум» — бас правой рукой;

«t» – «те» — удар по краю барабана правой рукой (аналог африканского тона);

«k» — «ка» — удар по краю барабана левой рукой;

«B» — «бэк» — удар-шлепок по краю правой рукой (аналог слэпа).

Плюс каждая барабанная школа разрабатывает свои обозначения «фишек», дробей, дополнительных ударов. Указанные выше 3 системы – наиболее часто встречающиеся в интернете.

Остались какие-либо вопросы или что-нибудь не ясно? Спрашивайте об этом в комментариях — я с радостью отвечу. Возможно, ответы на ваши вопросы будут полезны и другим посетителям сайта.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных