Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА




Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Особенности, преимущества и недостатки автомобильного транспорта.

2. Основные задачи развития автомобильного транспорта.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы в обеспечении экономического роста и социального развития этих стран.

Массовое применение автотранспортных средств повлекло за собой изменение во всех секторах экономики и в социальной сфере, на рынке труда, в градостроительной политике, в организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни общества. В настоящее время в наиболее развитых странах 75–80 % всего объема пассажирских и грузовых перевозок выполняется автомобильным транспортом.

 

ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем:

- высокая маневренность и подвиж­ность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средст­ва в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечивать доставку «от двери до двери» без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования;

- высокая скорость дос­тавки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевоз­ках на короткие расстояния;

- широкая сфера применения по ви­дам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки;

- необ­ходимость меньших капиталовложений в строительство автодо­рог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

Наиболее эффективной сферой использования автомобильно­го транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет 20–24 км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном грузообороте составляет около 6 %.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одно­го пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пас­сажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сель­ской местности – 100 %.

К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести: высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта); высокий уровень загрязнения окружающей среды; большую трудоемкость (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте), низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей; большие металлоем­кость и энергоемкость.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Особенно широко используется автотранс­порт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле. Основные показатели работы автомобиль­ного транспорта с учетом перспектив его развития представлены в табл. 1.

Таблица 1

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России мо­жет расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особен­но в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют авто­поездом. Автомобили можно разделить на грузовые, пассажирские и специальные. К грузовому подвижному составу относят универ­сальные бортовые всех марок и специализированные по видам гру­за рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесово­зы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузо-пассажирские ав­томобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки, как пассажиров, так и небольших партий грузов.

К специальному подвижному составу относятся транспорт­ные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций – автокраны, передвижные электростан­ции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.

Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания, карбюраторные, дизельные, газобаллонные, газотурбинные, электрические), по грузоподъемности (особо малой, ма­лой, средней, большой и особо большой), вместимости (автобу­сы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения, числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные), максимальной на­грузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седель­ные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной про­ходимости).

В структуре парка грузовых автомобилей в России в основном отечественные автомобили Московского завода им. Лихачева (ЗИЛ), Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгоро­де (ГАЗ), Камского автозавода в Набережных Челнах (КамАЗ), Минского (МАЗ), Уральского («Урал») в городе Миасс Челябин­ской области, Краматорского (КРАЗ) на Украине и других пред­приятий (в настоящее время все автомобильные заводы России преобразованы в акционерные общества). Грузоподъемность этих автомобилей составляет от 3 до 16 т. В последнее время Горьковский завод наладил выпуск автомобилей небольшой гру­зоподъемности (1,5 т) типа «Газель». Выпускаются также автомо­били большой и особо большой грузоподъемности (40, 60, 80 и 600 т) Челябинским заводом автомобильных прицепов (ЧМЗАП). В 1980-х годах в СССР производилось до 800 тыс. грузовых автомобилей, 55 тыс. автобусов и свыше 1,2 млн легковых авто­мобилей. В связи с экономическим кризисом выпуск автомо­бильного подвижного состава резко сократился. В 1998 г. в России было произведено всего лишь 143,9 тыс. грузовых автомобилей, 45,6 тыс. автобусов и 836,5 тыс. легковых автомобилей. Правда, значительно увеличились закупки подвижного состава из других стран, особенно легковых автомобилей.

Для массовых пассажирских перевозок используются автобу­сы ЛиАЗ Ликинского автобусного завода в Московской области, «Икарус» венгерского производства, ПАЗ Павловского завода в Нижегородской области и др. В связи со старением парка и пре­кращением закупок новых автомобилей осуществляется модер­низация автобусного парка, в том числе и за счет организации совместного производства с зарубежными фирмами. Так, нала­живается выпуск современных автобусов в Голицыне (под Моск­вой) совместно с известной немецкой фирмой «Мерседес-Бенц» и «Икарусов» в г. Кургане совместно с венгерской фирмой.

Более стабильное положение в производстве легковых автомо­билей. 594,5 тыс. составляют популярные автомобили «Жигули» («Лада») Волжского автомобильного завода в г. Тольятти, 40,0 тыс. – автомобили «Москвич2, 125,4 тыс. – «Волга» Горьковского завода и 31,9 тыс. – УАЗ Ульяновского автомобильного завода.

Выпускаются небольшие двухдверные легковые автомобили «Ока». Остальную часть парка составляют автомобили иностран­ного производства. Инфляция и постоянный рост цен на авто­мобили несколько сдерживают покупательский спрос на них, что вызывает кризис в отечественном автомобилестроении, необхо­димость повышать качество и конкурентоспособность его про­дукции.

Резко увеличилось количество легковых и грузовых автомоби­лей, находящихся в личном пользовании граждан России. В среднем на 1000 чел. приходится 50 легковых автомобилей (для сравнения: в США – 505, в Германии – 340, в Японии – 273 автомобиля).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных