Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИЯ. Первоначальный облик древнерусского города во многом зависел от географических условий

003 ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

27.5.2005/ (Сноска - Интернет)


Первоначальный облик древнерусского города во многом зависел от географических условий. Почти все города Северо-Восточной Руси сначала застраивались деревянными домами и храмами, обносились земляными валами, на которых стояли бревенчатые стены и башни кремлей. С развитием торговли и усилением власти местного князя начиналось каменное строительство соборов и крепостных стен. Таково было строительство Москвы, Юрьева-Подольского, Переславля и других городов, основанных подобно Костроме в середине XVII века Юрием Долгоруким.

Кострома стала центром местности, самой богатой лесом в Среднем Поволжье, и это определило лицо города. Кострома рано перестала быть центром самостоятельного княжества и, следовательно, на всем протяжении средневекового периода русской истории оставалась провинциальным городом, не имевшим к тому же долгое время стратегического и торгового значения. Каменное строительство в Костроме до самого конца XVII века было явлением редким. Даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова - Марфы, находившийся на территории городского кремля, были деревянными. Часто пожары выжигали весь город дотла. Город снова отстраивался из самого дешевого и удобного в Костромском крае строительного материала - дерева, и новые пожары испепеляли эти постройки. Так продолжалось до самого грандиозного пожара 1773 года, после которого специальным указом Сената в Костроме было начато каменное строительство по утвержденному в восьмидесятых годах XVIII века генеральному плану застройки губернских городов. Однако строительство деревянных храмов на территории Костромского края и в самой Костроме продолжалось до середины XIX века.

Некоторое представление о характере деревянных построек в Костроме дает скупая запись в книгах "письма и меры а межевания" 1628-1630 годов, составленных подьячими Естафией Клюпановым и Иваном Злобиным. Там дается описание церквей костромского кремля: "Церковь Здвижения Честнаго Креста древяна шатровая да другая церковь с трапезою Введения Пресвятая Богородица древяна клецкая". Деревянные клетские и шатровые церкви были древнейшей формой культовых сооружений христианской Руси.

Ни одной древней постройки из дерева в самой Костроме не сохранилось, но представить облик древних деревянных храмов города можно по памятникам деревянной архитектуры, сохранившимся на территории Костромской области.

Лучшие из этих памятников с 1958 года перевозятся в Кострому, в музей деревянного зодчества. В настоящее время в этом музее можно увидеть ветряную мельницу, свайные бани и крестьянскую избу - дом Ершова, построенный в XIX веке, церковь 1552 года из села Холм Галичского района и церковь 1628 года из села Спас-Вежи. Также перевезены и собраны на территории музея-заповедника еще несколько построек из дерева, среди которых особенно интересна клетская церковь начала XVIII века из села Фоминское Костромского района.

Самый старый, дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области - церковь села Холм. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней, венчающей части здания, и частично его основания. Главная часть холмской церкви - грузный низкий восьмерик, с западной стороны к которому примыкает прямоугольная в плане трапезная, обнесенная с трех сторон висячей галереей, а с восточеной стороны - пятигранный алтарь. Над основным восьмериком здания поставлен второй, меньший по размерам, завершенный "крестовой бочкой на четыре лица", то есть двумя пересекающимися бочкообразными перекрытиями, в центре которых помещена луковичная главка на высоком тонком барабане. На коньках бочек поставлены четыре главки подобной же формы, но меньшие по размерам. Главки покрыты осиновой чешуей - лемехом. Венчающая часть здания появилась, очевидно, в XVIII веке, и хотя она изящна и хороша сама по себе, но не соответствует основному объему здания, его суровым и монументальным формам. Богородицкая церковь в селе Холм, согласно некоторым древним письменным источникам, была выстроена в 1552 году. Существовало предание, что строители этого древнего здания, вызывавщего восхищение уже у современников, были похоронены в алтаре построенного ими храма. Такого удостаивались немногие, ведь даже захоронение у стен церковного здания сичиталось большой почестью. Приведенный факт свидетельствует о большом уважении людей средневековья к мастерам-строителям, создавшим произведения подлинного искусства.

При установке церкви села Холм на новом месте произведена реставрация этого уникального памятника. Реставраторы удалили позднюю тесовую обшивку здания, восстановили старые размеры окон, расширенных в XVIII-XIX веках, устроили, как в старину, вход в галерею с западной стороны, убрали безобразные каменные столбы, подпиравшие галерею. Хотя покрытие церкви в средние века было шатровым, реставраторы сохранили существующее завершение храма в виде пятиглавия на перекрещивающихся бочках, так как точных данных о пропорциях и размерах Богородицкой церкви нет. Удалена металлическая обшивка глав и бочковых сводов и сделано покрытие их лемехом - излюбленным материалом покрытий подобных деталей архитектурного сооружения у древних зодчих. Внутреннее убранство холмской церкви сохранилось. Проведены работы по реконструкции интерьера здания.

Другим уникальным памятником деревянной архитектуры средневековой Руси является церковь Спаса из села Спас-Вежи Костромского района, установленная теперь на территории Ипатьевского монастыря. (Погост и село Вежи числились в Приказе Большого Дворца, то есть были дворцовыми, принадлежали царской фамилии. Иван Грозный пожаловал их в вотчину московскому Чудову монастырю.) Спасская церковь села Спас-Вежи, судя по писцовым книгам, построена в 1628 году. Это самая большая из сохранившихся до наших дней деревянных клетских церквей. Основу храма составляет четверик с высокой крутой двускатной кровлей, увенчанной главкой на маленьком четверике, врезанном в середине конька крыши. С восточной стороны к основному объему здания прирублена пятигранная алтарная апсида, также крытая высокой двускатной кровлей, а с западной стороны - трапезная, двускатная кровля которой равна по высоте кровле алтаря. Здание обнесено с западной, северной и южной стороны висячей галереей-нищевиком. До XX века церковь имела в западной части высокую восьмигранную шатровую колокольню, соединявшуюся с основным массивом здания небольшой висячей галереей-переходом. Вход в храм был с южной стороны. Спасская церковь стояла в низменной местности, которая во время разлива рек Костромы, Соти и Идоломши превращалась в озеро. Поэтому строители поставили здание церкви и колокольни на высоких дубовых сваях. С созданием на Волге системы водохранилищ Спасская церковь села Вежи попадала в район затопления. Именно с переносом этой церкви на территорию Ипатьевского монастыря и родилась идея создания в Костроме музея деревянной архитектуры.

Русская Цивилизация

 

(Сноска)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зодчество Древней Руси | НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных