ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Язык, речь и речевая деятельность. И как лингвисты, и как носители языка мы непосредственно имеем дело с текстом
И как лингвисты, и как носители языка мы непосредственно имеем дело с текстом. Под текстом здесь понимается не только зафиксированная письменно, но и звучащая, устная речь. Текст иначе называется речью. При нетерминологическом употреблении слова речь оно может обозначать деятельность, т. е. акт говорения; способность к этой деятельности и результат говорения. Только это последнее значение закрепляется за термином «речь»: результат говорения или письма, развернутый соответственно во времени или пространстве, т. е. «речь» = «текст». При общении происходит «обмен текстами». Если ограничиться только устной речью, то обмен текстами — это для каждого текста, с одной стороны, акт говорения, или «порождения» данного текста, с другой - акт понимания, или восприятия текста собеседником. Акты говорения и акты понимания называют иначе речевыми действиями. Система речевых действий есть речевая деятельность. Текст, или речь - продукт акта говорения и объект, на к-й направлен акт понимания, восприятия. Текст, следовательно, служит целям общения. Общение возможно, если любой текст является «общим», т. е. равно понятным для говорящего и слушающего, в идеале для всех носителей данного языка. След-но, текст должен состоять из определенных общих, т. е. общезначимых, элементов, к-е функционируют по столь же общим правилам. Если мы «извлечем» эти общие элементы и выведем общие правила путем изучения текстов, то получим язык как систему закономерностей строения текстов, т. е. как то, что лежит в основе всех текстов, реальных и потенциальных, обеспечивая взаимопонимание при «обмене текстами» между носителями языка. Т.о., мы имеем дело с триадой: язык, речь (текст), речевая деятельность. Язык, или языковая система, в этой триаде выступает как объект, который появляется в результате абстрагирования, отвлечения, своего рода «изолирования» закономерностей, реально присущих текстам.
Язык - важнейшее средство передачи и хранения информации, т.к. основная часть инф-ции, циркулирующей в обществе, существует именно в языковой форме. Передача инф-ции—важный вид и аспект общения м/у людьми, поэтому язык - важнейшее средство чел. общения. А центральная функция языка—функция общения, или коммуникативная. Другая функция языка – отражательная: мышление, т. е. отражение человеком мира, осуществляется по преимуществу в языковой форме. Функция языка заключается в порождении (формировании) информации. К. функция первична, а о. функция вторична, но обе они тесно связаны. Отражение внеш. мира не требует языковой формы: необходимость в ней для «продуктов» отражения возникает потому, что эти результаты отражения мыслит. деят-ти нужно передавать другим членам чел. коллектива. Обмен индивидуальным опытом, координация действий возможны благодаря языку. О. функция языка вызывается к жизни его к. функцией: если бы не было необходимости в общении, не было бы и необходимости в языковой форме отражения человеком внеш. мира. В языке осуществляется «единство общения и обобщения»: с одной стороны, язык обеспечивает общение; с другой, результаты мыслительной деят-ти, деят-ти по обобще нию свойств мира, вырабатываются и закрепляются в языковой форме. Слово - результат абстрагирующей работы мысли (слово дерево обозначает «дерево вообще»), и наоборот, абстрактное понятие для своего существования требует наличия слова. Без языка невозможно общение, следовательно, невозможно существование общества, а отсюда и формирование чел. личности, становление к-й мыслимо лишь в соц. коллективе. Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
У́ровни языка́ — основные ярусы языковой системы, её подсистемы, каждая из которых представлена «совокупностью относительно однородных единиц» и набором правил, которым подчиняются их использование и классификация. Единицы одного уровня языка способны вступать друг с другом в синтагматические и парадигматические отношения (к примеру, слова, соединяясь, образуютсловосочетания и предложения), единицы разных уровней могут лишь входить одна в другую (так, фонемы составляют звуковые оболочкиморфем, из морфем состоят слова, из слов — предложения). В качестве основных выделяются следующие уровни языка: -фонемный; -морфемный; -лексический (словесный); -синтаксический (уровень предложения). Уровни, на которых выделяются двусторонние (обладающие планом выражения и планом содержания) единицы, называются высшими уровнями языка. Некоторые учёные склонны выделять лишь два уровня: дифференциальный (язык рассматривается как система различительных знаков: звуков или письменных знаков, замещающих их, — различающих единицы семантического уровня) исемантический, на котором выделяются двусторонние единицы[1][3]. В некоторых случаях в одной звуковой форме совпадают единицы нескольких уровней. Так, в русск. и совпадают фонема, морфема и слово, в лат. i 'иди' — фонема, морфема, слово и предложение. Единицы одного уровня могут существовать в абстрактной, или «эмической» (например, фонемы, морфемы), и конкретной, или«этической» (фоны, морфы), формах, что не является основанием для выделения дополнительных уровней языка: скорее имеет смысл говорить о различных уровнях анализа. Уровни языка — не стадии в его развитии, а результат членения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|