Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура и градостроительство ранневизантийского периода.




Историю архитектуры Византии принято делить на три периода: ранневизантийский (V-VIII вв.), средневизантийский (VIII-XIII вв.) и поздневизантийский (XIII-XV вв.).

Впрочем, наивысшим расцветом византийской архитектуры был самый ранний период ее развития, когда преемник Древнего Рима, Константинополь воссоздавал и развивал многие черты римской архитектуры.

 

 

Рис.1.Акведук Валента в Константинополе

 

В городе не было источников пресной воды, поэтому в IV-VI вв. было сооружено 60 акведуков. Их общая длина превосходила все древнеримские водопроводы вместе взятые. Самый протяженный водовод (рис.1), длиной 240 км начинался на западе от Константинополя во Фракии. Его двухъярусные арки возвышались над домами и улицами столицы, пересекая его от одного до другого городского

 

 

холма. Поднимая водовод на мощные арки, и постоянно наклоняя желоба, инженеры принуждали воду течь по свинцовым трубам в фонтаны и термы столицы. Чтобы приток воды был постоянным, в

горах были специально созданы озера.

Но мало было доставить воду в город, в суровую пору средневековья, ее нужно было где-то хранить. Чтобы мраморные бассейны города всегда были наполнены водой, а в случае засухи или осады сотни тысяч горожан могли утолить жажду, в Константинополе было воздвигнуто 150 резервуаров для хранения воды.

 

 

Рис.2. Цистерна Базилика в Константинополе.

 

Один из наиболее интересных среди них, вырубленный в скальной породе, - гигантская цистерна Базилика (рис.2). Напоминая своими мраморными колоннами и кирпичными сводами дворец, этот резервуар каждой своей деталью вторил Риму. Начатое при Константине I и завершенное в 532 году, при императоре Юстиниане, здание получило внушительные размеры, - 145 х 65 метров. Четырехметровые стены, выложенные из огнеупорного кирпича, были покрыты специальным водоизоляционным раствором. 336 колонн высотой 8 м под

 

 

держивали его своды, а ёмкость резервуара достигала 80 000 кубических метров воды. Разместив цистерну между двумя скальными ос

нованиями, строители выровняли, таким образом, внушительное пространство, для строительства на поверхности.

Прежний Византий не имел регулярной планировки. Обществен-

ный центр находился на мысу полуострова, вблизи древнего акропо-

ля.

Чтобы учесть сложный рельеф, архитекторы располагали все значимые общественные и религиозные сооружения вдоль центральной дороги, начинавшейся от Золотых ворот и пронизывавшей весь город. Она называлась Меса (Средняя), была замощена каменными плитами и обнесена аркадами и портиками.

Первым на пути к центру располагался форум Аркадия с триумфальной колонной, напоминавшей римскую колонну Траяна. Вторым был форум, где проходили публичные казни.

Затем располагался Амастридский форум, на котором Меса сходилась с другой крупной улицей, шедшей параллельно побережью Золотого Рога от Адрианопольских ворот в северо-западном конце города. Здесь располагался рынок, на котором торговали скотом. От Амастридского форума Меса вела к большому прямоугольному форуму Феодосия, в центре которого высился египетский обелиск, вывезенный из древнего Гелиополя, а оттуда к овальному форуму Константина, украшенному двумя триумфальными арками и порфировой античной колонной со статуей Аполлона, которую впоследствии заменили изображением Константина, а потом Феодосия. Через этот форум путь шел к самому главному форуму города – Августейону, на котором была установлена статуя св. Елены или Августы. Здесь также, как в Риме, центр столицы смыкался с центром империи в месте, обозначенном столбом – Миллием. Под ним были погребены важнейшие христианские святыни (части креста господнего, хлеба с пира галилейского и т.д.), над ним возвышались скульптуры императоров: сначала Константина, затем Феодосия.

К центральным форумам и Мессе примыкали сенат, преторий эпарха, дворец архиепископа, здания константинопольского университета, библиотеки, а также лавки богатых купцов, где торговали драгоценностями и благовониями.

 

 

На Августейон выходил Большой императорский дворец – огромный архитектурный комплекс, спускавшийся террасами к побере жью Мраморного моря и занимавший в целом около 400 тыс. кв.м. В нем соединялся опыт строительства самого Рима (дворцы Нерона, Диоклетиана) с опытом дворцовой архитектуры восточных деспотий (дворцы Ирода, Аттика). Он состоял из отдельных разновременных частей, представлявших собой регулярные анфилады роскошно убранных залов и дворов. Одной из таких самостоятельных частей большого дворца являлся Вуколеон, располагавшийся на самом берегу моря.

Вдоль широких, пересекавшихся под прямым углом центральных улиц стояли античные статуи. Главные улицы связывали центр с крепостными стенами, имевшими оригинальную конструкцию.

Изначально крепостные стены Константинополя были заложены при Константине Великом, но они сильно пострадали при землетрясении. Новые оборонительные сооружения, возведенные в V в. во времена Феодосия II пересекали весь Босфорский мыс на протяжение 5,5 км. Проектировал их Амфимий, архитектор, которому приходилось учитывать сейсмоопасную обстановку в этом районе. Уникальность оборонительных стен заключалось в том, что здесь строители чередовали ряды камня и кирпича, используя толстый слой известкового раствора с добавлением толченого кирпича – цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины – плинфы. Таким образом, известковый раствор, составлял основной массив стены, но обладая прочностью, проявлял достаточную пластичность, чтобы при деформации не разрушаться. 5 слоев кирпичной кладки в стене поглощали толчки, не разрушая каменную кладку, корректировали ее направление, а также забирали излишки воды из раствора. Высота стен составляла 9 м, ширина – 5, через интервалы на 18 м вверх поднимались крепостные башни, которые были построены как отдельные фортификационные замки. После землетрясения 447 г., когда все же были разрушены 57 башен, жители города построили 3 линии укреплений – первый ряд, высотой 5 м, был защищен рвом (20 м в ширину и до 10 м в глубину), наполненным водой, второй ряд (до 3 м в ширину и 10 м в высоту) имел несколько 15-метровых оборонительных башен. Последний ряд (толщиной около 7 м) располагался в 25-30 м от второго

 

 

ряда, его башни имели высоту от 20 до 40 м. Конструкция укреплений практически исключала возможность подвести под них подкоп, так как основание стен находилось ниже уровня земли на 10-12 м. Общая

протяженность стен города составляла 16 км, здесь было 400 башен, несколько ворот, которые использовались как для военных, так и для

мирных целей.

Учитывая, что город был хорошо защищен на суше, линию кре-постных стен у моря снабдили не только башнями, но и гигантской металлической цепью. Длина ее соответствовала 5 футбольным полям, она состояла из 780 звеньев по 1,5 м каждый, деревянные бревна

поддерживали ее на плаву. Военные корабли устанавливали ее, преграждая путь противнику, и убирали, когда это было необходимо для мирной торговой жизни столицы. Также поступали с мостами: в мирное время многочисленные деревянные мосты облегчали доступ торговцам в город, во время войны их немедленно сжигали, а ворота замуровывали. По тем временам город был похожим на банковский сейф, столько богатств со всего мира стекалось сюда: пряности и шелка, пшеница и рис, драгоценная парча и ювелирные драгоценности, процветающая торговля повлияла и на архитектурное развитие Константинополя. Мощные крепостные стены, мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, как серьезно охраняла свои сокровища столица.

О становлении нового стиля свидетельствуют Золотые ворота столицы (рис.3-4). Своей формой они напоминали триумфальную арку с тремя пролетами. Деревянные двери были покрыты листовым золотом. Простые и массивные ворота производили большое впечатление своими монументальными боковыми башнями, напоминавшими египетские пилоны, и строгим величием белого мраморного фасада. Пилястры по сторонам трех пролетов были украшены коринфскими

капителями. Впрочем, глубокий разрез лопастей листья аканфа, сви-

детельствующий о стремлении к геометрической орнаментации, выглядел более восточной чертой, нежели римской.

В центре города преемник императора Феодосия построил огромный храм, а рядом с ним велел расположить трек ипподрома. Здесь были установлены знаменитые кони Лисиппа, запряженные в колесницу, прежде украшавшие римский ипподром Нерона (сейчас они

 

 

 

Рис.3. Золотые ворота в Константинополе. Реконструкция.

 

 

Рис.4. Золотые ворота в Константинополе. Современный вид.

 

 

 

хранятся в Венеции). В центре ипподрома стояли египетские обелиски, украшенные барельефами, где были представлен император Феодосий с сыновьями, за его троном подданные и под ним – покоренные

варвары, молящие о пощаде. 8 колесниц, соревновавшихся за первенство, должны были объезжать обелиски.

Ипподром в Константинополе (рис.5) являлся центром общественной жизни, своего рода форумом – площадью для народных собраний. В нем проходили праздники, устраивались политические дебаты, вспыхивали восстания и устраивались расправы. Моделью для ипподрома служил ипподром Максенция в Риме (длина его составляла 370 м, ширина – 118 м), он был рассчитан на 100 тысяч зрителей. Учиты-

вая большой наклон местности, основу сооружения выровняли при помощи арочных опор, где позже разместили магазины и кафе. Второй ярус включил две линии колоннад и 30 рядов зрительских мест, которые окружали арену. В центре сооружения располагалась богато украшенная Императорская ложа. Проходы на ярусы и галереи украшали статуи.

 

 

Рис.5. Ипподром в Константинополе.

 

 

 

По описаниям современников, в V-VI вв. в городе разрастались кварталы ремесленников и купцов, появлялись новые рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры и

библиотеки.

Однако важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества стало развитие культовой архитектуры. Константин Великий, обеспечивший христианской религии официальный статус, определил также поиски архитектурного выражения новой религии.

До Константина христиане знали только дома собраний и подземные гробницы (катакомбы). После объявления христианства государственной религией возникла потребность воспитывать миллионы верующих и подчинять религиозные обряды государственной идеологии. Началось интенсивное строительство огромных культовых сооружений. С IV в. стали развиваться виды храмов, опиравшиеся не на архитектуру римских храмов с их языческим прошлым, а на типы светской многонефной базилики - излюбленного типа общественного здания Древнего Рима - и мавзолея.

Это были либо прямоугольные в плане храмы с деревянными стропильными конструкциями с горизонтальными несущими перекрытиями или сводчатые здания под куполом. Первый вид замечательно ил-

люстрирует базилика Константина в Риме (теперь Латеранская базилика). В большей части она была сооружена из облицованного кирпичом бетона. Внутреннее пространство было разделено колоннадами на нефы. Алтарная часть выделена апсидой, где возвышался подий (трибуна) и располагалось кресло епископа (кафедра) с алтарем перед ним. Поднимая центральный неф выше боковых, римские зодчие освещением акцентировали внимание на ключевых точках храма.

Более полно вид базилики развивал собор св. Петра в Риме (рис.6). Он помимо обычных нефов, разделенных колоннадами, имел широкий поперечный неф (трансепт) между главным нефом и апсидой, обеспечивавший проход паломников к гробнице св.Петра, расположенной на пороге апсиды. Перед базиликой располагался атриум – двор с колоннадой.

Вторым видом, развивавшим тип античного мавзолея, такого как мавзолей Августа или Адриана были центрические постройки, имев

 

 

шие в плане круг, квадрат, восьмиугольник, либо равноконечный (греческий) крест. Подобные сооружения обычно также развивали тип базилики, ориентированной с запада на восток (на востоке, по представлениям христиан, находился центр земли – Иерусалим), но

использовались чаще всего как крещальни или мартирии (церкви над могилами святых). В восточных областях позднеантичного мира среди различных по плану мартириев особенно выделялись большие монументальные постройки с планом в виде четырехлистника. Такие укороченные базилики могли иметь деревянные или кирпичные купола. Четырехлистник в плане выделял центральную точку главного помещения, акцентируя таким образом погребение святого.

 

 

6.Базилика св.Петра в Риме.

 

В Риме хорошо сохранился храм-мавзолей такого типа, построенный над могилой св. Констанции – очевидно, сестры императора Константина.

Это ротонда, центральный, более высокий объем, которой перекрыт куполом. Барабан купола опирается не на наружные стены, а на внутреннее кольцо сдвоенных колонн. Окна барабана, освещают центральную часть храма, поражающую великолепием отделки интерьера. Многочисленные резные капители, карнизы, архивольты, порфировый

 

 

украшенный рельефами саркофаг Констанции в восточной части хра

ма подчеркивают своеобразие христианской идеологии. Контраст между внешним обликом и интерьером был противопоставлением богатому внешнему декору античного храма. Архитектура церкви уподоблялась верующему человеку, способному при внешнем смирении вести богатую духовную жизнь.

 

 

Рис.7. Мавзолей св.Констанцы в Риме.

 

Византийский стиль начал формироваться при императоре Юстиниане. Разносторонне образованный аристократ, правивший Восточной Римской империей с 527 по 565 г., он поддерживал крупное строительство, стремясь доказать благодетельность своего правления и придать зримое выражение собственным представлениям о мировом порядке. Придворный историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский (ок.500-560) посвятил архитектурным предприятиям императора целое произведение под названием «О постройках». Благодаря ему,

 

 

нам известно, что в это время возводили храмы, дворцы, оборони-

тельные сооружения, порты, прибрежные дамбы, восстанавливались и благоустраивались старые города.

 

 

Рис.8 Мартирий Симеона Столпника в монастыре Калат-Семан

 

Однако основные заслуги архитекторов того времени проявились в храмовых зданиях. Они возводились по всей стране от Равенны на западе до Вифлеема и Иерусалима на востоке. В Африке и Малой Азии возводили 7-, 9- и даже 11-нефные укороченные базилики из уложенных «всухую» квадров камня. В Сирии - небольшие короткие базилики со столбами вместо колонн и особыми экседрами в центральном нефе. Подчеркивая внушительность и статичность сооружений, сирийские зодчие умело противопоставляли массивность и материальную тяжесть каменных стен ритмической подвижности и выразительности резных деталей (рис.8 Мартирий Симеона Столпника в монастыре Калат-Семан 476-490 гг.).

В отличие от аскетичных храмов Малой Азии, Сирии и Месопотамии греческие базилики отражали античное стремление к изяществу и совершенству. Здесь в базиликах появились трансепты перед алтар-

 

 

ной зоной, развитый второй ярус с хорами, необыкновенное богатство

внутреннего убранства. Центрические сооружения сложной формы разрабатывали архитекторы Антиохии. В Равенне, соединившей греческие, миланские и константинопольские традиции развились свои типы храмов. Здесь строили небольшие трехнефные базилики с подчеркнуто большими широкими центральными нефами. Хорошая освещенность, ощущение зального пространства, широкий шаг колонн, раскрывающих пространства боковых нефов – все это придавало базиликам очарование легкости и ритмической прозрачности (рис.9 Сант Аполлинарио Нуово в Равенне. 493-526 гг.).

 

 

Рис.9 Сант Аполлинарио Нуово в Равенне.

 

Однако в столице учитывая весь разнообразный опыт христианских культовых сооружений, отваживались и на более решительные эксперименты. Пример тому храм Сергия и Вакха (527 —529 гг.) (рис.10-11). Выполняя пожелание Юстиниана, его проектировали как реликварий для перенесенных мощей святых Сергия и Вакха, дворцовую (прежде он широкими пролетами соединялся с дворцовыми покоями) и одновременно общинную церковь. Следуя типу надгробных соору-

 

 

жений,архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета остановились на центрической композиции, в основе которой был восьмиугольник, вписанный в квадрат. Снаружи к квадрату примыкали нартекс с атриумом на западе и алтарная апсида на востоке. А внутри углы квадрата превращались в полукруглые ниши. Таким образом, восьмиугольник вписывался в центр квадрата. Его углы отмечали пилоны, воспринимавшие распор перекрывавшего здание купола. Внутри здания восьмигранник окружали чередующиеся прямоугольные и полукруглые ниши, служившие двухъярусным обходом центрального пространства. В свою очередь, сам обход был задуман не как простая галерея, огибающая центральное ядро, но как сложная пространственная система, связывающая прямоугольные ниши полуциркульными арками с внешними стенами, прорезанными в этих промежутках также, как и ниши ротонды, тройными аркадами, и вводящая даже внешнюю оболочку здания в сложную ритмическую структуру центра. 8 арок и 28 колонн принимали на себя тяжесть верхнего яруса церкви. Внутреннее пространство храма замыкал круглый купол, состоявший из 16 частей.

Расширение площади и усовершенствование принципов центрического здания ярче всего проявилось в видимом преобладании купола.

Грани его огромной чаши (диаметр 15 м) первоначально оформленной золотой мозаикой подчеркивали окна, продолжавшие движение полукружий конх и люнетов, завершавших экседры и прямоугольные ниши. Повторение и ритмическая перекличка мотивов развивали форму круга и полукруга, облегчали переход к сфере купола и создавали единое внутреннее пространство, воспринимающееся как легкая и эластичная, принимающая любые формы оболочка.

Храм, возведенный из плинфы на цемяночном растворе, был облицован переливающимся блестящим мрамором. Архитравы, карнизы в основании плодпружных арок, капители колонн, все архитектурные детали были покрыты кружевом ажурной резьбы.

Храм св.Сергия и Вакха послужил образцом для церкви Сан Витале в Равенне 547 г. (рис.12-13). Здесь в основе конструкции использовались два вставленных друг в друга восьмиугольника: внешний был двухъярусным, а внутренний – трехъярусным, образованным 8 столбами и барабаном купола.

 

 

Рис.10. Церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Внешний вид.

 

 

Рис.11. Церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Интерьер.

 

 

 

 

Рис.12 Церковь Сан Витале в Равенне.

 

 

Рис.13. Церковь Сан Витале в Равенне. Интерьер.

 

 

 

Здесь также был обход с нишами, раскрывающимися в глубину на каждой грани ротонды, и тройными аркадами, вписанными в ниши. Но точно повторив внешним контуром стен центральный восьмигранник, архитекторы превратили пространственные ячейки обхода в стереотипные единицы, умноженные в пространстве. Примечательно, что и вытянутая апсида с двумя круглыми примыкающими боковыми капеллами-пастофориями, и сложно устроенный нартекс, обрамленный круглыми башнями, были подчеркнуто симметричны. Вместо сложной композиционной игры константинопольского храма равеннская центрическая церковь демонстрировала рациональность, четкий вертикальный взлет, доказывая многообразные возможности центрических построек.

Не удивительно, что архитекторы Юстиниана уделили центрическим планам особое внимание, разработав постройки, имевшие в плане квадрат, круг, восьмиугольник, либо равноконечный (греческий) крест.

Однако, проектируя храмы, входившие в дворцовые комплексы и служившие хранилищами особенно важных святынь, архитекторы соединяли идеи базилики и центрического храма. Впервые это произошло в церкви св. Ирины, которую начали строить в 532 г. на месте сгоревшего во время восстания «Ника» дворцового комплекса. В плане новый храм представлял собой базилику с тремя нефами, отделенными друг от друга колоннами. Но средний неф был построен необычно широким для базилики. Над квадратным в плане пространством центральной части храма располагался главный купол (диаметром 18 м). И переход к кругу его основания осуществлялся за счет парусов, - сферических треугольников. Второй купол располагался западнее. Основное пространство храма строилось на сочетании почти равных по величине рукавов – восточного, западного и двух боковых. Группируясь вокруг центрального квадрата, они подчеркивали кресчатые очертания. Сохранив от базилики аркады из четырех колонн в центральной части и некоторую вытянутость западного рукава, церковь св. Ирины представляла собой переход к новому типу здания – крестово-купольному.

Впрочем, лучшим достижением Юстиниана стал собор божественной мудрости Айя София, спроектированный Анфимием из Тралл и

 

 

Исидором из Милета в 532-537 г.г. (рис.14-15).

Он был задуман главным храмом Константинополя - придворным храмом императора и церковью патриарха.

Коридоры, соединяющие собор с царской резиденцией превращали его в особый дворцовый покой, где император во всем блеске представал перед своими подданными. Христианские же идеологи, используя центрический план, в основе которого лежал равноконечный

греческий крест, превращали его, в своего рода, религиозный театр (византийцы называли церковь «бестелесным и духовным театром»), в котором каждый молящийся с комфортом для себя наблюдал за ходом божественной литургии.

По легенде деревянные двери собора были вырезаны из части ковчега, бронзовые барельефы привезены из древнего храма Артемиды, а красные колонны – из храма Баальбека. Юстиниан, мечтавший восстановить границы и былое величие Римской империи, строительством столичного храма хотел превзойти самые выдающиеся римские сооружения - базилику Константина и Пантеон.

Самая крупная римская базилика (100 х 70) уступила своими размерами собору (74,8 х 69,7 м). Повторив тип 3-нефной базилики Константина с высоким центральным и более низкими боковыми пределами, использовав контрфорсы, переносящие боковой распор сводов среднего нефа на наружные стены, византийские архитекторы, тем не менее, внутреннее пространство храма разработали гораздо сложнее, чем в римской базилике. Прямоугольный массив в нем разложен 4 центральными столбами на 9 частей. 8 частей связаны с наружными стенами, девятая расположена в центре, в огромном подкупольном пространстве.

Купол Айя Софии, диаметром 31м и толщиной в замке 0,6м не много уступал Пантеону, но в его конструкции использовались новатор-

ские приемы. Устойчивость купола в Пантеоне обеспечивал легкий бетон на основе пуццоланы, толстые кирпичные стены и арки, а также 9-метровый опэйон.

Византийским зодчим, утратившим секреты римских строителей, пришлось найти собственное решение для возведения купола. Вместо массивных стен опорой куполу служат 4 пилона высотой 23 м, над которыми поднимаются 4 огромные арки, каждая шириной 31 м. Но

 

 

так как купол мог опереться только на верхние точки арок, Амфимий и Исидор использовали тромпы – изогнутые треугольники, которые равномерно распределили вес круглого купола на четырехугольное основание.

 

 

 

14-15.Собор св.Софии в Константинополе. Внешний вид и интерьер.

 

 

С помощью тромпов зодчие создали впечатление, будто огромный купол парит в воздухе. Купол поднимается на высоту 56 м, заполняя светом центральную алтарную часть храма, где обычно перед подданными появлялся император с семьей.

Важно отметить, что собор был построен в зоне, где землетрясения бывают частым явлением. Чтобы обеспечить прочность конструкции, пилоны собора были выложены из квадров известняка на известковом растворе с прокладками из свинца в верхней части. Свинцовые амортизаторы встраивались и в базы колонн, разделявших нефы. Во время землетрясения колонны двигались на своих основаниях, не разрушаясь.

Прочность конструкции обеспечивалась точностью центровок арок и купола. Они возводились при помощи деревянной опалубки, так называемых кружал, поддерживающих ряды кирпича и известкового раствора, пока тот застывал.

Купол, состоявший из сорока радиальных кирпичных ребер, сечением 2,1 х 0,8м, опирался на круговое кольцо из прочного камня. Заполнения между ребрами выкладывались из специального легкого кирпича. Его изготавливали из родосской глины и обжигали при температуре 80 градусов.

Пластичность кладки обеспечивал толстый слой цемяночного раствора. Большая доля битого кирпича в нем не только давала лучшее сцепление раствора с кладкой, но и наделяла раствор способностью восстанавливать связи внутри себя и затягивать мелкие трещины, образовывающиеся со временем в растворе.

Еще одним гениальным решением, обеспечившим долгожительство собора, стала система полукуполов. Равномерно распределяя распор купола на тромпы и пилоны, архитекторы вывели из подпружных арок

главного купола грандиозные полукупола глубиной около 14м, подпи рающие всю конструкцию с востока и с запада. От них давление купола передавалось еще более низким полукуполам экседр. Такая четко взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, удваивала длину нефа и образовывала единое пространство площадью 1970 кв м.

Еще одной мерой предосторожности стали контрфорсы. Сорок небольших контрфорсов поддерживали снаружи кольцо купола. Такие

 

 

же усиливающие элементы отходили от основания стен и опор. Это не только укрепило храм, но и позволило прорезать его стены многочисленными окнами.

Молящиеся в соборе не могли понять архитектурную организацию его пространства, столько слоев света накладывалось здесь друг на друга. Спрятав массивные опоры за ажурными колоннадами, архитекторы создавали впечатление, что купол не опирается на стены, а парит в воздухе. Струи света, льющиеся из окон, прорезающих его основание, усиливали это ощущение. Стены храма выглядели не стенами, а рядами колонн. Свет отражался в мраморе пола и колонн. Богатство интерьера подчеркивала тонкая резьба капителей колонн и золотые мозаики. Писатель Прокопий Кессарийский (VI в.) писал: «Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба…Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело».

Строительство св.Софии оказало огромное влияние на формирование византийского стиля не только в столице, но и в Италии, Сирии, на севере Греции. С этого времени восточнохристианские крестово-купольные храмы стали разительно отличаться от западноевропейских, в основе которых продолжала оставаться в течение всего средневековья вытянутая с запада на восток базилика.

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных