Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Накопление баллов за работу в семестре




ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1

Тема: Языкознание как наука.

- Место языкознания среди других наук.

- Разделы и состав языкознания.

- Понятие направления в науке.

- Понятие школы в науке.

- Промежуточные лингвистические дисциплины: социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 2

Тема: Введение в историю языкознания. Развитие языкознания в России.

- Предмет истории языкознания.

- Зарождение языкознания в древнем мире.

- Языкознание в средневековой Европе.

- Попытки установления родства языков.

- Теория «трех штилей» М.В. Лoмоносова.

- Труды братьев Шлегелей.

- Возникновение германистики и славистики.

- Московская лингвистическая школа.

- Казанская лингвистическая школа.

- Советское языкознание.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 3

Тема: Диахронический и синхронический подход в изучении языка.

- Дихотомия синхронии и диахронии.

- Ось последовательности и ось одновременности.

- Язык как синхронная система в любой момент его существования.

- Диахрония и сравнительно-историческое языкознание.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 4

Тема: Структура языка. Язык как система. Понятие языкового знака.

- Знаковая концепция языка.

- Язык как система и его главные характеристики.

- Понятие единицы языка.

- Система и структура языка.

- Теория знака Ч.Пирса.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, раскрывающую положения теории Ч.Пирса.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 5

Тема: Происхождение и формы существования языка.

- Представления древних о происхождении языка, теологический подход.

- Современные теории происхождения языка: теория трудовых выкриков, теория междометий, теория социального договора, теория звукоподражания.

- Формы существования языка.

- Понятие диалекта и варианта языка.

- Стилистическая дифференциация языка.

- Внешняя и внутренняя речь.

- Устная и письменная форма речи.

- Язык и речевая деятельность.

- Теория речевых актов.

- Современная теория текста.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

Выполните следующие задания:

С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 2.

теоретические вопросы 3-8, 12, 14-15, 26-32, 38, 40,42

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

Практическое занятие № 6-7

Тема: Письменность. Виды письма.

- Понятие письма как условно-письменного изображения звучащей речи. - Виды письма.

- Происхождение письма.

- Развитие письма от пиктографического до звукобуквенного.

- Развитие языковой графики.

- Фонематический, идеографический, просодический аспекты речи.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, иллюстрирующую известные виды письма.

Выполните следующие задания:

1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 4

теоретические вопросы 1,5, 7,10, 21, 30-31

практические задания 1, 4-5, 14-15

2. Фонетическое письмо значительно легче орфографического письма, так, например, в английском языке сочетание букв – ough может иметь шесть различных вариантов произношения (для англ. групп: проиллюстрируйте данное утверждение). Приведите подобные примеры из немецкого/французского языков.

3. Приведите примеры иероглифического письма в русском и изучаемом языках.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

Практическое занятие № 8

Тема: Как развиваются языки. Язык и мышление.

- Язык как принадлежность общества и принадлежность индивида.

- Связь исторического изменения языка с историей народа – его носителя.

- Неравномерность исторического развития языка.

- Эволюция и совершенствование языка.

- Дихотомия языка и речи.

- Двухаспектная функциональная природа языка: служить средством формирования мыслей и средством обмена мыслями в общении.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

Практическое занятие № 9-10

Тема: Классификации языков. Факторы языкового родства. Языки мира. Основы типологии.

- Критерий определения языкового статуса.

- Социолингвистика, ее предмет.

- Язык и культура.

- Язык и национальная идентификация человека.

- Язык в межкультурной коммуникации. Проблема общения в многоязычном мире.

- Понятие родства языков. Учение о родстве языков. Языковая семья, ветвь. Языковые группы, подгруппы.

- Генеалогическая классификация языков мира. Факторы языкового родства. Языки родственные, близкородственные, неродственные.

- Типологическая классификация языков.

- Взаимная дополнительность типологической и генеалогической классификаций.

- Аналитический и синтетический строй языков.

- Агглютинация и фузия. Изолирующие языки.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте компьюторные графические материалы, иллюстрирующие генеалогическую классификацию языков мира.

Выполните следующие задания:

1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел1.

теоретические вопросы 1-5, 11-12

практические задания 3, 7-9, 12-15

2. Сравните следующие английские слова с соответствующими словами из любых двух индоевропейских языков: foot, head, father, mother, water. Прокомментируйте их сходства и различия. Приведите собственные примеры из известных вам индоевропейских языков, иллюстрирующие их родство.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

Практическое занятие № 11

Тема: Синтагматика и парадигматика в изучении языка. Универсалии и уникалии в системе языка.

