Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА 1 страница




Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только фи­зическое явление, но также и результат определенной работы челове­ческого организма, а кроме того, и объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происхо­дящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и пер­цептивный.

Подробнее остановимся на произносительном ас­пекте.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, не­обходимо следующее: а) определенный импульс, посылаемый из голов­ного мозга, точнее, из так называемого моторного центра речи — из зоны Брока, находящейся в 3-й лобной извилине левого полушария; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно вы­полняющим данную «команду»; в) в громадном большинстве случаев — сложная работа дыхательного аппарата (легких, бронхов и трахеи), а также диафрагмы и всей грудной клетки, так как без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора полости рта. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответ­ствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Рассмотрим вкратце функции произносительных органов. Эти органы делят на активные и пассивные: активные выполняют те или иные движения, необходимые для произнесения звука; пассивные служат лишь «точкой опоры» для активного органа. Важнейшими активными органами являются голосовые связки, язык, губы и нёбная занавеска.

1.Голосовые связки, натягиваясь благодаря движению мускулов и хрящей гортани наподобие струн музыкального инстру­мента, приходят при прохождении воздуха через голосовую щель в ко­лебательное движение, создающее музыкальный тон. Этот тон и называется голосом. Голос используется, как правило, при образовании гласных, сонантов ([I], [r], [m], [n] и др.) и звонких шумных согласных ([g], Id], 1b] и т. д.). Звуки, произносимые без участия голоса, назы­ваются глухими (например, глухие согласные |k], [t], [s]). При суже­нии голосовой щели и при ее полном смыкании с последующим разры­вом смычки возникают шумы, составляющие в некоторых языках осо­бые гортанные согласные или же используемые как дополнительный признак при образовании других звуков — гласных и согласных. Примером гортанных согласных может служить так называемый нем. «Knacklaut» («сильный приступ» гласного, находящегося в начале слова). При особом способе открытия голосовой щели возникает шепот.

2. Надгортанные полости, т. е. полость глотки, по­лость рта и полость носа, выполняют функцию подвижного резонатора, создающего резонаторные тоны. Кроме того, при образовании всех согласных (кроме гортанных) в разных точках полости рта (или глотки) или на выходе из полости рта возникает то или иное препятствие на пути воздушной струи. Это препятствие может носить разный характер:

при плотном соприкосновении произносительных органов образуется смычка, а при достаточном сближении их друг с другом — щель. Когда мы произносим такие согласные, как [b] в баба или [t] в там, воздуш­ная струя с коротким шумом выталкивается в момент взрыва смычки. При произнесении [v], [f], [s] и т. д. воздух с шумом трения проходит через узкую щель. В некоторых случаях возникающая преграда не преодолевается воздушной струёй, а обходится «кружным путем» (например, при произнесении [m] — через нос).

3. Наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков играет язык — очень подвижный орган, способный принимать раз­личные положения. Он может оттягиваться назад, сжимаясь в комок и освобождая большее резонаторное пространство в передней части полости рта (при произнесении гласных заднего ряда, например [о], [u]), или, напротив, подаваться всей массой вперед, расширяя резо­наторное пространство позади (при образовании гласных переднего ряда, например [е],[i]). При движении распластанного языка вверх произносятся гласные смешанного ряда, например [ы]. Разной оказы­вается также степень подъема языка. Наименьшая степень подъема и, следовательно, максимально широкий проход для воздуха наблюда­ются при [а], наибольшая степень подъема и соответственно наиболее узкий проход—при [u], [ы], [i].

Кроме создания преграды язык при произнесении согласных вы­полняет движения, меняющие форму и объем резонатора. Так, при образовании русских «мягких» согласных средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, придавая согласному специфическую «окраску на i». Эту особенность артикуляции называют палата­лизацией (от лат. palatum 'твердое нёбо'), а соответствующие со­гласные — палатализованными. При образовании русского твердого [1] имеет место веляризация (от лат. velum 'мягкое нёбо') — подъем задней части языка в направлении к мягкому нёбу.

4. Важным активным органом являются губы, особенно нижняя губа. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы удлиняют общий объем резонаторной полости, меняют ее форму. Это создает особую окраску так называемых сгубленных (лабиализованных) звуков, например гласных [о], [u], [у] (в нем. тйае 'усталый', фр. rue 'улица') и некоторых других. При произне­сении губных согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются, во-первых, губно-губные (билабиальные) со­гласные — смычные, например [р], [Ь], и щелевые, в частности[w], например в англ. wall 'стена'; во-вторых — губно-зубные (лабиодентальные), в частности щелевые [v], [f] (щель между нижней губой и пассивным органом — нижним краем верхних зубов).

5. Нёбная занавеска может принимать поднятое поло­жение, закрывая проход в полость носа (так обстоит дело при артику­ляции всех неносовых звуков, приводившихся в качестве примеров в пп. 3 и 4), либо, напротив, опускаться, открывая проход в носовую полость и таким образом подключая носовой резонатор. В этом по­следнем случае образуются носовые согласные, например [m] (как бы [b] + носовой резонанс), [n] (как бы [d] + носовой резонанс) и др..

6. Активными органами в полости рта являются при произнесении некоторых звуков также язычок, например при произнесении язычкового (увулярного), или «картавого», дрожащего согласного (в транскрипции [R]), а в некоторых языках задняя стенка глотки —при произнесении глоточных (фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ. house 'дом' или нем. Haus 'дом' и звонкого щелевого в укр. гора, 'гора'.

Артикуляция – совокупность органов речи при образовании звука. Артикуляция складывается из трех частей: приступ (экскурсия), средняя часть (выдержка) и отступ (рекурсия).

Учитывая работу произносительных органов, необходимую Для образования каждого звука, мы получаем анатомо-физиологическую (или артикуляционную) классификацию звуков.

1. Первое и главное членение в этой классификации — членение на гласные и согласные. Гласные могут быть охарактери­зованы как звуки — «ртораскрыватели», звуки, при артикуляции которых речевой канал в надгортанных полостях свободен, открыт и ток воздуха не встречает препятствий. У гласных нет определенного «фокуса»—места образования; для них типична общая, «разлитая» напряженность мускулов всего произносительного аппарата и отно­сительно слабая воздушная струя. Согласные, напротив, могут быть названы «ртосмыкателями», при их произнесении обязательно возни­кает та или иная преграда на пути воздушной струи (обычно в надгор­танных полостях, а в случае гортанных согласных — в гортани). Соответственно у них есть определенный «фокус» — место образования. Для согласных типично сосредоточенное мускульное напряжение в месте образования преграды и более сильная воздушная струя. Гласные нормально образуются с голосом, но встречаются и глухие гласные (так может произноситься второй гласный в русск. топот)', вместе с тем, как сказано выше, голос участвует и в образовании мно­гих согласных.

2. Гласные классифицируются прежде всего по работе языка. Учитывается ряд (передние, задние и смешанные, а также и более дробные подразделения — «передние отодвинутые назад», «задние продвинутые вперед» и т. д.) и степень подъема языка (открытые, или «широкие», и закрытые, или «узкие», гласные). Вторым существенным моментом является работа губ: различают огубленные и неогубленные гласные (в некоторых случаях и разные степени огубленности). В ряде языков гласные приходится классифицировать также по работе нёб­ной занавески (неносовые и носовые), по долготе (долгие и краткие) и т. д.

3. Классификация согласных сложнее. Прежде всего по типичному соотношению шума и голоса в образовании согласного нужно учиты­вать деление на сонанты (голос преобладает над шумом) и шумные и, далее, деление шумных на звонкие (произносимые с участием голоса), например русские или французские [b], [d], [g], [z], и глухие (произносимые вовсе без голоса), например [р], [t], [k], [s].

Группа сонантов может рассматриваться как в некотором роде промежуточная между гласными и шумными согласными. При произ­несении сонантов преграда имеет место, но либо она является более слабой, чем у шумных согласных, либо воздушная струя не преодоле­вает, а обходит эту преграду.

4. Второе деление согласных, перекрещивающееся с первым,— это деление по способу образования шума, т.е. по характеру преграды, на уже встречавшиеся нам выше группы смычных, ще­левых и дрожащих. Среди смычных, в свою очередь, выделяются взрыв­ные, у которых смычка заканчивается взрывом (например, [р], [t], [k], [b], [d], [g] в положении перед гласным), и аффрикаты, у которых смычка без взрыва переходит в щель. Примеры аффрикат: [с] в царь, [с] в чай (глухие переднеязычные аффрикаты), [рф] в нем. Apfel 'ябло­ко' (глухая губная аффриката). Особый случай представляют так на­зываемые имплозивные, т. е. такие смычные, при произнесении ко­торых нет ни взрыва, ни перехода в щель и которые, таким образом, заканчиваются смычкой. Смычные согласные [m], [n], [р], [t] и др. в положении перед другими смычными (а нередко и на конце слова перед паузой) обычно реализуются как имплозивные.

5. Третье деление согласных, также перекрещивающееся с первы­ми двумя,— это деление по активному артикулирую­щему органу. Здесь выделяются, как мы видели, губные, пе­реднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные. Более дробное подразделение, в частности, в группе губных учитывает активность обеих губ или только нижней, а в группе переднеязычных — активность и способ работы отдельных участков передней части языка. Кроме того, при дальнейшем подразделении принимается во внимание также пассивный орган, что отражается в та­ких терминах, как «губно-зубные».

 

9. Фонетика. Звуковые процессы (спонтанные и комбинаторные): ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и редукция.

Живые фонетические процессы: звуковые изменения, происходящие в современном языке, исторические фонетические процессы – процессы, происходящие в истории языка.

1. Комбинаторные изменения звуков – зависит от воздействия соседних звуков.

Виды: 1) Ассимиляция – уподобление либо согласных согласным, либо гласных гласным. Н-р изжить > и[жж]ить; сшить >[шш]ить – полная ассимиляция. Лодка >ло[т]ка – неполная. 2) диссимиляция – расподобление между двумя одинаковыми или близкими по звучанию звуками. 3) аккомодация – приспособление в артикуляции гласных к согласным и согласных к гласным. 4) диереза (выкидка) – исчезновение звуков в слове; 5) гаплология – выкидка одного из подобных или близких по звучанию слогов в сложном слове; 6) эпентеза (вставка) – вставка постороннего звука в слово для благозвучия; 7) метатеза – перестановка звуков или слогов в слове.

Комбинаторные изменения – это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Причина: артикуляционная связность изменений звуков, в результате которой происходит влияние звуков друг на друга: рекурсия предшествующего звука влияет на экскурсию последующего звука, что влечет за собой качественные изменения звука. По направлению влияния звуков друг на друга: прогрессивные и регрессивные. По расстоянию – контактные и дисконтактные.

1) Ассимиляция

Частичное изменение артикуляции смежных звуков согласного и гласного. В основе лежит уподобление согласных согласным и гласных гласным. Ассимиляция возможна между звуками однородного типа (гласные с гласными, согласные с согласными). Виды ассимиляции: а) по способу взаимодействия: полная – оба взаимодействующих звука становятся совершенно одинаковыми н-р изжить, сшить, дождя; неполная – после ассимиляции звуки сохраняют различие, изменение происходит лишь по одному признаку, н-р лодка, вообще. б) по направлению: прогрессивная (предыдущий звук влияет на последующий), н-р почтамт и регрессивная (если предыдущий звук уподобляется предшествующему), н-р визжать >ви[жж]ать. в) по расстоянию между взаимодействующими звуками: контактная (звуки непосредственно взаимодействуют), дистантная (звуки разделены по крайней мере одним звуком)

Иногда ассимиляция выражается на письме: н-р ноздря – нас; свадьба- сват.

2) Диссимиляция

Расподобление между одинаковыми и близкими по звучанию (или артикуляции) звуками: гласные + гласные; согласные + согласные. Основана на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее подобных звуков. Диссимиляция более резко меняет фонетический облик и поэтому чаще встречается в ненормированной речи: диалекты, просторечья, детская речь. Реже допускается в литературной речи. Диссимилируются звуки только одного типа. Виды диссимиляции: а) контактная Н-р: ле[х]ко – легко; [ш]то – что; тра[н]вай – трамвай; до[х]тор – доктор; [х]то – кто; и дистактная Н-р: коридор – колидор; секретарь – секлетарь; феврарь – февраль; велблюд – верблюд. б) прогрессивная Н-р ас[в]альт – асфальт и регрессивная.

3) Аккомодация – приспособление

Возникает между согласными и гласными, стоящими рядом. Экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии «предыдущего» - прогрессивная; или рекурсия предыдущего приспосабливается к экскурсии последнего – регрессивная. Виды аккомодации: а) прогрессивная и регрессивная; б) всегда контактна!!! Н-р мер – гласные после палатализованных согласных становятся более закрытыми. Аккомодация может быть только с соседними звуками.

4) Метатеза (перестановка)

Слово из одного языка переходит в другой, т.е. при заимствовании иноязычных слов, при переходе слова из одного городского литературного языка в другой (диалект). А) заимствование словах: футляр – Futteral, тарелка - талерка, б) при переходе в диалект: ведмедь, ралек- ларек; в) в детском языке: кашалатка, капет. Современная речь: лакать – алкать, лаколый – алчный, ватрушка – творужка, ладонь – долонь.

4) Диэреза – выкидка.

Выкидка, исчезновение звука в слове. Происходит по фонетическим причинам, либо по причинам экономии речевых усилий в обиходно-разговорной и диалектной речи. Н-р местный – мес[н]ый, что - [ш]то, Иван Иванович – Ван Ваныч, облако – обвлако, обоз –обвоз, оборот – обворот, обонять – обвонять.

5) Гаплология – выкидка одного из подобных или близких по звучанию слогов на стыке двух слов (или морфем) в сложном слове. Н-р близо-зоркий – близорукий, розово-ватый – розоватый, знаменно-носец – знаменосец, корне-носый – курносый, минероло-логия – минеролгия, дико-образ – дикобраз, стипе-пендия – стипендия.

6) Эпентеза – вставка

Вставка постороннего звука в слове, чаще для благозвучия [j]. Н-р англ. Fish[i]s, Мари[j]я, детская речь: радиво, какаво.

7) Протеза – надставка

Вставка впереди, чаще к началу слова.

Н-р [в] – острый – вострый, осемь – восемь, усеница – гусеница, ето – это.

Позиционный изменения звуков – это такие изменения звуков, обусловленные позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Виды позиционных изменений:

1) Ударение – это выделение из группы слогов, одного слога. Виды ударений: динамическое (силовое) – силой или интенсивностью артикуляции, квантитативное (= количественное, долготное) – от долготы произношения, тоновое ударение (= мелодическое, музыкальное) – движение голосового тона на фоне нейтрального тона прочих слогов.

2) Редукция – ослабление или изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов. Чаще всего происходит редукция гласных. Виды: 1) количественная – гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но характерный тембр сохраняют в любом слоге. Сокращение длительного звучания гласного в безударной позиции. Н-р быт – бытовка – бытовой. Апокопа – выпадение гласного в конце слова Н-р чтоб(ы). Синкопа – выпадение гласного в середине слова во(о)бще. 2) Качественная редукция – ослабление или укорочение произношения безударного гласного, но и изменение их качества, которое приближает их к гласным среднего подъема. Н-р вода. Голосовые связки при редуцированных безударных гласных звучат слабее, что и уменьшает их сонорность

Живые чередования звуков – 1) оглушение или озвончение согласных перед звонкими или глухими согласными. 2) закрытость гласных в слове в соседстве с палатализованными согласными. 3) оглушение звонких согласных в конце слова. Причины, вызывающие изменения звуков, существуют в языке в настоящее время и продолжают действовать в том же направлении.

Историческое чередование звуков – в свое время были живые, потом движущие силы этих изменений перестали действовать, но результаты остались в современном языке, не будучи сейчас мотивированны. Н-р пеку печешь.

 

10. Фонология. Фонема и аллофоны. Позиции и оппозиции, дифференциальные и интегральные признаки, варианты и вариации фонем.

История фонологии

1) 19 в. противопоставление двух понятий «звукокачество» и «звукоколичество». Задумались над проблемами звуков в системе языка. Первый русский языковед – Услар утверждал, что в речи используются звукоколичества. Звукокачества – не просто звучат в речи, но и различают смысл. Звукоколичества – звучат в речи, произносятся, но смысла не различают. Н-р Сома поймала сама. Звуки [с] (дома) [м] (сова) [а] (саму) – «звукокачества» - звуки первого рода [ᶺ] – «звукоколичество» (редуцированный гласный среднего ряда, среднего подъема.

2) И.А. Бодуэн де Куртэне (1845-1929) – русский ученый. Термин «фонема» как общее представление о звуке (= «звукокачества» у Услара).

3) Н.С. Трубецкой (1890-1938) «Основы фонологии», «фонология», уточненное понятие «фонема, метод оппозиции».

Фонетика – изучает звуки с точки зрения акустики и артикуляции. Фонология – рассматривает звуки на уровне языка (изучение фонем – прототипов звуков). Метод оппозиции – способ выявления фонем в языке.

Оппозиция звук (фон) и фонема.

Фон – звук, который мы произносим или слышим в речи – бесконечное разнообразие фонов (= звуков) в речи. Фонема – фонетическая единица языка, различающая смыслы языковой единицы. Фонемы существуют как некие абстрактные единицы. Количество фонем ограничено: 40 фонем – английский, 39 – русский, 36 – немецкий, 35 – французский языки.

Метод минимальных пар = метод оппозиции – принципы противопоставления по смыслу в рамках минимальной лексической пары. Позволяет четко определить является ли звук в слове фонемой: подбираются пара слов с одинаковым количеством и порядком звуков в этих словах, но отличающихся по одному звуку. Если отличительный звук ведет к изменению смысла – это разные фонемы. Н-р [л]-[л‘] мел – мель; [ф]-[в] фаза – ваза;

Фонема – 1) минимальная единица звукового строя языка, 2) служит для образования и 3) различия значимых единиц языка (морфов, лексем).

Фонемы – единицы языка – отношения между фонемами – парадигматические (оппозиции) – оппозиции по определенному предмету. Н-р: фонема существует в системе языка в виде противопоставлений друг другу единиц. Фонема «Д» в русском языке: 1) звонкость – vs Т пруд – пруда; 2) переднеязычность vs К, Г ком – дом; 3) взрывность vs С – дом – сом; 4) ротовость vs Н дам – нам.

Можно лишь доказать при подборе противопоставлений. Фонема – с одной стороны – минимальная единица, но у нее много признаков. Сложная структура, набор признаков, по которым она противопоставляется другим в системе языка (= парадигматические отношения).

Фонема = набор признаков.

Дифференциальные (различительные) – звонкость «Д» дом – том; фонема способна различать смыслы и противопоставлять другим в системе языка.

Интегральные (неразличительные) – признаки фонемы, по которым данная фонема не может быть прямо и разновидностью противоположности другой фонеме. Н-р взрывность «Г»

Дифференциальные признаки фонем в отдельных языках: 1) мягкость – взрывность: русский весь – вес. 2) долгота и краткость – fut – fit; 3) лабиализованность и нелабиализованность: soeur – serre. 4) открытость – закрытость: bad – bed.

Дифференциальные признаки индивидуальны для каждого языка. Интегральный характер не влияет на изменение смысла. Примеры фонем: сАм – сОм, лИс – лЕс, луК – луГ. =нейтрализация смыслоразличительной функции (звучат одинаково).

Позиция фонемы: 1)сильная – это благоприятная фонема «Д»: для выполнения его функций. Позиция сохраняет все свои дифференцирующие признаки. ДОМ – звонкость, переднеязычность, взрывность) = основной вид фонемы. 2) слабая – неблагоприятна для смыслоразличительной функции. Утрачивается хотя бы один дифференцирующий признак. ПОД СНЕГОМ (звонкость, переднеязычность, взрывность) = аллофон (с греч. «иначе звучащий»).

Аллофоны

1) варианты фонем Н-р лиса – леса. [И]- совпадение в слабой позиции 2-х разных фонем И и Э; 2) Вариации – мал – мял А(более задний) и А(более передний) – реализация одной фонемы А (прогрессивная аккомодация.

Оппозиции фонем

Коррелятивные – П-Б такая противопоставленность фонем, когда звуковые единицы различаются только по одному признаку (по дифференционному), все остальные признаки совпадают. Некоррелятивные – П-Г противопоставлены по нескольким дифференцирующим признакам одновременно.

Интегральные признаки – признаки, не использующиеся для различения фонем. Оппозиции делятся на фонологические и нефонологические. Фонологические оппозиции образуют любые звуки, при условии, что противопоставления в нашем сознании связаны с разными смыслами.

 

11. Морфология. Морфема и алломорфы. Типы морфем. Словообразующие (деривационные) и формообразующие (реляционные) морфемы.

Морфология, как раздел языкознания. (от греческого morphe – «Форма») – большой раздел грамматики, грамматика слова. Морфология – раздел языкознания, изучающий систему морфем и привал их функционирования в составе слова. Задачи: систематизация слов по их морфологическому составу, разработка принципов морфологического анализа.

Исследует формы слова и выражаемые ими значения, явления словоизменения (парадигматика слов), способы выражения абстрактных грамматических значений, разработка учения о частях речи.

Изучение слов и морфем в аспектах: - их свойства, позволяющего осуществить сегментацию речи на слова и морфемы; - особенности строения слов и морфем; - характер оппозиции между словами; - дифференцирующие признаки, определяющие место слов и морфем; - характеристика варьирования слов и морфем в речи. Решает проблемы: - грамматического значения и категории слов; - системы формального показателя грамматических значений; - принципы грамматической классификации слов на части речи. Исследование морфем.

Морфема – минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня (имеет план содержание и план выражения). Характерная черта – их повторяемость в структуре разных слов, что позволяет выявить их значение. Отличия от фонемы – (фонема = звук, минимальная единица, но нет значения; служит для распознавания морфем; высокая степень абстракции) Сочетание фонем образует морфемы и слова. Отличается от лексемы – это слово в совокупности всех его словоизменительных форм.

Типы морфем (по семантическим признакам = по значению): 1) лексическая – носитель –корневая морфема, выражающая наиболее семантически насыщенную часть слова; 2) грамматические – служебные слова; 3) словообразовательные – уточняют значение слова.

Виды морфем:

1) корневые морфемы – формируют лексическое значение слова, выражают основное лексическое значение (передает обобщенное представление о понятии, явлении);

2) деривационные (словообразовательные) – уточняют основные лексические значения, привносят дополнительные оттенки, передают словообразовательные значения (аффиксы);

3) реляционные (формообразующие) (флексии) передают грамматические значения;

4) нулевые морфемы – морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением.

Морфема и алломорф.

Морф – одна из формальных разновидностей морфемы, возникающая в системе формального видоизменения морфемы в зависимости от фонетических и морфологических условий, состав одной и той же морфемы в разных словах.

Алломорф (с греческого – «иначе звучащий») – это тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе. Н-р ходит: корневой морф –ХОД- представлен корневую морфему –ХОД- (морфему как абстрактную единицу языка нельзя ни произнести, ни написать) –ХОЖ- хожу, -ХОЖД- хождение. Виды алломорфов: 1) фонетически обуславливается – вызванное фонетическими процессами (характерны для живого языка); 2) исторически обуславливается – сложившееся в результате фонетических процессов в истории развития языка; 3) морфологически обусловленные – вызванные особенностями знаменательных морфем некоторых слов.

Аффиксы

Это морфемы с грамматическим значением. Не существуют вне слова, сопровождают корень, служат для словообразования и словоизменения. Корни – выражают центральное лексическое значение, есть в каждом слове.

Классификация аффиксов: I по семантическим типам: 1) Деривационные (словообразующие) – в соединении с корнем модифицируют лексическое значение корня Н-р стол – столик – престол – столица, либо переводят слово в другую часть речи – столовая – столоваться, либо сигнализируют о принадлежности слова к тому или иному склонению или спряжению. Подвиды – словообразующие – производит новое слово среди однокоренных слов, основообразующие – если корень + аффикс образуют основу слова. Суффикс– деривационный аффикс, находящийся после корня. Префикс – перед корнем. 2) Реляционные аффиксы – в соединении с основой образуют грамматическую словоформу, т.е. одну из морфологических форм одного и того же слова. Н-р стол – стола – столу. II Позиционные типы: 1) префиксы (приставка) – аффиксы, предшествующие корню; 2) Постфикс – следующие за корнем (суффикс и флексия); 3) Интерфикс – соединяет два корня или две основы в сложном слове Н-р пароход. Нулевой аффикс – это отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы. Н-р рог.

Морфема — минимальная двусторонняя единица языка, т. е. такая единица, в которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иное содержание и которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством.

. Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) как объединяющее для понятий корня, приставки, суффикса, окон­чания, т. е. как понятие минимальной значащей части слова, ли­нейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе. Наряду с этими, как теперь говорят, сегментными морфемами Бодуэн рассматривает и нулевые морфемы, «лишенные,—как он пишет,—всякого произносительно-слухового со­става», выступающие, например, в формах им. п. ед. ч. дом, стол или Род. п. мн. ч. мест, дел (нулевые окончания). Позже в работах многих лингвистов разных стран понятие морфемы было значительно расширено и углублено и постепенно стало одним из центральных понятий в мировом языкознании. Теперь морфема рассматривается как универсальная языковая единица. Наряду с сегментными морфемами — частями слов — выделяются сегментные морфемы, функционирующие в качестве целого слова—служебного (например, наши предлоги к, на, союзы и, но) или знаменательного (здесь, увы, метро рагу).

Вычленение морфем — частей слов — основы­вается на параллелизме между частичными различиями, наблюдаемы­ми во внешнем облике (звучании) слов и их форм, и частичными раз­личиями в значениях (лексических и грамматических), передаваемых этими словами и формами.

Путем сравнения форм, частично различ­ных (и тем самым частично сходных) по зву­чанию и по значению, мы выявляем различия (и сходства) в звучании, параллельные различиям (и, соответственно, сходствам) в значении, и таким образом устанавливаем единицы, в ко­торых за определенным экспонентом (отрезком звучания, иногда нулем звучания и т. д.) закреплено определенное содержание (значение). Если эти единицы окажутся минимальными, т.е. не поддаю­щимися дальнейшему членению на основе того же принципа, то это и будут морфемы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных