Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ




МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

«ЗОДЧЕСТВО НАЛИБОКСКОГО КРАЯ»

Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму».

Минск


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

 

«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г.

 

 

«Зодчество Налибокского края»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

 

Вид экскурсии: историко-архитектурная автобусная

Протяженность маршрута: 270 км.

Продолжительность экскурсии: 8 час. экскурсионных (или 6 час. астрономических)

плюс 6 час. сопровождения

 

Автор-составитель: Т.В.Биндель

 

Минск

Содержание экскурсии:

  • экскурсия «Зодчество Налибокского края» знакомит с памятниками архитектуры XIV – начала XX века, в облике которых отразились черты многих архитектурных стилей;
  • маршрут экскурсии описывает окружность протяженностью 270 км с такими населенными пунктами, как Раков, Воложин, Вишнево, Богданово, Гольшаны, Боруны, Крево;
  • экскурсанты познакомятся с сохранившимися замками, дворцами, церквями, костелами, а также с памятными местами, связанными с событиями, значимыми в истории нашей страны и в судьбах выдающихся людей этого края;
  • по дороге экскурсанты получают информацию и о некоторых других памятных местах вблизи маршрута экскурсии.

 

Цель экскурсии:

  • содействовать расширению кругозора и формированию определенных гражданских позиций;
  • вызывать чувство гордости за свою страну, за ее место в истории;
  • способствовать воспитанию любви к своей стране, к своему народу и уважения к другим народам;
  • воспитывать национальное самосознание, уважение к белорусской культуре и истории;
  • привлечь внимание к истории родной страны и вызвать интерес к ее изучению;
  • формировать видение связи прошлого, настоящего и будущего;
  • воспитывать позитивное отношение к сохранению наследия и бережному использованию памятников материальной культуры.

 

Задачи экскурсии:

 

  • познакомить с памятниками архитектуры, истории и культуры Налибокского края;
  • на примере архитектурных, исторических, литературных, географических и природных объектов дать представление о некоторых этапах истории Беларуси.

 

Общие методические указания:

 

  • экскурсовод должен иметь большой запас знаний о стране и о регионах;
  • общий материал не должен преобладать над местным и быть только фоном для конкретных местных событий или личностей;
  • с группой малоподготовленной и детьми продолжительные теоретические объяснения нежелательны;
  • следить за чередованием длинного и короткого рассказов;
  • помнить о психологической и физической усталости экскурсантов и не заполнять информацией все время в дороге.

 

 

Общие организационные указания:

  • во время остановок в пути предупреждать о движущемся по шоссе транспорте и следить за безопасностью группы; четко указывать время сбора, место и время отъезда, давать время на покупку буклетов, сувениров;
  • при проведении экскурсии со школьниками не соглашаться на просьбы учителя (воспитателя) о проведении экскурсии в его отсутствие;
  • при приезде на место проследить, чтобы не забыли в автобусе вещи.

 

Маршрут экскурсии:

  • Минск – Раков – (Першаи) – Воложин – (Саковщина) – (Вишневская пуща) – Вишнево – (д. Десятники) – (ж.д. Богданов) – (с. Богданово) – Гольшаны – Боруны – Крево – Минск.
  • маршрут составлен с учетом наличия зрительного ряда на ближайшем от Минска расстоянии.

 

Вступление к экскурсии:

  • вступление к экскурсии давать после посадки группы в автобус до начала движения – 2 – 3 мин.
  • в организационной части после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество и представить водителя; оговорить необходимые организационные вопросы; ненавязчиво, без менторства, напомнить о правилах поведения в автобусе;
  • в информационной части дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2 – 3 наиболее интересных объекта, не давая их подробную характеристику; назвать место начала экскурсии.

 

Примечание к графической части:

  • в графической схеме время, указанное в графе «4», включает как время показа объектов и рассказа о них, логического перехода, так и время переезда автобуса к следующему объекту.
  • подробная расшифровка содержания информации в графе «5» и методических приемов в графе «7» вызвана самостоятельной работой экскурсовода по подготовке экскурсии по этой теме в данное время.

 

 

Маршрут экскурсии Места остановок Объекты показа Время (мин) Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов Организационные указания Методические указания
             
От места приема группы к выезду на Гродненско-Вильнюсское шоссе (М6/М7)       Введение к теме экскурсии. Прошлое края – в памятниках и судьбах людей.   После информационного вступления и начала движения к Гродненско-Вильнюсскому шоссе давать справки по маршруту о храмовом комплексе за перекрестком ул. Притыцкого – ул. П. Глебки, о кольцевой автодороге.
Минск – Раков Проездом Шоссе, дорога на Птичь, окрестности   Городище на р. Менке – историческая загадка о местонахождении летописного Минска. Минск – один из форпостов Полоцкого княжества. Городище на р. Менке – крупнейший раннефеодальный памятник археологии Беларуси. Название города Минска. Минск – один из древнейших городов Полоцкой земли. Полоцкое княжество – основа белорусской государственности. Белорусские земли в составе ВКЛ, Речи Посполитой и Российской империи. Экскурсия начинается за кольцевой дорогой.   Сделать паузу до подъезда к границе Минского и Воложинского районов. После обращения к дороге дать справку о шоссе Гродно – Вильнюс и других дорогах этого направления. Предупредить, что мы проезжаем вблизи р. Птичь, в верховьях которой в 10 км, отсюда с. Городище, связанное с исторической загадкой о месте нахождения летописного Минска. После справки о городище объяснить название Минск. Давая анализ этапов истории белорусских земель, широко использовать прием объяснения образования и названия ВКЛ, Речи Посполитой, присоединение к Российской империи. Вариант логического перехода: «Все этапы истории Беларуси отразились и в жизни древнего местечка Раков, где мы сделаем первую остановку».
По дороге в Раков и в Ракове   Проездом по дороге и на остановках   Граница районов, окрестности, линия бывшей государственной границы. Кресто-воздвиженская часовня, улицы и дома Ракова     Раков и его достопримечательности. Местечко в биографии выдающихся людей.
  1. Государственная граница – раздел страны и народа. Село Раков – одно из древнейших поселений Беларуси. Памятники архитектуры и истории.
Рассказ начать вблизи границы между Минским и Воложинским районами (33-й км шоссе М6/М7).   Обратить внимание на указатель «Воложинский район». Локализовать место бывшей советско-польской границы (1921 – 1939) и объяснить причины ее создания. По дороге к первой остановке (у Спасо-Преображенской церкви) показать Крестовоздвиженскую часовню, объяснить ее сооружение.
  Остановка у Спасо-Преображенской церкви перед брамой. Церковь, брама, ее ярусы, часовня, ризница, купол, пилястры, окна.  
  1. Спасо-Преображенская церковь – памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму (XVIII – XIX вв). Брама-звонница. Композиция церкви.
 
Автобус остановить перед брамой церкви. После выхода из автобуса, минуя звонницу, пройти внутрь церковной ограды, к южному фасаду, откуда просматривается композиция храма. После окончания рассказа посетить музей-галерею Янушкевичей при наличии возможности (времени работы, состава группы, предварительной договоренности). Группа возвращается в автобус. От центральной площади автобус движется на западную окраину к костелу на берегу р. Ислочь. После подъезда к храму сделать небольшую паузу для предварительного осмотра. Затем обратить внимание на браму и дать справку о времени и причине ее сооружения. Объяснить композицию. У южного фасада церкви после предварительного осмотра композиции храма в целом обратить внимание на объемно-пространственное решение здания и объяснить его особенности. Для связки со следующим объектом (костелом) дать справку о причинах строительства в начале XX в. католических храмов. Если группа не посещает музей-галерею, дать о ней справку.  
От церкви к костелу Проездом по улицам   Площадь, улицы, здания    
  1. Раковская керамика. Ее особенности и ассортимент
  Дать рассказ об истории Раковской керамики, описание особенностей ее декоративной обработки и ассортимента. Показать иллюстрации некоторых изделий.
  У костела Костел  
  1. Костел Наисвятейшей Девы Марии Ружанцовой и Св. Доминика – памятник архитектуры неоготики. Его композиционное и пластическое решение. Использование форм средневековой готики. Художественная выразительность.
  После предварительного осмотра дать справку о его названии и времени сооружения. Объяснить понятия «готики» и «неоготики». Показать элементы средневековой готики в костеле. Архитектурные термины, используемые в рассказе и показе, объяснить. Дать справку о финансировании строительства католических храмов.
Раков – Воложин Проездом Р. Ислочь, дорога, окрестности, дорога на Першаи  
  1. Раков в жизни выдающихся людей (Здзеховские, М. Грушвицкий, А. Бестужев и др.)
  Дать справки-характеристики знаменитым людям, связанным с Раковом и его окрестностями.
  Проездом вблизи д. Першаи Панорама д. Першаи, башни костела Св. Юрия, дорога Мишаны – Падневичи, окрестности   Д. Малая Люцинка в жизни В. Дунина-Марцинкевича и других деятелей культуры В. Дунин-Марцинкевич – первый профессиональный белорусский писатель, создатель белорусского национального театра. Рассказ дается проездом При подъезде к д. Першаи обратить внимание на открывающуюся панораму. Дать справку о происхождении названия. Сориентировать: в нескольких километрах от Першаи по дороге Мишаны – Падневичи, уходящей влево от шоссе, располагается д. Малая Люцинка, где сорок четыре года, до конца своих дней, прожил белорусский писатель В. Дунин-Марцинкевич. Показать его фотографию, дать характеристику личности и творчества писателя в виде сжатого сообщения. Логический переход: «Родные околицы В. Дунина-Марцинкевича находятся на окраине Налибокской пущи, а дорога ведет нас дальше – на северо-запад, вглубь Налибокского края, к его исторической столице – городу Воложину, ныне одному из двадцати двух районных центров Минщины. Там наша следующая остановка».
В Воложине Проездом   Улица, площадь     Воложин – районный центр Минской области, один из старейших городов края. Памятники архитектуры.
  1. Его местораспо-ложение. Торговый центр на границе с пущей. Воложин в исторических документах. Частновладельческий город. Тышкевичи в Воложине.
 
  При въезде в Воложин обратить внимание на кладбищенскую церковь, дать ее описание. Объяснить удачное местоположение города, его название, значение как торгового центра. Дать сжатый рассказ об истории города. О последних владельцах города дать краткую справку. Логическая связка к показу памятников архитектуры Воложина: «При Тышкевичах в начале XIX в. возводятся постройки графской резиденции и костела, которые и поныне определяют архитектурное лицо города».
  На площади, у костела Площадь, костел, фундамент, главный фасад, портик, фронтон, ниши, брама    
  1. Костел Св. Юзефа (Иосифа)–памятник архитектуры классицизма (1816). Его композиционное и пластическое решение.
После осмотра костела пройти с группой во внутренний двор дворца Тышкевичей. Показ костела начать с предварительного осмотра. В характеристике храма использовать слова Вл. Сырокомли, что «карандашом архитектора руководило … увлечение греческой красотой». (Цитату можно привести полностью). Объяснить особенности стиля классицизма на конкретных объектах. При осмотре интерьера дать справку о сохранившейся крипте и захоронениях монахов-бернардинцев и представителей рода Тышкевичей. Дать справку об истории здания. Логический переход: «По соседству с костелом сохранился и выполненный в тех же формах архитектуры классицизма монументальный дворцовый ансамбль графов Тышкевичей».
        Площадь, дворец, флигель, двор, фасады, портики, цоколь, лестница  
  1. Дворец – памятник архитектуры классицизма (1806 г, арх. А. Касаковский). Композиционное решение дворцового ансамбля. Внутренний двор. Своеобразие дворцового ансамбля.
Группу расположить так, чтобы одновременно просматривались оба здания. Предварительный осмотр поможет охватить взглядом весь ансамбль, его составные части. Затем показать дворец и флигель и дать общую характеристику ансамбля. С помощью сохранившихся построек дать реконструкцию дворцового ансамбля и парка. Для рассказа о Старом Власе используем прием локализации: «Здесь, у Тышкевичей в этих постройках работал белорусский поэт Старый Влас (1865 – 1939), помощником повара, поваром, объездчиком и дослужился до должности лесника». Сжатый, но образный рассказ о нем разделить на две части. Здесь дать определение значимости его творчества и места в белорусской литературе. Рассказ о его жизни и самом творчестве дать при подъезде к дому, где он родился.
  На площади Свободы Площадь, сохранившиеся здания, здание бывшего эшибота  
  1. Воложинский эшибот – одно из самых известных в XIX в. еврейских духовных учебных заведений.
Вернуться на пл. Свободы и поставить группу в точке лучшей видимости здания бывшего эшибота. После окончания рассказа и ответов на вопросы группы зайти в автобус и направиться к церкви Свв. Константина и Елены. Реконструировать облик площади XIX в. С помощью сохранившихся на ней зданий, включая и здание эшибота. Дать четкую «адресность» эшибота, выделив здание среди других построек на площади: в глубине застройки, между магазинами – желтого цвета здание, на котором укреплена мемориальная доска с текстом на трех языках. После локализации эшибота объяснить назначение этого учебного заведения. Описать многообразие жизни местечка XIX в. с помощью образного рассказа воссоздать атмосферу площади того времени. Объяснить, почему, как говорил Ядвигин Ш. «нет ни одного еврея на свете, который бы не слышал о Воложине». Связкой к следующему объекту может быть информация о количестве в Воложине культовых зданий разных конфессий. И далее: мимо одной из православных церквей мы скоро будем проезжать.
  Проездом по ул. Советской Улица, дом № 67 с мемориальной доской (о Старом Власе), церковь, звонница, окна.  
  1. Церковь Свв. Константина и Елены – памятник деревянной архитектуры XIX в. Белорусский поэт Старый Влас – уроженец Воложина.
Рассказ о Старом Власе обязательно окончить до подъезда к церкви. Предупредить водителя об очень медленном проезде мимо церкви. После посадки в автобус сразу локализовать: «По улице, где мы проезжаем, направляясь к церкви, напротив нее стоит дом с мемориальной доской – здесь родился и жил почти двадцать лет Старый Влас». Затем дать описание его жизни и характеристику личности и творчества поэта. При проезде мимо церкви обратить внимание на ее структуру, строительный материал и окраску. Объяснить, во имя каких святых освящена церковь. Вариант логического перехода: «Следуя далее по этой улице, мы выедем на старый, мощенный камнем, а теперь покрытый асфальтом шлях, который ведет из Воложина вглубь Налибоскской пущи. Он нанизал на себя многочисленные древние села, некогда местечки: Вишнево, Богданово, Гольшаны. С ними мы и будем знакомиться. Первая остановка – Вишнево».
Воложин – Вишнево   Проездом Дорога, р. Зап. Березина, водохранилище, окрестности, пуща   Налибокская пуща – один из крупнейших лесных массивов, уникальный природный памятник.
  1. Саковское водохранилище на р. Зап. Березине – одно из любимых мест отдыха жителей Воложина.
  2. События восстания 1794 г. в этих местах.
  3. Вишневская пуща – один из участков Налибокской пущи, уникального природного памятника. Ландшафтный заказник «Налибокский». Богатство растительного и животного мира.
Рассказ о пуще окончить до подъезда к Вишнево. При подъезде к водохранилищу дать о нем справку. После локализации, что эти места и дорога связаны с событиями 1794 г., дать зрительно-образный рассказ об участии Михала Огинского в восстании Тадеуша Костюшко.   Обратить внимание на открывающуюся слева панораму пущи. Для активизации внимания и создания зрительного образа пущи использовать строки из поэмы Мицкевича «Пан Тадеуш» (в хорошем переводе). Перед цитированием предупредить, что, как считают, Налибокскую пущу он вспоминал в далеком отсюда Париже. После цитирования дать зрительный образ пущи ее описанием и характеристикой растительного и животного мира. Рассказ вести хорошим литературным языком, образным. Рассказ завершить логическим переходом: «У пущи своя история, свои традиции. Сюда, на принёманские земли к укрепленным городищам и замкам, один из которых, в Крево, мы еще увидим, совершали свои набеги многие завоеватели. Такова судьба Налибокского края и его поселений. Одно из них – Вишнево, куда мы вот-вот въедем».
Вишнево Проездом Дорога, панорама села, улица, развилка дорог, памятник погибшим в годы ВОВ.   Старинное село Вишнево и его достопримечательности. Вишнево в жизни известных людей.
  1. Вишнево на страницах истории и в судьбе Налибокского края.
Рассказ начать до подъезда к Вишнево. Справку о Вишнево дать до подъезда к памятнику у развилки дорог. После показа памятника и справки о нем рассказать о трагической судьбе села летом 1943 г., затем в Первую мировую войну и войну 1812 г.
  Проездом у церкви Церковь, башня-звонница, входы, главка на крыше, шатер с маковкой, окна, бутовая кладка.  
  1. Церковь Свв. Косьмы и Дамиана – пример храмов, построенных после восстания 1863 г. по типовым проектам Священного синода и МВД Российской империи.
Предупредить водителя о замедленной скорости при проезде у церкви. После показа церкви и описания ее композиции объяснить причины массового строительства православных храмов подобного типа.  
  У костела Здание костела, брама-звонница, ограда, апсида, каплица, главный фасад, детали интерьера, могила В. Чернявского.  
  1. Костел Посещения Девы Марии – памятник архитектуры XVII – XX вв. С. Будный – просветитель, философ, видный деятель Реформации в Вишнево. Композиция костела. Органичное соединение стилевых качеств ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо. В. Чернявский на служении Костелу и народу.
Группа выходит из автобуса и останавливается у брамы-звонницы. Затем меняем точки осмотра. На остановке у брамы обратить внимание на место постройки и дать справку о первом храме на этом месте. Показать дату на главном фасаде костела. Дать характеристику личности С. Будного, его деятельности и жизни в Вишнево в виде образного, но лаконичного рассказа. На остановке у апсидального фасада объяснить, какому событию посвящен костел. Показать композицию храма, объясняя термины. Внутри храма при осмотре интерьера показать лепной декор, деревянный алтарь, кованую перегородку, деревянные и гипсовые скульптуры, фрески, объясняя их стилевые качества. На могиле В. Чернявского дать образно-эмоциональную характеристику его личности и служения.
Вишнево – Десятники – Богданово – Гольшаны Проездом Улицы Вишнево, памятники в д. Десятники, дорога к ж.д. станции Богданов, место усадьбы XVIII в., панорама с. Богданово, окрестности, погост.  
  1. Вишнево в судьбах известных людей (К. Буйло, Вл. Станкевич, Ш. Перес, П. Битель, Ф. Рущиц)
  2. Богданово – родина известного художника-пейзажиста Фердинанда Рущица. Родные места в его жизни и творчестве.
Обязательно сделать большую паузу между рассказом о Ф. Рущице и началом экскурсионного рассказа о Гольшанах. Справки об известных людях давать в зависимости от подготовленности группы. Не злоупотреблять информацией. О памятнике в д. Десятники дать справку и кратко описать его. Сориентировать о местонахождении ж.д.станции Богданов, с. Богданово и усадьбы Ф. Рущица. Объяснить название села. Дать образный рассказ о жизни и творчестве художника. Показать (по выбору) иллюстрации его картин. Завершить рассказ справкой о том, что некоторые работы художника в цветных репродукциях увидим в музее в Гольшанах.
Гольшаны   Проездом   У замка   Панорама Гольшан, окрестности.   Руины замка     Гольшаны в истории Беларуси. Памятники старины. Культурно-историческое наследие Гольшан. 1. Гольшаны в исторических документах.   2. Замок – памятник дворцово-парковой архитектуры рубежа XVI – XVII вв, «Сівая спадчына» Гольшан. Роман В. Короткевича «Чорны замак Альшанскі» - прекрасное произведение из гольшанских впечатлений. Рассказ начать до подъезда к Гольшанам. Автобус остановить напротив замка в точке лучшей его видимости. Время для самостоятельного осмотра давать с учетом состава группы, поры года и погоды. (10 мин) Справку о Гольшанах дать в виде хроники наиболее значительных периодов в истории местечка. Обратить внимание на руины на противоположной стороне дороги. Для активизации внимания и создания заинтересованности объяснить, что осталось от одного из некогда красивейших замков-дворцов в Речи Посполитой, бывшей магнатской резиденции Сапег. С помощью сохранившихся частей замка дать реконструкцию его облика (план корпуса, башни, вход) без конкретных деталей. Затем показать фотографию реконструкции замка и объяснить его архитектурные особенности. Не злоупотреблять информацией. Объяснять архитектурные термины. Дать характеристику рода Сапег, представитель которого – Павел Сапега – главный преобразователь Гольшан. Для создания лучшего психологического восприятия замка использовать, включая цитирование, гольшанские впечатления в романе В. Короткевича.
  От замка к площади Каплица   3. Придорожная каплица – характерная примета старинных поселений Беларуси, своеобразный «оберег» для его жителей. Церковь Св. Георгия Победоносца (1901) – пример храма, построенного по типовому проекту в ретроспективно-русском стиле.   Дать справки об объектах по дороге.  
  На площади Площадь, старинные постройки   4. Площадь в планировочной структуре Гольшан. Гольшаны – типичное белорусское местечко. Автобус останавливается на площади. Группа выходит из автобуса. С помощью показа площади, костела, монастыря, старинных построек на ней, улиц, выходящих на площадь, объяснить роль площади в планировке местечка.
  Гольшаны – Боруны   Проездом по дороге в Боруны Здание костела и корпуса монастыря, музей   Городище, памятный знак, дорога, р. Карабель, окрестности, пейзажи     5. Костел и б. монастырь францисканцев – памятник архитектуры XVI – XVIII вв. Монастырский комплекс – храм и обитель францисканцев. Барочный облик костела и его интерьера. Скромные монастырские постройки как фон для богато декорированного костела – характерное противопоставление для культового зодчества эпохи барокко.   6. Городище XII – XIV вв – памятник археологии, первая резиденция князя Гольши, основателя Гольшан, легендарная «гора красивая» из хроники Быховца. Были и небылицы об этом месте. Посещение филиала художественного музея.     Здесь можно сделать выход из автобуса, учитывая состав группы и состояние погоды. Подняться на вершину для обозрения красоты панорамы. По желанию группы дать время для обеда и других нужд. После предварительного просмотра комплекса и объяснения о его назначении дать справку о францисканцах. Вычленить здание костела и провести экскурсионный анализ его стилевой направленности, т.е. объемно-пространственной композиции, декоративное убранство фасадов, особенности интерьеров. При показе особенностей барокко объяснить термины. Для активизации внимания рассказать о привидениях в стенах бывшего монастыря. Дать справку-характеристику личности Адама Станкевича. Заранее предупредить о городище. Обратить внимание на красоту здешних мест. Объяснить выбор места резиденции. Для снятия усталости рассказать одну из легенд об этих местах.  
По дороге в Боруны и в Борунах     Проездом по площади   Перед главным фасадом комплекса     Панорама Борун, окрестности     Площадь, костел, башня, звонница, брамы, ограда, монастырские корпуса, каплица.         Борунский монастырь в истории села и Беларуси. Ансамбль костела Свв. Петра и Павла и монастырские корпуса – памятник архитектуры второй половины XVIII в.  
  1. Название Борун. Страницы истории села, включая XX в. Чудотворная икона Божией Матери Борунской, Утешительницы всех опечаленных и ее история.
  2. Костел Свв Петра и Павла – памятник архитектуры позднего барокко.
    Рассказ начать до подъезда к Борунам. Автобус остановить на площади у костела.     Группу поставить на противоположной стороне площади, в точке лучшего осмотра комплекса. При подъезде к Борунам использовать панорамный показ села, обратить внимание на сочетание красоты природы и мастерства человека. Учитывая к этому времени физическую и психологическую усталость экскурсантов, часть экскурсии, где преобладает рассказ, дать проездом до площади. Объяснить название села, используя для создания эмоциональной настроенности стихи П. Бителя. Дать справку об известности Борунского монастыря и его чудотворной иконы (привести полное название). Затем справку об известной в Западной Беларуси учительской семинарии и дать краткую характеристику ее создателя. Если нет богослужения, рассказ об иконе лучше дать в храме. После предварительного осмотра дать описание композиции архитектурного комплекса. Основываясь на эмоциональном восприятии, объяснить объемно-пространственное решение комплекса. Поскольку элементы барокко показывались в экскурсии на нескольких объектах – сделать вывод об особенностях этого стиля, не злоупотребляя архитектурными терминами.
  Во внутреннем дворике комплекса Двор, корпуса  
  1. Борунский монастырь – бывший духовный центр униатства в Беларуси. Школа и ее воспитанники.
Из внутреннего дворика перейти внутрь храма. После показа монастырских корпусов и их описания дать справку о базилианах, краткую характеристику их школе и наиболее известным воспитанникам. Об учительской семинарии в 1920-е годы и о С. Рак-Михайловском можно рассказать и здесь, но это очень утяжелит экскурсию, тем более, что она еще не окончена.
  Внутри храма Центральный и боковые нефы, апсида, своды, алтарь, колоннада, скульптуры, лепка, икона.  
  1. Основные особенности объемно-пространственного и декоративного решения интерьера. (продолжение показа особенностей барокко, начатый у костела)
  Внутри храма дать описание интерьера костела. Выделить основные элементы барокко и рококо. Подвести к иконе Божией Матери Борунской, Утешительницы всех опечаленных. Логический переход к следующему объекту дать на площади до входа в автобус или после: «Эта площадь – узел дорог на Ошмяны, Гольшаны, Богданово, Крево. Для продолжения нашего путешествия мы выбираем дорогу на Крево. Через 10 км мы подъедем к последнему экскурсионному объекту нашего маршрута – Кревскому замку XIV в., живому олицетворению истории».
Боруны – Крево     По дороге в Крево     При подъезде к Крево     Дорога, окрестности, панорама села, церковь, костел, руины замка.   Кревский замок – свидетель и живой участник значительных исторических событий, княжеская резиденция, цитадель в оборонительной системе на западных границах ВКЛ.
  1. Название села. Крево в летописи. Правление Ольгерда и Кейстута (дуумвират) – редчайший в истории пример совместного управления государством. Кревский замок – одно из важнейших звеньев истории.
Рассказ начать при подъезде к Крево. Автобус остановить на площади. Группа направляется к замку и останавливается у северо-западного фасада. С учетом состава группы возможен вариант: автобус следует к церкви. Группа выходит и поднимается на вершину холма. После возвращения группы автобус следует к замку и останавливается у замка. При подъезде к Крево обратить внимание на панораму села, на его расположение. Объяснить название. На панораме показать выделяющуюся вертикаль башни-звонницы Свято-Александро-Невской церкви XIX в., затем здание костела Преображения Господня (1990-е годы). Дать справку о времени их сооружения. После чего обратить внимание на руины замка и дать справку о замке как о самом значительно объекте Крево, связанном с исторической судьбой нашей страны. Дать характеристику дуумвирату Ольгерда и Кейстута. При варианте показа панорамы села с вершины холма экскурсовод может дать здесь часть рассказа об истории Крево.
В Крево У северо-западного фасада замка Руины стен и башни, речки Кревянка и Шляхтянка, камень, кирпичная кладка.  
  1. Особенности планировки и строительства замка.
Группа стоит у северо-западного фасада. После предварительного осмотра руин замка и показа его сохранившихся частей дать справку о времени его сооружения, о замковой повинности. Объяснить островное положение замка, его особенности планировки и строительства.
  Во дворе замка Стены, Княжеская башня, места брамы, малой башни и дороги, двор, здание костела  
  1. Кревский замок – княжеская резиденция и цитадель. Свидетель и участник значительных исторических событий. Кревская уния в судьбе страны и народа.
Группа стоит во дворе замка. После предварительного осмотра с помощью сохранившихся частей замка и других существовавших ранее сооружений реконструировать его облик. И только затем показать фотографию реконструкции замка и объяснить его композицию. Объяснить оборонительные и жилищные функции Княжеской башни. Для создания лучшего психологического восприятия замка дать зрительный эмоциональноокрашенный образ Кревского замка в судьбах исторических персонажей и страны. С помощью сохранившихся и реконструированных частей замка силой воображения представить события XIV – XV вв. Рассказ вести образным, лексически богатым литературным языком с использованием показа иллюстраций (с картины Андриолли «Кейстут» и др. по выбору экскурсовода). Объяснить причины Кревского соглашения (унии), обратить внимание на костел Преображения Господня как наследника первой католической святыни, одного из первых десяти, заложенных Ягайло.
    Село, замок  
  1. С. Крево и замок – свидетели значительных событий в истории страны и села (XIV – XX).
  Дать справки о некоторых периодах истории села. Справку о Курбском дополнить цитированием 3 – 4 строчек из «Дум» К.Рылеева. Справку о Крево в живописи – показом фотографии его акварели. Справку о Первой мировой войне – виртуальным показом линии русско-германского фронта, следами немецких укреплений на территории замка.
        Заключение. Путешествие по дорогам, городам и селам – это путешествие по страницам прошлого нашей страны. Санитарную остановку делать после Крево на обратном пути при шоссе М7. После подведения итогов экскурсии в Крево и ответов на вопросы группы сделать заключение, дополняя (по желанию экскурсовода) подходящими по теме экскурсии стихами.
Итого    

 

Продолжительность экскурсии 360 мин., т.е. 8 час. экскурсионных,

или 6 час. астрономических

плюс 6 час. сопровождения

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных