ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Метафора и метонимияОбратите внимание на то, что существует переносное употребление слов в речи, ограниченное рамками данного высказывания в необычном для него значении с целью придать речи особую выразительность. Переносное употребление слов – художественный прием называемый поэтическим тропом. 1) «Метафора» – поэтический троп, перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства признаков.
Таблица 23 Внешняя метафора – основана на сходстве внешних признаков, например, зеленый – незрелый и зеленый – молодой, неопытный. Внутренняя метафора – основана на сходстве ощущений, впечатлений, оценки, например, «теплая встреча», «горячая любовь», «холодный прием», «сухой ветер», «горький упрек» и т.д. 2) Метонимия Метонимия – тип переноса значений, в основе которого лежат реальные, а иногда и воображаемые связи между соответствующими предметами (или явлениями). Среди них различают: - смежность во времени или пространстве, например, аудитория – помещение для занятий и состав слушателей; земля – почва, суша, страна, планета; вечер – время суток и концерт; - название сосуда используется как мера вещества, например, «съел целую тарелку», «выпил полстакана»; - перенос названия с процесса на результат или продукт, например, «кладка, проводка, сообщение»; - перенос названия с процесса на материал, например, удобрение; - перенос названия с процесса на производственное помещение, например, «фотография» – процесс, продукт и помещение; - перенос названия с части на целое (синéкдоха – в переводе с греческого «выражение намеком»), например, с предмета одежды на человека – «он бегал за каждой юбкой» или с целого класса предметов на один из подклассов, например, «машина» в значении «автомобиль», «запах» – в значении «дурной» (мясо с запахом). 3) Каламбур Этот термин обозначает сознательную игру слов, построенную на возможности их двоякого понимания. Как правило, даже небольшой контекст помогает понять истинное значение и исключить посторонние для данного случая значения таким образом превратить многозначное «слово языка» в однозначно используемое «слово в речи». Полисемия с одной стороны снимается контекстом, а с другой стороны им и порождается, как считают некоторые ученые. Омонимия слов a) Запомните, что омонимия – тождество звучания 2-х или нескольких разных слов, случайно совпавших по форме. В отличие от полисемии между этими словами нет никакой связи, например, «бор» – лес, «бор» – химический элемент и «бор» – зубное сверло. Эти слова случайно совпали по форме в отличие от «зеленый», где из значения цвета вытекает значение «незрелый, неспелый», а отсюда также значение «молодой, неопытный». b) Классификация омонимов I. По мотивам, в соответствие с которыми данные слова признаются омонимами:
Таблица 24 – лексическая омонимия, где все омонимы принадлежат к одной части речи, например, «бор» – лес, «бор» – химический элемент, «бор» – зубное сверло; «match» – спичка и «match» – состязание (из английского языка). – грамматическая омонимия, где омонимы принадлежат к разным частям речи, например, «течь» – существительное и «течь» – глагол, «love» – существительное и «love» – глагол и т.д. – лексико-грамматическая омонимия (смешанный тип), где омонимы не связаны значениями, и являются разными частями речи, например, «light»(англ.) – свет и «light» (англ.) – легкий. II.
Таблица 25 – полная омонимия, где омонимы совпадают по звучанию во всех своих формах, например, «ключ» – гаечный, «ключ» – родник; – частичная омонимия, где омонимы в одних формах совпадают, а в других нет. Например, «жать» – «жну» и «жать» – «жму» совпадают в форме инфинитива, прошедшего и будущего времени, в сослагательном наклонении, в причастиях прошедшего времени, а в других формах они не совпадают. – неравнообъемная омонимия, где для одного омонима все формы совпадают, как, например, «бор» – химический элемент, а для другого омонима «бор» – хвойный лес – совпадают только формы единственного числа, т.к. форм множественного числа у химического элемента нет. Отсюда, для «бор» – химический элемент омонимия полная, а для «бор» – хвойный лес – она частичная. III.
Таблица 26 – омонимы – омографы (омографические) тождественны по звучанию и написанию, например, все омонимы «бор», или «ключ»; – неомографические омонимы звучат одинаково, но пишутся по-разному, например, «компания» – общество друзей и «кампания» – избирательная; «see» – видеть и «sea» – море. IV. По регистрации в словарях:
Таблица 27 Словари фиксируют как омонимы только омонимы-омографы, т.е. омонимы, которые тождественны и по звучанию и по написанию, т.к. словари исходят из письменного облика слов. Мотивировка слов a) Запомните определение: Мотивировка – заключенное в слова и осознанное говорящими «обоснование» звукового облика слова, это как бы ответ на вопрос «Почему это так названо?». Например, в русском языке «кукушкой» называют птицу, которая приблизительно так кричит, «столяр» – мебельщик, который в числе прочих изделий делает столы и т.д. b) Типы мотивировки:
Таблица 28 - реальная мотивировка опирается на реальный мотивирующий признак, например, колокольчик в английском языке «blue–bell»; - фантастическая мотивировка отражает лирические представления, поэтические вымыслы и легенды, например, в английском языке «Sunday» – день бога Солнца; - формальная мотивировка дает представление от какого слова образовано, но неясно почему, например, «антоновка» или «анютины глазки». c)
Таблица 29 - изобразительная мотивированность, в результате которой происходит имитация характерного звучания предмета и возникают звукоподражательные слова, например, кукушка, мяукать, мычать, кудахтать, бренчать, хихикать и т.д. - описательная мотивированность, в результате которой происходит описание мотивирующего признака с помощью обычного слова. Это явление может наблюдаться при употреблении слова в переносном значении и в производных сложных словах, например, столяр, одуванчик, рыболов, учительствовать, белить, восемьдесят и т.д. d) Причины утраты мотивировки: Общая предпосылка утраты мотивировки – избыточность, ненужность с того момента как слово становится привычным. Именно поэтому самые простые и важные слова языка являются немотивированными, мотивировка здесь просто забыта.
Таблица 30 – Пример утраты мотивировки, когда в ходе исторического развития слово вышло из употребления: коло (круг) → колесо. Само слово вытеснено расширенными суффиксальными формами. – Пример потери признака, по которому предмет (явление) был назван: город → от городить/ огораживать стенами, в настоящее время никто города стенами не огораживает и связь между этими словами для носителей языка уже перестала осознаваться. e) Запомните название области лексикологии, которая занимается исследованием происхождения слов – этимология. Процесс утраты мотивировки называется деэтимологизацией. Переосмысление мотивировки получило название народной/ ложной этимологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|