Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ
«ЗОДЧЕСТВО НАЛИБОКСКОГО КРАЯ»
Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму».
|
Минск
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
«Согласовано»
Заместитель Министра спорта и туризма
Республики Беларусь
Ч.К.Шульга
«_____»_________________________2006 г.
| «Утверждаю»
Директор УП «Национальное агентство по туризму»
Ю.А.Ходько
«_____»______________________2006 г.
|
«Зодчество Налибокского края»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Вид экскурсии: историко-архитектурная автобусная
Протяженность маршрута: 270 км.
Продолжительность экскурсии: 8 час. экскурсионных (или 6 час. астрономических)
плюс 6 час. сопровождения
Автор-составитель: Т.В.Биндель
Минск
Содержание экскурсии:
- экскурсия «Зодчество Налибокского края» знакомит с памятниками архитектуры XIV – начала XX века, в облике которых отразились черты многих архитектурных стилей;
- маршрут экскурсии описывает окружность протяженностью 270 км с такими населенными пунктами, как Раков, Воложин, Вишнево, Богданово, Гольшаны, Боруны, Крево;
- экскурсанты познакомятся с сохранившимися замками, дворцами, церквями, костелами, а также с памятными местами, связанными с событиями, значимыми в истории нашей страны и в судьбах выдающихся людей этого края;
- по дороге экскурсанты получают информацию и о некоторых других памятных местах вблизи маршрута экскурсии.
Цель экскурсии:
- содействовать расширению кругозора и формированию определенных гражданских позиций;
- вызывать чувство гордости за свою страну, за ее место в истории;
- способствовать воспитанию любви к своей стране, к своему народу и уважения к другим народам;
- воспитывать национальное самосознание, уважение к белорусской культуре и истории;
- привлечь внимание к истории родной страны и вызвать интерес к ее изучению;
- формировать видение связи прошлого, настоящего и будущего;
- воспитывать позитивное отношение к сохранению наследия и бережному использованию памятников материальной культуры.
Задачи экскурсии:
- познакомить с памятниками архитектуры, истории и культуры Налибокского края;
- на примере архитектурных, исторических, литературных, географических и природных объектов дать представление о некоторых этапах истории Беларуси.
Общие методические указания:
- экскурсовод должен иметь большой запас знаний о стране и о регионах;
- общий материал не должен преобладать над местным и быть только фоном для конкретных местных событий или личностей;
- с группой малоподготовленной и детьми продолжительные теоретические объяснения нежелательны;
- следить за чередованием длинного и короткого рассказов;
- помнить о психологической и физической усталости экскурсантов и не заполнять информацией все время в дороге.
Общие организационные указания:
- во время остановок в пути предупреждать о движущемся по шоссе транспорте и следить за безопасностью группы; четко указывать время сбора, место и время отъезда, давать время на покупку буклетов, сувениров;
- при проведении экскурсии со школьниками не соглашаться на просьбы учителя (воспитателя) о проведении экскурсии в его отсутствие;
- при приезде на место проследить, чтобы не забыли в автобусе вещи.
Маршрут экскурсии:
- Минск – Раков – (Першаи) – Воложин – (Саковщина) – (Вишневская пуща) – Вишнево – (д. Десятники) – (ж.д. Богданов) – (с. Богданово) – Гольшаны – Боруны – Крево – Минск.
- маршрут составлен с учетом наличия зрительного ряда на ближайшем от Минска расстоянии.
Вступление к экскурсии:
- вступление к экскурсии давать после посадки группы в автобус до начала движения – 2 – 3 мин.
- в организационной части после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество и представить водителя; оговорить необходимые организационные вопросы; ненавязчиво, без менторства, напомнить о правилах поведения в автобусе;
- в информационной части дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2 – 3 наиболее интересных объекта, не давая их подробную характеристику; назвать место начала экскурсии.
Примечание к графической части:
- в графической схеме время, указанное в графе «4», включает как время показа объектов и рассказа о них, логического перехода, так и время переезда автобуса к следующему объекту.
- подробная расшифровка содержания информации в графе «5» и методических приемов в графе «7» вызвана самостоятельной работой экскурсовода по подготовке экскурсии по этой теме в данное время.
Маршрут экскурсии
| Места остановок
| Объекты показа
| Время
(мин)
| Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов
| Организационные указания
| Методические указания
|
|
|
|
|
|
|
| От места приема группы к выезду на Гродненско-Вильнюсское шоссе (М6/М7)
|
|
|
| Введение к теме экскурсии. Прошлое края – в памятниках и судьбах людей.
|
| После информационного вступления и начала движения к Гродненско-Вильнюсскому шоссе давать справки по маршруту о храмовом комплексе за перекрестком ул. Притыцкого – ул. П. Глебки, о кольцевой автодороге.
| Минск – Раков
| Проездом
| Шоссе, дорога на Птичь, окрестности
|
| Городище на р. Менке – историческая загадка о местонахождении летописного Минска. Минск – один из форпостов Полоцкого княжества.
Городище на р. Менке – крупнейший раннефеодальный памятник археологии Беларуси. Название города Минска. Минск – один из древнейших городов Полоцкой земли. Полоцкое княжество – основа белорусской государственности. Белорусские земли в составе ВКЛ, Речи Посполитой и Российской империи.
| Экскурсия начинается за кольцевой дорогой.
Сделать паузу до подъезда к границе Минского и Воложинского районов.
| После обращения к дороге дать справку о шоссе Гродно – Вильнюс и других дорогах этого направления. Предупредить, что мы проезжаем вблизи р. Птичь, в верховьях которой в 10 км, отсюда с. Городище, связанное с исторической загадкой о месте нахождения летописного Минска. После справки о городище объяснить название Минск. Давая анализ этапов истории белорусских земель, широко использовать прием объяснения образования и названия ВКЛ, Речи Посполитой, присоединение к Российской империи.
Вариант логического перехода: «Все этапы истории Беларуси отразились и в жизни древнего местечка Раков, где мы сделаем первую остановку».
| По дороге в Раков и в Ракове
| Проездом по дороге и на остановках
| Граница районов, окрестности, линия бывшей государственной границы.
Кресто-воздвиженская часовня, улицы и дома Ракова
|
| Раков и его достопримечательности. Местечко в биографии выдающихся людей.
- Государственная граница – раздел страны и народа. Село Раков – одно из древнейших поселений Беларуси. Памятники архитектуры и истории.
| Рассказ начать вблизи границы между Минским и Воложинским районами (33-й км шоссе М6/М7).
| Обратить внимание на указатель «Воложинский район». Локализовать место бывшей советско-польской границы (1921 – 1939) и объяснить причины ее создания. По дороге к первой остановке (у Спасо-Преображенской церкви) показать Крестовоздвиженскую часовню, объяснить ее сооружение.
|
| Остановка у Спасо-Преображенской церкви перед брамой.
| Церковь, брама, ее ярусы, часовня, ризница, купол, пилястры, окна.
|
| - Спасо-Преображенская церковь – памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму (XVIII – XIX вв). Брама-звонница. Композиция церкви.
| Автобус остановить перед брамой церкви. После выхода из автобуса, минуя звонницу, пройти внутрь церковной ограды, к южному фасаду, откуда просматривается композиция храма. После окончания рассказа посетить музей-галерею Янушкевичей при наличии возможности (времени работы, состава группы, предварительной договоренности). Группа возвращается в автобус. От центральной площади автобус движется на западную окраину к костелу на берегу р. Ислочь.
| После подъезда к храму сделать небольшую паузу для предварительного осмотра. Затем обратить внимание на браму и дать справку о времени и причине ее сооружения. Объяснить композицию. У южного фасада церкви после предварительного осмотра композиции храма в целом обратить внимание на объемно-пространственное решение здания и объяснить его особенности. Для связки со следующим объектом (костелом) дать справку о причинах строительства в начале XX в. католических храмов.
Если группа не посещает музей-галерею, дать о ней справку.
| От церкви к костелу
| Проездом по улицам
| Площадь, улицы, здания
|
| - Раковская керамика. Ее особенности и ассортимент
|
| Дать рассказ об истории Раковской керамики, описание особенностей ее декоративной обработки и ассортимента. Показать иллюстрации некоторых изделий.
|
| У костела
| Костел
|
| - Костел Наисвятейшей Девы Марии Ружанцовой и Св. Доминика – памятник архитектуры неоготики. Его композиционное и пластическое решение. Использование форм средневековой готики. Художественная выразительность.
|
| После предварительного осмотра дать справку о его названии и времени сооружения. Объяснить понятия «готики» и «неоготики». Показать элементы средневековой готики в костеле. Архитектурные термины, используемые в рассказе и показе, объяснить. Дать справку о финансировании строительства католических храмов.
| Раков – Воложин
| Проездом
| Р. Ислочь, дорога, окрестности, дорога на Першаи
|
| - Раков в жизни выдающихся людей (Здзеховские, М. Грушвицкий, А. Бестужев и др.)
|
| Дать справки-характеристики знаменитым людям, связанным с Раковом и его окрестностями.
|
| Проездом вблизи д. Першаи
| Панорама д. Першаи, башни костела Св. Юрия, дорога Мишаны – Падневичи, окрестности
|
| Д. Малая Люцинка в жизни В. Дунина-Марцинкевича и других деятелей культуры В. Дунин-Марцинкевич – первый профессиональный белорусский писатель, создатель белорусского национального театра.
| Рассказ дается проездом
| При подъезде к д. Першаи обратить внимание на открывающуюся панораму. Дать справку о происхождении названия. Сориентировать: в нескольких километрах от Першаи по дороге Мишаны – Падневичи, уходящей влево от шоссе, располагается д. Малая Люцинка, где сорок четыре года, до конца своих дней, прожил белорусский писатель В. Дунин-Марцинкевич. Показать его фотографию, дать характеристику личности и творчества писателя в виде сжатого сообщения.
Логический переход: «Родные околицы В. Дунина-Марцинкевича находятся на окраине Налибокской пущи, а дорога ведет нас дальше – на северо-запад, вглубь Налибокского края, к его исторической столице – городу Воложину, ныне одному из двадцати двух районных центров Минщины. Там наша следующая остановка».
| В Воложине
| Проездом
| Улица, площадь
|
| Воложин – районный центр Минской области, один из старейших городов края. Памятники архитектуры.
- Его местораспо-ложение. Торговый центр на границе с пущей. Воложин в исторических документах. Частновладельческий город. Тышкевичи в Воложине.
|
| При въезде в Воложин обратить внимание на кладбищенскую церковь, дать ее описание. Объяснить удачное местоположение города, его название, значение как торгового центра. Дать сжатый рассказ об истории города. О последних владельцах города дать краткую справку.
Логическая связка к показу памятников архитектуры Воложина: «При Тышкевичах в начале XIX в. возводятся постройки графской резиденции и костела, которые и поныне определяют архитектурное лицо города».
|
| На площади, у костела
| Площадь, костел, фундамент, главный фасад, портик, фронтон, ниши, брама
|
| - Костел Св. Юзефа (Иосифа)–памятник архитектуры классицизма (1816). Его композиционное и пластическое решение.
| После осмотра костела пройти с группой во внутренний двор дворца Тышкевичей.
| Показ костела начать с предварительного осмотра. В характеристике храма использовать слова Вл. Сырокомли, что «карандашом архитектора руководило … увлечение греческой красотой». (Цитату можно привести полностью). Объяснить особенности стиля классицизма на конкретных объектах. При осмотре интерьера дать справку о сохранившейся крипте и захоронениях монахов-бернардинцев и представителей рода Тышкевичей. Дать справку об истории здания. Логический переход: «По соседству с костелом сохранился и выполненный в тех же формах архитектуры классицизма монументальный дворцовый ансамбль графов Тышкевичей».
|
|
| Площадь, дворец, флигель, двор, фасады, портики, цоколь, лестница
|
| - Дворец – памятник архитектуры классицизма (1806 г, арх. А. Касаковский). Композиционное решение дворцового ансамбля. Внутренний двор. Своеобразие дворцового ансамбля.
| Группу расположить так, чтобы одновременно просматривались оба здания.
| Предварительный осмотр поможет охватить взглядом весь ансамбль, его составные части. Затем показать дворец и флигель и дать общую характеристику ансамбля. С помощью сохранившихся построек дать реконструкцию дворцового ансамбля и парка.
Для рассказа о Старом Власе используем прием локализации: «Здесь, у Тышкевичей в этих постройках работал белорусский поэт Старый Влас (1865 – 1939), помощником повара, поваром, объездчиком и дослужился до должности лесника». Сжатый, но образный рассказ о нем разделить на две части. Здесь дать определение значимости его творчества и места в белорусской литературе. Рассказ о его жизни и самом творчестве дать при подъезде к дому, где он родился.
|
| На площади Свободы
| Площадь, сохранившиеся здания, здание бывшего эшибота
|
| - Воложинский эшибот – одно из самых известных в XIX в. еврейских духовных учебных заведений.
| Вернуться на пл. Свободы и поставить группу в точке лучшей видимости здания бывшего эшибота. После окончания рассказа и ответов на вопросы группы зайти в автобус и направиться к церкви Свв. Константина и Елены.
| Реконструировать облик площади XIX в. С помощью сохранившихся на ней зданий, включая и здание эшибота. Дать четкую «адресность» эшибота, выделив здание среди других построек на площади: в глубине застройки, между магазинами – желтого цвета здание, на котором укреплена мемориальная доска с текстом на трех языках. После локализации эшибота объяснить назначение этого учебного заведения. Описать многообразие жизни местечка XIX в. с помощью образного рассказа воссоздать атмосферу площади того времени. Объяснить, почему, как говорил Ядвигин Ш. «нет ни одного еврея на свете, который бы не слышал о Воложине».
Связкой к следующему объекту может быть информация о количестве в Воложине культовых зданий разных конфессий. И далее: мимо одной из православных церквей мы скоро будем проезжать.
|
| Проездом по ул. Советской
| Улица, дом № 67 с мемориальной доской (о Старом Власе), церковь, звонница, окна.
|
| - Церковь Свв. Константина и Елены – памятник деревянной архитектуры XIX в. Белорусский поэт Старый Влас – уроженец Воложина.
| Рассказ о Старом Власе обязательно окончить до подъезда к церкви. Предупредить водителя об очень медленном проезде мимо церкви.
| После посадки в автобус сразу локализовать: «По улице, где мы проезжаем, направляясь к церкви, напротив нее стоит дом с мемориальной доской – здесь родился и жил почти двадцать лет Старый Влас». Затем дать описание его жизни и характеристику личности и творчества поэта.
При проезде мимо церкви обратить внимание на ее структуру, строительный материал и окраску. Объяснить, во имя каких святых освящена церковь. Вариант логического перехода: «Следуя далее по этой улице, мы выедем на старый, мощенный камнем, а теперь покрытый асфальтом шлях, который ведет из Воложина вглубь Налибоскской пущи. Он нанизал на себя многочисленные древние села, некогда местечки: Вишнево, Богданово, Гольшаны. С ними мы и будем знакомиться. Первая остановка – Вишнево».
| Воложин – Вишнево
| Проездом
| Дорога, р. Зап. Березина, водохранилище, окрестности, пуща
|
| Налибокская пуща – один из крупнейших лесных массивов, уникальный природный памятник.
- Саковское водохранилище на р. Зап. Березине – одно из любимых мест отдыха жителей Воложина.
- События восстания 1794 г. в этих местах.
- Вишневская пуща – один из участков Налибокской пущи, уникального природного памятника. Ландшафтный заказник «Налибокский». Богатство растительного и животного мира.
| Рассказ о пуще окончить до подъезда к Вишнево.
| При подъезде к водохранилищу дать о нем справку. После локализации, что эти места и дорога связаны с событиями 1794 г., дать зрительно-образный рассказ об участии Михала Огинского в восстании Тадеуша Костюшко.
Обратить внимание на открывающуюся слева панораму пущи. Для активизации внимания и создания зрительного образа пущи использовать строки из поэмы Мицкевича «Пан Тадеуш» (в хорошем переводе). Перед цитированием предупредить, что, как считают, Налибокскую пущу он вспоминал в далеком отсюда Париже. После цитирования дать зрительный образ пущи ее описанием и характеристикой растительного и животного мира. Рассказ вести хорошим литературным языком, образным. Рассказ завершить логическим переходом: «У пущи своя история, свои традиции. Сюда, на принёманские земли к укрепленным городищам и замкам, один из которых, в Крево, мы еще увидим, совершали свои набеги многие завоеватели. Такова судьба Налибокского края и его поселений. Одно из них – Вишнево, куда мы вот-вот въедем».
| Вишнево
| Проездом
| Дорога, панорама села, улица, развилка дорог, памятник погибшим в годы ВОВ.
|
| Старинное село
Вишнево и его достопримечательности. Вишнево в жизни известных людей.
- Вишнево на страницах истории и в судьбе Налибокского края.
| Рассказ начать до подъезда к Вишнево.
| Справку о Вишнево дать до подъезда к памятнику у развилки дорог. После показа памятника и справки о нем рассказать о трагической судьбе села летом 1943 г., затем в Первую мировую войну и войну 1812 г.
|
| Проездом у церкви
| Церковь, башня-звонница, входы, главка на крыше, шатер с маковкой, окна, бутовая кладка.
|
| - Церковь Свв. Косьмы и Дамиана – пример храмов, построенных после восстания 1863 г. по типовым проектам Священного синода и МВД Российской империи.
| Предупредить водителя о замедленной скорости при проезде у церкви.
| После показа церкви и описания ее композиции объяснить причины массового строительства православных храмов подобного типа.
|
| У костела
| Здание костела, брама-звонница, ограда, апсида, каплица, главный фасад, детали интерьера, могила В. Чернявского.
|
| - Костел Посещения Девы Марии – памятник архитектуры XVII – XX вв. С. Будный – просветитель, философ, видный деятель Реформации в Вишнево. Композиция костела. Органичное соединение стилевых качеств ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо. В. Чернявский на служении Костелу и народу.
| Группа выходит из автобуса и останавливается у брамы-звонницы. Затем меняем точки осмотра.
| На остановке у брамы обратить внимание на место постройки и дать справку о первом храме на этом месте. Показать дату на главном фасаде костела. Дать характеристику личности С. Будного, его деятельности и жизни в Вишнево в виде образного, но лаконичного рассказа. На остановке у апсидального фасада объяснить, какому событию посвящен костел. Показать композицию храма, объясняя термины.
Внутри храма при осмотре интерьера показать лепной декор, деревянный алтарь, кованую перегородку, деревянные и гипсовые скульптуры, фрески, объясняя их стилевые качества.
На могиле В. Чернявского дать образно-эмоциональную характеристику его личности и служения.
| Вишнево – Десятники – Богданово – Гольшаны
| Проездом
| Улицы Вишнево, памятники в д. Десятники, дорога к ж.д. станции Богданов, место усадьбы XVIII в., панорама с. Богданово, окрестности, погост.
|
| - Вишнево в судьбах известных людей (К. Буйло, Вл. Станкевич, Ш. Перес, П. Битель, Ф. Рущиц)
- Богданово – родина известного художника-пейзажиста Фердинанда Рущица. Родные места в его жизни и творчестве.
| Обязательно сделать большую паузу между рассказом о Ф. Рущице и началом экскурсионного рассказа о Гольшанах.
| Справки об известных людях давать в зависимости от подготовленности группы. Не злоупотреблять информацией.
О памятнике в д. Десятники дать справку и кратко описать его.
Сориентировать о местонахождении ж.д.станции Богданов, с. Богданово и усадьбы Ф. Рущица. Объяснить название села. Дать образный рассказ о жизни и творчестве художника. Показать (по выбору) иллюстрации его картин. Завершить рассказ справкой о том, что некоторые работы художника в цветных репродукциях увидим в музее в Гольшанах.
| Гольшаны
|
Проездом
У замка
|
Панорама Гольшан, окрестности.
Руины замка
|
| Гольшаны в истории Беларуси. Памятники старины. Культурно-историческое наследие Гольшан.
1. Гольшаны в исторических документах.
2. Замок – памятник дворцово-парковой архитектуры рубежа XVI – XVII вв, «Сівая спадчына» Гольшан. Роман В. Короткевича «Чорны замак Альшанскі» - прекрасное произведение из гольшанских впечатлений.
| Рассказ начать до подъезда к Гольшанам. Автобус остановить напротив замка в точке лучшей его видимости. Время для самостоятельного осмотра давать с учетом состава группы, поры года и погоды. (10 мин)
| Справку о Гольшанах дать в виде хроники наиболее значительных периодов в истории местечка.
Обратить внимание на руины на противоположной стороне дороги. Для активизации внимания и создания заинтересованности объяснить, что осталось от одного из некогда красивейших замков-дворцов в Речи Посполитой, бывшей магнатской резиденции Сапег. С помощью сохранившихся частей замка дать реконструкцию его облика (план корпуса, башни, вход) без конкретных деталей. Затем показать фотографию реконструкции замка и объяснить его архитектурные особенности. Не злоупотреблять информацией. Объяснять архитектурные термины. Дать характеристику рода Сапег, представитель которого – Павел Сапега – главный преобразователь Гольшан. Для создания лучшего психологического восприятия замка использовать, включая цитирование, гольшанские впечатления в романе В. Короткевича.
|
| От замка к площади
| Каплица
|
| 3. Придорожная каплица – характерная примета старинных поселений Беларуси, своеобразный «оберег» для его жителей. Церковь Св. Георгия Победоносца (1901) – пример храма, построенного по типовому проекту в ретроспективно-русском стиле.
|
| Дать справки об объектах по дороге.
|
| На площади
| Площадь, старинные постройки
|
| 4. Площадь в планировочной структуре Гольшан. Гольшаны – типичное белорусское местечко.
| Автобус останавливается на площади. Группа выходит из автобуса.
| С помощью показа площади, костела, монастыря, старинных построек на ней, улиц, выходящих на площадь, объяснить роль площади в планировке местечка.
|
Гольшаны – Боруны
|
Проездом по дороге в Боруны
| Здание костела и корпуса монастыря, музей
Городище, памятный знак, дорога, р. Карабель, окрестности, пейзажи
|
| 5. Костел и б. монастырь францисканцев – памятник архитектуры XVI – XVIII вв. Монастырский комплекс – храм и обитель францисканцев. Барочный облик костела и его интерьера. Скромные монастырские постройки как фон для богато декорированного костела – характерное противопоставление для культового зодчества эпохи барокко.
6. Городище XII – XIV вв – памятник археологии, первая резиденция князя Гольши, основателя Гольшан, легендарная «гора красивая» из хроники Быховца. Были и небылицы об этом месте.
| Посещение филиала художественного музея.
Здесь можно сделать выход из автобуса, учитывая состав группы и состояние погоды. Подняться на вершину для обозрения красоты панорамы. По желанию группы дать время для обеда и других нужд.
| После предварительного просмотра комплекса и объяснения о его назначении дать справку о францисканцах. Вычленить здание костела и провести экскурсионный анализ его стилевой направленности, т.е. объемно-пространственной композиции, декоративное убранство фасадов, особенности интерьеров. При показе особенностей барокко объяснить термины.
Для активизации внимания рассказать о привидениях в стенах бывшего монастыря. Дать справку-характеристику личности Адама Станкевича.
Заранее предупредить о городище. Обратить внимание на красоту здешних мест. Объяснить выбор места резиденции. Для снятия усталости рассказать одну из легенд об этих местах.
| По дороге в Боруны и в Борунах
|
Проездом по площади
Перед главным фасадом комплекса
|
Панорама Борун, окрестности
Площадь, костел, башня, звонница, брамы, ограда, монастырские корпуса, каплица.
|
| Борунский монастырь в истории села и Беларуси. Ансамбль костела Свв. Петра и Павла и монастырские корпуса – памятник архитектуры второй половины XVIII в.
- Название Борун. Страницы истории села, включая XX в. Чудотворная икона Божией Матери Борунской, Утешительницы всех опечаленных и ее история.
- Костел Свв Петра и Павла – памятник архитектуры позднего барокко.
|
Рассказ начать до подъезда к Борунам. Автобус остановить на площади у костела.
Группу поставить на противоположной стороне площади, в точке лучшего осмотра комплекса.
| При подъезде к Борунам использовать панорамный показ села, обратить внимание на сочетание красоты природы и мастерства человека. Учитывая к этому времени физическую и психологическую усталость экскурсантов, часть экскурсии, где преобладает рассказ, дать проездом до площади. Объяснить название села, используя для создания эмоциональной настроенности стихи П. Бителя.
Дать справку об известности Борунского монастыря и его чудотворной иконы (привести полное название). Затем справку об известной в Западной Беларуси учительской семинарии и дать краткую характеристику ее создателя. Если нет богослужения, рассказ об иконе лучше дать в храме.
После предварительного осмотра дать описание композиции архитектурного комплекса. Основываясь на эмоциональном восприятии, объяснить объемно-пространственное решение комплекса. Поскольку элементы барокко показывались в экскурсии на нескольких объектах – сделать вывод об особенностях этого стиля, не злоупотребляя архитектурными терминами.
|
| Во внутреннем дворике комплекса
| Двор, корпуса
|
| - Борунский монастырь – бывший духовный центр униатства в Беларуси. Школа и ее воспитанники.
| Из внутреннего дворика перейти внутрь храма.
| После показа монастырских корпусов и их описания дать справку о базилианах, краткую характеристику их школе и наиболее известным воспитанникам.
Об учительской семинарии в 1920-е годы и о С. Рак-Михайловском можно рассказать и здесь, но это очень утяжелит экскурсию, тем более, что она еще не окончена.
|
| Внутри храма
| Центральный и боковые нефы, апсида, своды, алтарь, колоннада, скульптуры, лепка, икона.
|
| - Основные особенности объемно-пространственного и декоративного решения интерьера. (продолжение показа особенностей барокко, начатый у костела)
|
| Внутри храма дать описание интерьера костела. Выделить основные элементы барокко и рококо. Подвести к иконе Божией Матери Борунской, Утешительницы всех опечаленных.
Логический переход к следующему объекту дать на площади до входа в автобус или после: «Эта площадь – узел дорог на Ошмяны, Гольшаны, Богданово, Крево. Для продолжения нашего путешествия мы выбираем дорогу на Крево. Через 10 км мы подъедем к последнему экскурсионному объекту нашего маршрута – Кревскому замку XIV в., живому олицетворению истории».
| Боруны – Крево
По дороге в Крево
|
При подъезде к Крево
|
Дорога, окрестности, панорама села, церковь, костел, руины замка.
|
| Кревский замок – свидетель и живой участник значительных исторических событий, княжеская резиденция, цитадель в оборонительной системе на западных границах ВКЛ.
- Название села. Крево в летописи. Правление Ольгерда и Кейстута (дуумвират) – редчайший в истории пример совместного управления государством. Кревский замок – одно из важнейших звеньев истории.
| Рассказ начать при подъезде к Крево. Автобус остановить на площади. Группа направляется к замку и останавливается у северо-западного фасада.
С учетом состава группы возможен вариант: автобус следует к церкви. Группа выходит и поднимается на вершину холма. После возвращения группы автобус следует к замку и останавливается у замка.
| При подъезде к Крево обратить внимание на панораму села, на его расположение. Объяснить название. На панораме показать выделяющуюся вертикаль башни-звонницы Свято-Александро-Невской церкви XIX в., затем здание костела Преображения Господня (1990-е годы). Дать справку о времени их сооружения. После чего обратить внимание на руины замка и дать справку о замке как о самом значительно объекте Крево, связанном с исторической судьбой нашей страны. Дать характеристику дуумвирату Ольгерда и Кейстута.
При варианте показа панорамы села с вершины холма экскурсовод может дать здесь часть рассказа об истории Крево.
| В Крево
| У северо-западного фасада замка
| Руины стен и башни, речки Кревянка и Шляхтянка, камень, кирпичная кладка.
|
| - Особенности планировки и строительства замка.
| Группа стоит у северо-западного фасада.
| После предварительного осмотра руин замка и показа его сохранившихся частей дать справку о времени его сооружения, о замковой повинности. Объяснить островное положение замка, его особенности планировки и строительства.
|
| Во дворе замка
| Стены, Княжеская башня, места брамы, малой башни и дороги, двор, здание костела
|
| - Кревский замок – княжеская резиденция и цитадель. Свидетель и участник значительных исторических событий. Кревская уния в судьбе страны и народа.
| Группа стоит во дворе замка.
| После предварительного осмотра с помощью сохранившихся частей замка и других существовавших ранее сооружений реконструировать его облик. И только затем показать фотографию реконструкции замка и объяснить его композицию.
Объяснить оборонительные и жилищные функции Княжеской башни. Для создания лучшего психологического восприятия замка дать зрительный эмоциональноокрашенный образ Кревского замка в судьбах исторических персонажей и страны. С помощью сохранившихся и реконструированных частей замка силой воображения представить события XIV – XV вв. Рассказ вести образным, лексически богатым литературным языком с использованием показа иллюстраций (с картины Андриолли «Кейстут» и др. по выбору экскурсовода). Объяснить причины Кревского соглашения (унии), обратить внимание на костел Преображения Господня как наследника первой католической святыни, одного из первых десяти, заложенных Ягайло.
|
|
| Село, замок
|
| - С. Крево и замок – свидетели значительных событий в истории страны и села (XIV – XX).
|
| Дать справки о некоторых периодах истории села. Справку о Курбском дополнить цитированием 3 – 4 строчек из «Дум» К.Рылеева. Справку о Крево в живописи – показом фотографии его акварели. Справку о Первой мировой войне – виртуальным показом линии русско-германского фронта, следами немецких укреплений на территории замка.
|
|
|
|
| Заключение.
Путешествие по дорогам, городам и селам – это путешествие по страницам прошлого нашей страны.
| Санитарную остановку делать после Крево на обратном пути при шоссе М7.
| После подведения итогов экскурсии в Крево и ответов на вопросы группы сделать заключение, дополняя (по желанию экскурсовода) подходящими по теме экскурсии стихами.
| Итого
|
|
|
Продолжительность экскурсии 360 мин., т.е. 8 час. экскурсионных,
или 6 час. астрономических
плюс 6 час. сопровождения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|