Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БИХЕВИОРИЗМА




Достоинства бихевиоризма Недостатки бихевиоризма
Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и, тем самым, противопоставив сознанию Однако при этом потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность; сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов
Исторической заслугой Дж. Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии Однако при этом понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы
Важнейшей для психологии как практической науки является выдвинутая Дж. Уотсоном задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами Но из-за механической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо
Бихевиоризм укрепляет метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях и, более того, вводит практику проведения опытов на животных, что, безусловно, позволяет решить многие практические задачи психологии Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков Но были проигнорированы важнейшие компоненты действия - мотивация и психический образ действия
Достижением бихевиоризма стала разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики активно разрабатывались Б. Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществлять процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение. Однако эти методики строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интериоризации деятельности - ее свертывание во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключается один из его важнейших компонентов - осознанность и интериоризация действия


ИССЛЕДОВАТЕЛИ В ЭПОХУ БИХЕВИОРИЗМА

Персоналии Предмет и задачи исследования Основные результаты
       
  Павлов Иван Петрович (1849-1936) Автор учения о ВНД, которая сложилась под влиянием материалистических традиций русской философии и идей И.М. Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс
  Бехтерев Владимир Михайлович, (1857-1927) Осуществил реформацию современной психологии, разработав собственное учение, которое назвал объективной психологией, затем психорефлексологией. Исследовал ряд психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем. Ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека
  Торндайк Эдвард Ли (1874-1949) Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок
  Уотсон Джон Бродес (1878-1958) Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи Доказательство прижизненное™ образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание
  Толмен Эдуард Чейс (1886-1959) Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного полхода к проблеме поведения Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении
  Халл (Hull) Кларк Леонард (1884-1952) Формирование гипотетико-де-дуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения
  Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990) Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения
  Бандура Альберт (1925-1988) Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения
  Роттер Джулиан (р.1916) Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения посредством источников подкрепления: внутреннего и внешнего локусов контроля Теория социального научения, ориентированная на социальные исследования значения когнитивных переменных в формировании поведения

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных