ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Накопление баллов за работу в семестреПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практическое занятие № 1 Тема: Языкознание как наука. - Место языкознания среди других наук. - Разделы и состав языкознания. - Понятие направления в науке. - Понятие школы в науке. - Промежуточные лингвистические дисциплины: социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы) Практическое занятие № 2 Тема: Введение в историю языкознания. Развитие языкознания в России. - Предмет истории языкознания. - Зарождение языкознания в древнем мире. - Языкознание в средневековой Европе. - Попытки установления родства языков. - Теория «трех штилей» М.В. Лoмоносова. - Труды братьев Шлегелей. - Возникновение германистики и славистики. - Московская лингвистическая школа. - Казанская лингвистическая школа. - Советское языкознание. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы) Практическое занятие № 3 Тема: Диахронический и синхронический подход в изучении языка. - Дихотомия синхронии и диахронии. - Ось последовательности и ось одновременности. - Язык как синхронная система в любой момент его существования. - Диахрония и сравнительно-историческое языкознание. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы) Практическое занятие № 4 Тема: Структура языка. Язык как система. Понятие языкового знака. - Знаковая концепция языка. - Язык как система и его главные характеристики. - Понятие единицы языка. - Система и структура языка. - Теория знака Ч.Пирса. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, раскрывающую положения теории Ч.Пирса. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы) Практическое занятие № 5 Тема: Происхождение и формы существования языка. - Представления древних о происхождении языка, теологический подход. - Современные теории происхождения языка: теория трудовых выкриков, теория междометий, теория социального договора, теория звукоподражания. - Формы существования языка. - Понятие диалекта и варианта языка. - Стилистическая дифференциация языка. - Внешняя и внутренняя речь. - Устная и письменная форма речи. - Язык и речевая деятельность. - Теория речевых актов. - Современная теория текста. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Выполните следующие задания: С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 2. теоретические вопросы 3-8, 12, 14-15, 26-32, 38, 40,42 *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 6-7 Тема: Письменность. Виды письма. - Понятие письма как условно-письменного изображения звучащей речи. - Виды письма. - Происхождение письма. - Развитие письма от пиктографического до звукобуквенного. - Развитие языковой графики. - Фонематический, идеографический, просодический аспекты речи. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, иллюстрирующую известные виды письма. Выполните следующие задания: 1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 4 теоретические вопросы 1,5, 7,10, 21, 30-31 практические задания 1, 4-5, 14-15 2. Фонетическое письмо значительно легче орфографического письма, так, например, в английском языке сочетание букв – ough может иметь шесть различных вариантов произношения (для англ. групп: проиллюстрируйте данное утверждение). Приведите подобные примеры из немецкого/французского языков. 3. Приведите примеры иероглифического письма в русском и изучаемом языках. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 8 Тема: Как развиваются языки. Язык и мышление. - Язык как принадлежность общества и принадлежность индивида. - Связь исторического изменения языка с историей народа – его носителя. - Неравномерность исторического развития языка. - Эволюция и совершенствование языка. - Дихотомия языка и речи. - Двухаспектная функциональная природа языка: служить средством формирования мыслей и средством обмена мыслями в общении. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 9-10 Тема: Классификации языков. Факторы языкового родства. Языки мира. Основы типологии. - Критерий определения языкового статуса. - Социолингвистика, ее предмет. - Язык и культура. - Язык и национальная идентификация человека. - Язык в межкультурной коммуникации. Проблема общения в многоязычном мире. - Понятие родства языков. Учение о родстве языков. Языковая семья, ветвь. Языковые группы, подгруппы. - Генеалогическая классификация языков мира. Факторы языкового родства. Языки родственные, близкородственные, неродственные. - Типологическая классификация языков. - Взаимная дополнительность типологической и генеалогической классификаций. - Аналитический и синтетический строй языков. - Агглютинация и фузия. Изолирующие языки. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте компьюторные графические материалы, иллюстрирующие генеалогическую классификацию языков мира. Выполните следующие задания: 1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел1. теоретические вопросы 1-5, 11-12 практические задания 3, 7-9, 12-15 2. Сравните следующие английские слова с соответствующими словами из любых двух индоевропейских языков: foot, head, father, mother, water. Прокомментируйте их сходства и различия. Приведите собственные примеры из известных вам индоевропейских языков, иллюстрирующие их родство. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 11 Тема: Синтагматика и парадигматика в изучении языка. Универсалии и уникалии в системе языка. - Синтагматика и парадигматика в теориях современного языкознания. -- Иерархия языковых уровней. - Язык как совокупность парадигматических систем. - языковые универсалии и их типы. - языковые уникалии. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 12-13 Тема: Основы теоретической фонетики. - Понятие фонетического строя. - Две главные стороны фонетического строя: фонематика и просодика. --- Понятие фонемы. Звук и буква. Фонема и ее варианты. Фонематические оппозиции. - Позиционные изменения. - Системы гласных и согласных фонем. - Интонация и просодия. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте компьюторные графические материалы, отображающие систему гласных звуков. Выполните следующие задания: 1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание».Раздел3. Тема 1: теоретические вопросы 2, 4,12-14, 14-16 практические задания 1-5, 8-9, 14 Тема 2: теоретические вопросы 1-3, 5-9, 13, 15-18, 22, 24 практические задания 2-8, 13 Тема 3: теоретические вопросы 2-5, 7-10, 12, 16-17 практические задания 1-6, 12, 14, 18 Тема 4: теоретические вопросы 4, 9, 12-13, 15-18 практические задания 1, 4 Тема 5: теоретические вопросы 1-3, 8-9, 13, 17-18, 20 практические задания 6-7 (только рус.яз.) Тема 6: практические задания 1-4 (в соотв. с изучаемым языком) 2. Приведите примеры разного прочтения диграфов в изучаемом языке. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
Практическое занятие № 14-16 Тема: Основы теоретической грамматики. - Предмет грамматики. - Понятие грамматической формы и грамматического категории. - Грамматические способы языков. - Грамматические свойства морфемы. - Части речи и их деление на служебные и знаменательные. - Проблемы выделения частей речи в отдельных языках. - Предложение: простое, сложное. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте компьюторные графические материалы, иллюстрирующие грамматические способы языков, типологию частей речи в русском и изучаемом языках. Выполните следующие задания: 1..С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 5. Тема 1: теоретические вопросы 1-8, 10-12, 15 практические задания 1-6, 8-11, 14, 16-19 Тема 2: теоретические вопросы 1-3, 7-8, 11-13 практические задания 1-2, 6-8 Тема 3: теоретические вопросы 1, 3-6, 8, 11 практические задания 1-3, 9, 11 Тема 4: теоретические вопросы 1-2, 4-5 практические задания 2 Тема 5: теоретические вопросы 1-3, 6-7, 9, 12 практические задания 1, 6-7 Тема 6: теоретические вопросы 1-2, 4-7, 10-16 практические задания 5, 11 2. Во многих языках существует явление так называемой синтаксической омонимии. Репортеры мухами облепили мост. – как? или чем? Он умеет заставить себя слушать. – кого заставить? или кого слушать? Он прислан к нам инспектором. – кто прислал? или в качестве кого? 3. Приведите примеры синтаксической омонимии в изучаемом языке. - Приведите примеры суффиксов, характерных для определенных частей речи в изучаемом языке, проиллюстрируйте примерами. - Решите следующие лингвистические задачи. 4. Даны некоторые зулусские слова, заимствованные из английского языка, и соответствующие им английские слова: ipilizi – a pill - таблетка amapilizi – pills - таблетки isokisi – a sock - носок amasokisi – socks - носки ibalekisi – a barrack - казарма amabelikisi – barracks -казармы Как образуется в языке Зулу множественное число? 5. Определите, как было заимствовано русское слово зулус: непосредственно из языка зулу или через посредство английского языка, если известно, что зулус по-английски – aZulu, а зулусы на языке зулу – amaZulu. 6. Даны в упрощенной записи (без грамматического показателя) зулусские слова, заимствованные из европейских языков (главным образом из английского): pikiniki, pulezidenti, palagilafu, siginali, Tilansivali, kilasi, gilamu, pulani, asipilini, apendikisi, palafini, atilasi, balikoni. Определите, что эти слова могут означать. 7. Установите, как будут выглядеть в зулусской передаче английские слова: film– фильм clinic– больница tram– трамвай box- коробка 8. Сосчитайте количество морфем в следующем тексте на русском языке. Подберите текст с тем же количеством слов на английском (немецком / французском) языке, подсчитайте количество морфем, объясните результат исследования. Поскольку проблема значения имеет общенаучный характер, то в специальных науках в отсутствие общей теории значения создавались частные теории значения, не претендовавшие на универсальность, но полезные для целей той или иной научной дисциплины или концепции. Эти специальные теории проясняли определенные аспекты значения и косвенно демонстрировали его сложность и многосторонность. В особенности много таких теорий создается в философии, логике, лингвистике и семиотике, за которыми следуют психология и теория информации, а также ряд других наук, таких, как антропология, сравнительная культурология, этнография и др. Понятно, что разработка специальных аспектов не снимает потребности в общей теории значения. Частные концепции должны согласовываться с общетеоретическими представлениями, иначе... (100 слов) *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы) Практическое занятие № 17-18 Тема: Основы лексикологии и лексикографии. - Словарный состав и его системность. - Основной словарный фонд и периферия. - Форма слова и его семантическое содержание. - Проблема определения слова. - Многозначность слова. - Семантическая структура слова. - Понятие лексемы. - Синонимия, антонимия, омонимия. - Табуированные слова, эвфемизмы. - Этимология слова. - Терминология. - Фразеология. Идиоматика. - Словосочетание. - Проблемы определения и классификации словосочетаний. - Лексикография. Типы и функции словарей. Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Выполните следующие задания: 1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 6. Тема 1: теоретические вопросы 1-2, 7-9,12 практические задания 3, 7 Тема 2: теоретические вопросы 1-4, 9-16, 18-26 практические задания 1, 6-7,10, 14, 15 Тема 3: теоретические вопросы 1, 5-7, 9 11, 12-14, 17-18 практические задания 1, 3, 5,14-16 Тема 4: теоретические вопросы 2-3, 5, 8, 11-16 практические задания 1, 4, 6-14 Тема 5: теоретические вопросы 1-7, 11-13 практические задания 1, 6(дайте еквиваленты из изучаемого языка) Тема 6: теоретические вопросы 1, 4-6 практические задания 1 2. Приведите примеры паронимов в изучаемом языке. 3. Приведите примеры соответствующей сочетаемости в изучаемом языке: стадо коров, табун лошадей, стая волков, косяк рыбы, рой пчел,толпа людей; кусок хлеба,сахара, мыла,лимона. 4. Семантические конверсивы (прийти – уйти, дать – взять, купить – продать, и т.д.) часто вызывают затруднения при изучении иностранного языка. Приведите примеры семантическихконверсивов в изучаемом языке. 5. В процессе заимствования слов одного языка другим появляются лекические единицы, похожие по звучанию, но разные по значению (англ. paragraph означает не параграф, а абзац; болгарск. диня – не дыня, а арбуз; чешск. zapometi – не запомнить, а забыть; сербскохорватск. олово – не олово, а свинец; польск. uroda – красота). Приведите примеры «ложных друзей переводчика» из известных вам языков. *При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)
ЛИТЕРАТУРА
1. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание»: Учеб. пособие для студ. ин-тов и фак-тов иностр. яз. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк., 1985 – 112с. 2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей. – 3-е изд. – М.:Флинта: Наука, 2003. -312с. 3. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский; под ред. В.А.Виноградова. – 5-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 536с. 4. Рождественский Ю.В. Курс лекций по языкознанию: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «Академкнига», ООО «Добросвет» 2002. – 344с. · Дополнительная литература 1. Вандриес Ж. Язык (лингвистическое введение в историю). Пер. с фр.; 2-е изд., стереотипное. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 408с. 2. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1987. – 176с. 3. Зубкова Л.Г. Из истории языкознания: общая теория языка в аспектирующих концепциях: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 116с. 4. Зубкова Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – 237с. 5. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие для филологических факультетов университетов и педагогических вузов. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 232с. 6. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. – 272с. 7. Нелюбин Л.Л., Хухуни Г.Т. История науки о языке. Учебник. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Изд-во МГОУ. 2004 – 338с. 8. Солнышкина М.И. Введение в сравнительное языкознание: Учебное пособие для студентов факультетов иностранных языков педагогических университетов и институтов. – Казань: КГПУ, 2004. – 191с. 9. Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Гл.ред. В.Н.Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685с. 10. Языкознание. Энциклопедия. Т.10. Русский язык./ Гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704с.
Накопление баллов за работу в семестре Таблица 5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|