ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Билеты по языкознанию. 1 страница1. Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные разделы языкознания.
Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Периоды развития языкознания: - донаучный: 5 век до н.э. по 18 век н.э. - научный: 18 век н.э. по сей день
Предмет языкознания: – сущность языка – его происхождение и основные функции; – соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности; – типы языков; – организация их языковых уровней; – классификация языков.
Языкознание как наука делится на общее и частное, теоретическое и прикладное. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.
Прикладное языкознание – это применение лингвистических знаний к практической деятельности.
Разделы: – внутренняя организация языка, устройство его уровней (лексикология, грамматика) – историческое развитие языка; – функционирование языка в обществе (социолингвистика, лингвогеография, диалектология) – комплексные проблемы, возникающие на стыке наук (психолингвистика, мат. лингвистика, дешифрование).
Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в процессе познания и общения. Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика. С историей языкознание связано потому, что. история языка является частью истории народа. С историей общества изменяется и словарный состав языка, и сфера его деятельности, и характер функционирования. В последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика. (Связано: филология, философия, логика, история, археология, этнография, социология, семиотика, биология, медицина, физика, математика.) 2. Понятие языкового строительства и языковой политики. Виды языковой политики. Языковая политика - совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве. Языковая политика связана с сознательным воздействием общества на язык, является составной частью национальной политики и в основных чертах зависит от общих принципов последней.
В центре внимания языковой политики: наиболее крупные национально-языковые проблемы широкого социального и идеологического значения; некоторые частные изменения и реформы (напр., некоторые изменения в орфографии мероприятия, направленные на повышение культуры речи, и т. п.) Языковая политика оказывает влияние: на лексико-семантическую систему, особенно на общественно-политическую лексику; стилистическую дифференциацию литературного языка; диалектное членение языка и стирание диалектных различий; проводимые государством орфографические реформы.
Виды языковой политики в соответствии с идеологическими идеями определенных классов в области культуры: - перспективная (языковое строительство - в русском языкознании; языковое планирование - в западноевропейской и американской литературе); - ретроспективная (культура языка или речи).
Перспективная языковая политика включает решение следующих задач: практическое осуществление равноправия наций, народностей и их языков; создание национальной государственности, обслуживаемой национальным языком; развитие национальной культуры на базе родного языка и соответственно обеспечение необходимых условий для этого: • создание алфавитов для ранее бесписьменных языков; • обучение на родном языке; • организация развития науки и культуры на национальных языках; • широкое применение родных языков в сферах массовой коммуникации, в официальной переписке и делопроизводстве.
Проявление языковой политики в разные периоды истории: - в феодальную эпоху — навязывание языка завоевателей покоренным ими народам; - в индустриальную эпоху - практика исключения из сферы внимания государства диалектов и языков национальных меньшинств, что приводит к вымиранию этих языков и диалектов.
Основные процессы современной языковой политики: - политика языковой лояльности лишь по отношению к языку национального большинства - практика ограниченного использования языков малых народов; - политика вестернизации - ориентация развивающихся стран на языки бывших колоний, держав; - преимущественное расширение сферы их применения; - пренебрежительное отношение к языкам и культурам угнетенных народов; - языковой плюрализм, или языковая лояльность - языковая политика, дающая свободы для любого подхода к вопросу о роли языка в жизни его носителей, в развитии национальной культуры, в общественно-политической жизни народа (это забота государства о языках национальных меньшинств, их роли и значении в жизни их носителей, содействие их развитию, расширение их социальных функций).
Естественный язык (в лингвистике) — язык, используемый для общения людей и не созданный искусственно.
Язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое. Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон. Т.е. язык – это система.
Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией (от др.греч. sema – знак). Семиотика – наука о знаковых системах. Любые знаки (все, что нас окружает) – система.
- искусственные знаковые системы (ноты) - естественные знаковые системы (человеческий язык) - первичные знаковые системы (человеческий язык) - вторичные знаковые системы
Фердинанд де Соссюр: язык – знаковая система > лингвистика – часть семиотики.
Знак добавляется чем-то материальным, при этом он что-то означает. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который обозначает нечто, находящееся вне этого знака.
Отличие языка как знаковой системы от других знаковых систем: 1. язык – открытая знаковая система 2. язык – как знаковая система общедоступен 3. язык – первичная знаковая система (все остальные знаковые системы вторичны: либо возникают на базе человеческого языка, либо интерпретируются с помощью базового языка)
Языковой знак: языковая оболочка и предмет который обозначается. По Соссюру: языковой знак – акустический образ (означающее) и понятие (означаемое).
Свойства языковых знаков: 1. знаки языка первичны (другие вторичны) 2. знаки языка идеальны и материальны одновременно 3. произвольность языкового знака (в противовес мотивированности и немотивированности языкового знака) 4. изменяемость и неизменяемость 5. асимметрия 6. линейный характер означающего 7. значение и значимость
материально – означающее идеально – означаемое
Мотивированность – наличие связи между чем-то и чем-то; наличие логической связи между означающим и означаемым. Немотивированность – знаки, в которых нет этой логической связи, эта связь произвольна.
Мотивированные: • все произвольные слова (слова, образованные в результате словообразовательного процесса, нам понятен мотив образования) • звукоподражательные = ономатопоэтические слова • небольшая группа простых, непроизводных слов: «стол» - мотивировано от глагола «стлать» Все остальные – немотивированные.
Асимметрия: • у одного означающего есть несколько означающих • у одного означающего одно означаемое Линейный характер означающего = линейный характер реализации нашей речи. наша речь имеет протяженность во времени и в пространстве. Значение у знака мотивированного, значимость проявляется, когда мы определяем наложение знака в системе.
Изменяемость: • меняется означающее, означаемое – нет • меняется означаемое, означающее – нет • меняется и то и другое
Есть некая звуковая оболочка, которая обозначает ряд предметов; со временем круг этих предметов может расширяться и сужаться. Может также добавляться новое слово (расширение – добавление однотипных рядоположенных предметов). Означаемое может улучшить свое значение (негативный оттенок значения переходит в нейтральный), либо может ухудшаться. Слово может переходить из одной подсистемы в другую. Изменение означающего: звуковая оболочка может претерпеть изменения. Неизменяемость: необходимо, чтобы язык был стабильным, чтобы осуществлять преемственность поколений. Причины: 1. немотивированность 2. косность говорящей массы (у общества нет оснований для постоянных изменений) 3. язык – система, в которой различные элементы взаимосвязаны.
Функции языка.
Язык - есть язык. Сущность явления язык определяли как биологическую. Эта теория не оправдалась, так как было доказано, что язык считали явлением психическим. Но эта теория не реализовалась, из-за опыта с развитием человека в изоляции. Язык - это социальное явление. Он развивается только в обществе и он отражает те явления, которые происходят в обществе. Язык - это словарный состав, это грамматика и.т.д. Интроспекция - человек сам себя исследует. Он является и объектом и субъектом исследования одновременно.
Однозначное определение языку дать нельзя. С точки зрения информатики - язык это код, с помощью которого кодируется информация. С точки зрения симеотики - язык это система знаков и способ их арранжировки. Язык - есть важнейшее средство человеческого общения. Язык - имеет одну базовую функцию, коммуникативную, то есть функцию общения
Психолингвисты базовой функцией называют регулятивную функцию. Другие лингвисты придерживаются того мнения, что у языка гораздо больше чем одна функция:
Часто эти три функции объединяют в одну, так как они отражают разные стороны одного процесса. Для того, чтобы что-то назвать, мы должны это вычленить, назвать, а потом мы уже можем это изучать или познавать. Это три стороны одного явления. 311 синонимов слова большой в языке Хауса. Все люди по-разному видят окружающий мир и по-разному его членят. Есть языки с максимальным объёмом общественных функций - межнациональные языки Национальные языки - меньший объём общественных функций Аульные языки - это языки бесписьменные с минимальным объёмом общественных функций. Коммуникативная функция языка - основная функция языка по мнению большинства лингвистов
Любое явления всегда многогранно и любая вещь может лечь в основу его названия. Снегирь (русский: появляется с первым снегом) - Bovariolus (греческий: сопровождает стадо быков) Познавая разные языки, мы учимся по-новому видеть наш мир
Аккумулятивная функция - функция передачи информации, знания последующим поколениям.
Денотативная функция. • Описание ситуации зависит от особенностей человека. • Описание одной и той же ситуации зависит от особенностей языка. • Описание ситуации зависит от того, кто говорит - мужчина или женщина. Проявляется в лексике, фонетике, в разном преломлении ситуации.
Сообщение: • Как сказать - поэтическая функция языка. Направлена на то, как передать сообщение. Суть заключается в выборе различных языковых средств и различной аранжировки языковых средств. Этот выбор осуществляется как более, так и менее осознанно. В поэзии всегда было важнее как сказать, чем что сказать. Поэтическая реализуются в повседневной жизни. Именно с помощью поэтической функции мы делаем нашу речь уместной. • Что сказать. За это отвечает метаязыковая функция. Метаязыковая функция - это пояснение разных вещей другими словами, разъяснение какого-то факта. Чаще всего применяется при трудности понимания. Метаязыковая функция используется в словарях, учебниках
Магическая функция языка - корни этой функции уходят в древность. Магическая функция действует тогда, когда вы обращаетесь к высшим силам, силам природы, неодушевлённым предметам. Магическая функция содержится в различных текстах заговоров. В гадательных текстах, в текстах колдунов, шаманов, в текстах детских считалок и т.д. Игровая функция языка - в самом ярком виде выражается в различных каламбурах, двусмысленностях, перевёртышах. Игровая функция помогает лучше понимать язык.
Изобразительная функция языка - ярче всего проявляется в художественных текстах и очень тесно связана с поэтической функцией. У изобразительной функции присутствует специальная лексика. Для изобразительной цели используются сравнения. В изобразительных целях может использоваться и звуковой символизм. С различными звуками мы что-то ассоциируем. В изобразительных целях может также использоваться интонация. Текст не существует перед тем, как ему не дали определённую интонацию. Перед самыми важными кусками человек делает паузу, глаголы произносятся быстрее. Интонация используется в ораторских целях, оно естественно. Интонацию контролировать сложнее чем другие языковые средства. По интонации об очень многом можно судить.
Основные особенности: - характеризуются наличием норм - характеризуется неограниченной социальной базой - используется во всех сферах жизнедеятельности
Литературный язык — высшая (наддиалектная) форма существования национального языка, для которого характерны:
Литературный язык является необходимым атрибутом нации: народ становится нацией только тогда, когда он на определенной территории создает государственную форму общежития и литературный язык. Это язык официально-деловых документов, письменно- бытового общения, школьного обучения, науки, публицистики, художественной литературы, т.е. всех проявлений культуры, имеющих словесную форму выражения.
Основные признаки национального литературного языка:
Литературный язык - категория историческая. Он может обслуживать не только нацию, но и народ.
Различия между литературным языком нации и народности: литературный язык народности - • формируется на базе своего (напр., древнерусский язык в Московском государстве) и чужого языка (напр., в средние века латинский язык у германских, романских и западнославянских народов); • имеет ограничения в сфере своего использования, и поэтому ограничен в сфере своего распространения, так как известен не всем членам народности, а лишь ее части (напр., в XIII в. особый язык королевской канцелярии Франции); формируется на народной основе (на базе одного или нескольких диалектов); • не имеет ограничений распространения, общенароден; характеризуется наличием единых (наддиалектных) норм, общих для всех членов нации; охватывает все сферы речевой коммуникации.
Различия между народными языками (говорами) и литературными языками.
народный язык (говор) - • характер эволюции — естественноисторический процесс: распадение некоторого единства, превращение единого языка во множество языков; • история безлична; • назначение — средство общения территориально ограниченной группы людей; • по отношению к литературному языку - приспособление; • на разных уровнях языка развивается быстрее; • внутренняя дифференциация - делится на говоры по географическому принципу; • народные языки могут влиять друг на друга только тогда, когда они соприкасаются в пространстве и во времени;
литературный язык - • характер эволюции — культурно-исторический процесс: объединение множества диалектов в некое единство, не совпадающее ни с одним отдельным диалектом, носящее наддиалектный характер; • история — всегда носит личный характер (их происхождение связано с реформами тех или иных лиц: св. братья Кирилл и Мефодий, создавшие первый литературный язык славян, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин и особенно А. С. Пушкин, реформировавшие и создавшие современный русский литературный язык; М. Лютер, создавший немецкий литературный язык); • назначение — орудие духовной культуры; предназначен для разработки, развития и углубления литературы, научной, философской, религиозной и политической мысли; • эмансипируется от родственного говора, от которого произошел литературный язык; • развитие языка на разных его уровнях задерживается школой и авторитетом классиков; • внутренняя дифференциация — преобладает принцип специализации, функциональной дифференциации; литературный язык может подвергнуться сильному влиянию другого, даже если последний принадлежит к более древней эпохе и географически никогда не соприкасался с территорией данного живого литературного языка.
Различают понятия "литературный язык" и "язык художественной литературы ": Литературный язык — ёмкое в функциональном плане понятие: охватывает, кроме языка художественной литературы, язык науки, государственного управления (официально-деловой язык), язык устных выступлений; Язык художественной литературы — более широкое в содержательном плане понятие: для достижения выразительности речи персонажа в произведение могут быть введены слова из территориальных и социальных вариантов национального языка (диалектизмы, просторечия, арготизмы и жаргонизмы), не допустимые в литературном языке. При этом именно художественная литература часто была той сферой, в которой в первую очередь складывались новые нормы литературного языка; классическая литература - это литература, принимаемая нацией за образец, за норму языкового употребления, и, как правило, в новое время это художественная литература.
Литературному языку присуща дифференциация функциональных стилей, т. е. способов его использования в разных сферах письменного и устного общения — деловой, научной, публицистической, обыденной разговорной и т. п.
Экспрессивно-оценочные стили:
Литературному языку противостоят: в социальном плане - внелитературные разновидности национального языка — • просторечие, свойственное полуобразованным слоям городского населения, не овладевшим нормами литературного языка; оно не имеет никакой территориальной привязки. Просторечие занимает промежуточное положение между литературным языком и диалектом; • жаргоны - совокупность языковых элементов, лексических и словообразовательных, свойственных определенной возрастной или профессиональной группе людей. Признаки жаргона: социальная ограниченность, спонтанное возникновение, не тайный язык, знак принадлежности к "своим" (к определенной группе или среде). Разновидность жаргона — арго, создается искусственно для целей конспирации. Слова, попавшие из жаргонов в литературный язык, называются жаргонизмами; в территориальном плане — множество территориальных диалектов, на которых говорят носители языка, проживающие на определенных территориях. Существуют также полудиалекты - формы языка, образованные в результате сближения (конвергенции) диалектов на территории, прилегающей к крупному центру.
Просодия (в фонетике) — учение об ударении, тоне, интонации, то есть о супрасегментных единицах звучания.
Интонация, ударение, тон — это супрасегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные (звук, слог, фразы).
Ударение (акцент) – выделение либо слога, либо слова в предложении по средствам интонации.
Словесное ударение – выделение отрезка в слове.
Словесное ударение может быть: Свободным – бывает в языках, в которых не существует правила, где ставить ударение Фиксированным – падает на определённый слог Свободное ударение может быть: Одноместное – это такое ударение, когда во всех производных оно падает на один слог. Разноместное – во всех производных слова будет падать на разные слоги.
Роль ударения в слове: ударение выполняет структурирующую функцию. Именно ударение объединяет отдельные звуки в единое целое (объединяетзвуки в слова). Также может изменять смысл.
Синтаксическое ударение:
Интонация – относится ко всему предложению и включает в себя целый ряд просодических явлений:
С помощью интонации можно судить очень о многом, т.е практически обо всём: о здоровье человека, о его местоположении относительно собеседника. В интонации каждого языка есть что-то специфическое, но также существует универсальные черты в каждом языке.
6. Синтагматические, парадигматические, иерархические отношения в языке.
Синтагматические и парадигматические – внутреуровневые Иерархические – межуровневые.
Единицы языка – его постоянные элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка. По назначению они делятся на номинативные, коммуникативные и строевые. Основная номинативная единица – слово (лексема), а коммуникативная – предложение. Строевые единицы языка – это средство построение я оформления номинативных и коммуникативных единиц; это фонемы, морфемы, формы слов и словосочетаний.
Единицы распределяются по ярусам и категориям языка. Категории языка – это группы однородных единиц языка (напр.: время\вид у глагола, падеж\род у существительного). Ярус языка – совокупность однотипных единиц и категорий языка. Основные ярусы – фонетический, морфологический, синтаксический и лексический. Единицы внутри категории, и категории внутри яруса связаны на основе типовых отношений. Основными типами отношений являются парадигматические, синтагматические, ассоциативные и иерархические (гипонимические).
Парадигматические отношения — это те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позволяют выбрать нужную единицу, а также образовывать формы и слова по аналогии. - Парадигмой называют отношения между единицами, которые могут занять место друг друга в одной позиции.
Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения. При использовании языка синтагматические отношения позволяют одновременно использовать две и более единицы языка. Синтагма – это интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.
Различие синтагматики и парадигматики можно разъяснить на таком примере. Форма слова дорогу (вин. п. ед. ч.), с одной стороны, вызывает в памяти другие формы данного слова (дорога, дорогой, дорогами и т. п.) и близкие по значению слова (путь, стезя, шлях). Названные формы слова являются падежными; они относят существительное дорога к определенному типу и парадигме склонения. Слово дорога и близкие ему по значению существительные образуют синонимическую группу, которая построена на парадигматических отношениях лексических значений. С другой стороны, форма дорогу может сочетаться с глаголами, прилагательными и существительными: вижу (переходит, строят и т.п.) дорогу; широкая (лесная, летняя и т.п.) дорога; дорога полем, дорога в поселке, дорога товарища и т.п. Приведенные словосочетания обнаруживают формальные и смысловые связи слов, построенные на синтагматических отношениях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|