- Синтагматика и парадигматика в теориях современного языкознания. -- Иерархия языковых уровней.

- Язык как совокупность парадигматических систем.

- языковые универсалии и их типы.

- языковые уникалии.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

Практическое занятие № 12-13

Тема: Основы теоретической фонетики.

- Понятие фонетического строя.

- Две главные стороны фонетического строя: фонематика и просодика. --- Понятие фонемы. Звук и буква. Фонема и ее варианты. Фонематические оппозиции.

- Позиционные изменения.

- Системы гласных и согласных фонем.

- Интонация и просодия.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте компьюторные графические материалы, отображающие систему гласных звуков.

Выполните следующие задания:

1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание».Раздел3.

Тема 1: теоретические вопросы 2, 4,12-14, 14-16

практические задания 1-5, 8-9, 14

Тема 2: теоретические вопросы 1-3, 5-9, 13, 15-18, 22, 24

практические задания 2-8, 13

Тема 3: теоретические вопросы 2-5, 7-10, 12, 16-17

практические задания 1-6, 12, 14, 18

Тема 4: теоретические вопросы 4, 9, 12-13, 15-18

практические задания 1, 4

Тема 5: теоретические вопросы 1-3, 8-9, 13, 17-18, 20

практические задания 6-7 (только рус.яз.)

Тема 6: практические задания 1-4 (в соотв. с изучаемым языком)

2. Приведите примеры разного прочтения диграфов в изучаемом языке.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

Практическое занятие № 14-16

Тема: Основы теоретической грамматики.

- Предмет грамматики.

- Понятие грамматической формы и грамматического категории.

- Грамматические способы языков.

- Грамматические свойства морфемы.

- Части речи и их деление на служебные и знаменательные.

- Проблемы выделения частей речи в отдельных языках.

- Предложение: простое, сложное.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте компьюторные графические материалы, иллюстрирующие грамматические способы языков, типологию частей речи в русском и изучаемом языках.

Выполните следующие задания:

1..С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 5.

Тема 1: теоретические вопросы 1-8, 10-12, 15

практические задания 1-6, 8-11, 14, 16-19

Тема 2: теоретические вопросы 1-3, 7-8, 11-13

практические задания 1-2, 6-8

Тема 3: теоретические вопросы 1, 3-6, 8, 11

практические задания 1-3, 9, 11

Тема 4: теоретические вопросы 1-2, 4-5

практические задания 2

Тема 5: теоретические вопросы 1-3, 6-7, 9, 12

практические задания 1, 6-7

Тема 6: теоретические вопросы 1-2, 4-7, 10-16

практические задания 5, 11

2. Во многих языках существует явление так называемой синтаксической омонимии. Репортеры мухами облепили мост. – как? или чем?

Он умеет заставить себя слушать. – кого заставить? или кого слушать?

Он прислан к нам инспектором. – кто прислал? или в качестве кого?

3. Приведите примеры синтаксической омонимии в изучаемом языке.

- Приведите примеры суффиксов, характерных для определенных частей речи в изучаемом языке, проиллюстрируйте примерами.

- Решите следующие лингвистические задачи.

4. Даны некоторые зулусские слова, заимствованные из английского языка, и соответствующие им английские слова:

ipilizi – a pill - таблетка

amapilizi – pills - таблетки

isokisi – a sock - носок

amasokisi – socks - носки

ibalekisi – a barrack - казарма

amabelikisi – barracks -казармы

Как образуется в языке Зулу множественное число?

5. Определите, как было заимствовано русское слово зулус: непосредственно из языка зулу или через посредство английского языка, если известно, что зулус по-английски – aZulu, а зулусы на языке зулу – amaZulu.

6. Даны в упрощенной записи (без грамматического показателя) зулусские слова, заимствованные из европейских языков (главным образом из английского): pikiniki, pulezidenti, palagilafu, siginali, Tilansivali, kilasi, gilamu, pulani, asipilini, apendikisi, palafini, atilasi, balikoni.

Определите, что эти слова могут означать.

7. Установите, как будут выглядеть в зулусской передаче английские слова:

film– фильм

clinic– больница

tram– трамвай

box- коробка

8. Сосчитайте количество морфем в следующем тексте на русском языке. Подберите текст с тем же количеством слов на английском (немецком / французском) языке, подсчитайте количество морфем, объясните результат исследования.

Поскольку проблема значения имеет общенаучный характер, то в специальных науках в отсутствие общей теории значения создавались частные теории значения, не претендовавшие на универсальность, но полезные для целей той или иной научной дисциплины или концепции. Эти специальные теории проясняли определенные аспекты значения и косвенно демонстрировали его сложность и многосторонность. В особенности много таких теорий создается в философии, логике, лингвистике и семиотике, за которыми следуют психология и теория информации, а также ряд других наук, таких, как антропология, сравнительная культурология, этнография и др. Понятно, что разработка специальных аспектов не снимает потребности в общей теории значения. Частные концепции должны согласовываться с общетеоретическими представлениями, иначе... (100 слов)

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Практическое занятие № 17-18

Тема: Основы лексикологии и лексикографии.

- Словарный состав и его системность.

- Основной словарный фонд и периферия.

- Форма слова и его семантическое содержание.

- Проблема определения слова.

- Многозначность слова.

- Семантическая структура слова.

- Понятие лексемы.

- Синонимия, антонимия, омонимия.

- Табуированные слова, эвфемизмы.

- Этимология слова.

- Терминология.

- Фразеология. Идиоматика.

- Словосочетание.

- Проблемы определения и классификации словосочетаний.

- Лексикография. Типы и функции словарей.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

Выполните следующие задания:

1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 6.

Тема 1: теоретические вопросы 1-2, 7-9,12

практические задания 3, 7

Тема 2: теоретические вопросы 1-4, 9-16, 18-26

практические задания 1, 6-7,10, 14, 15

Тема 3: теоретические вопросы 1, 5-7, 9 11, 12-14, 17-18

практические задания 1, 3, 5,14-16

Тема 4: теоретические вопросы 2-3, 5, 8, 11-16

практические задания 1, 4, 6-14

Тема 5: теоретические вопросы 1-7, 11-13

практические задания 1, 6(дайте еквиваленты из изучаемого языка)

Тема 6: теоретические вопросы 1, 4-6

практические задания 1

2. Приведите примеры паронимов в изучаемом языке.

3. Приведите примеры соответствующей сочетаемости в изучаемом языке: стадо коров, табун лошадей, стая волков, косяк рыбы, рой пчел,толпа людей; кусок хлеба,сахара, мыла,лимона.

4. Семантические конверсивы (прийти – уйти, дать – взять, купить – продать, и т.д.) часто вызывают затруднения при изучении иностранного языка. Приведите примеры семантическихконверсивов в изучаемом языке.

5. В процессе заимствования слов одного языка другим появляются лекические единицы, похожие по звучанию, но разные по значению (англ. paragraph означает не параграф, а абзац; болгарск. диня – не дыня, а арбуз; чешск. zapometi – не запомнить, а забыть; сербскохорватск. олово – не олово, а свинец; польск. urodaкрасота). Приведите примеры «ложных друзей переводчика» из известных вам языков.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание»: Учеб. пособие для студ. ин-тов и фак-тов иностр. яз. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк., 1985 – 112с.

2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей. – 3-е изд. – М.:Флинта: Наука, 2003. -312с.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский; под ред. В.А.Виноградова. – 5-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 536с.

4. Рождественский Ю.В. Курс лекций по языкознанию: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «Академкнига», ООО «Добросвет» 2002. – 344с.

· Дополнительная литература

1. Вандриес Ж. Язык (лингвистическое введение в историю). Пер. с фр.; 2-е изд., стереотипное. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 408с.

2. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1987. – 176с.

3. Зубкова Л.Г. Из истории языкознания: общая теория языка в аспектирующих концепциях: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 116с.

4. Зубкова Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – 237с.

5. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие для филологических факультетов университетов и педагогических вузов. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 232с.

6. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. – 272с.

7. Нелюбин Л.Л., Хухуни Г.Т. История науки о языке. Учебник. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Изд-во МГОУ. 2004 – 338с.

8. Солнышкина М.И. Введение в сравнительное языкознание: Учебное пособие для студентов факультетов иностранных языков педагогических университетов и институтов. – Казань: КГПУ, 2004. – 191с.

9. Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Гл.ред. В.Н.Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685с.

10. Языкознание. Энциклопедия. Т.10. Русский язык./ Гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704с.

 

Накопление баллов за работу в семестре

Таблица 5

№ п/п Вид работы (общее количество) Баллы (за одну единицу) Всего баллов
  Посещение лекционных и практических занятий (11) 0.5 5,5  
  посещение практических занятий (18) 0,5  
  Конспектирование и реферирование основных и дополнительных источников (18) 0,5  
  Выполнение письменного задания (8) 1,5  
  Подготовка устного сообщения (18)    
  Подготовка графических материалов (5) 1,5 7,5
  Контрольное тестирование (1)    
  Экзамен (1)    
  Всего баллов    

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных