Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура Османской империи.




Следующая значительная школа в архитектуре ислама – Османская. К ней в основном относятся памятники, созданные в Турции. Еще в XI в. турки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Сельджукские правители, добившиеся политического и экономического могущества, объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. Следуя иранским традициям, они возводили мечети с центральным двором, окруженным 4 айванами, многочисленные мавзолеи и медресе.

Чтобы избежать расчлененного пространства, сельджуки создали собственный тип медресе, в котором над одним большим залом размещался купол. Это медресе Каратай было открыто в Конье еще в XIII веке.

Но после опустошительного монгольского нашествия Румийский султанат распался, а возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.

Золотым веком Османской империи стало правление в XVI в. Сулеймана Великолепного. Он не только значительно расширил границы своего государства, но и успел построить множество храмов, крепостей и дворцовых комплексов. Среди выдающихся сооружений султана дворец Топкапы. Вернее, это сложный дворцово-парковый комплекс, в котором среди зелени и цветов, следуя отдельным зонам, располагались частные покои султана и его гарем. Здесь девушек привезенных из разных концов страны обучали поэзии, музыке, танцам.

В покоях султана собирались правитель, его мать и женщины, родившие султану наследников престола. Тут бывали и фаворитки, избранные женщины, сумевшие добиться расположения своего повелителя.

В павильоне Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.), украшенном фаянсом и расписной керамикой женщины устраивали концерты и прославляли великолепие султана. Он и его сыновья были единственными мужчинами, которые могли сюда войти. Главными надзирателями в этом недоступном для посторонних месте были черные евнухи.

Фаянс украшал весь гарем. Изразцовую плитку привозили из города Изник. Она славилась своим красно-бурым цветом, который давала земля с востока Турции. Колоннады поддерживали своды павильонов, а некоторые из покоев даже были перекрыты куполами.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.

 

Дворец Топкапы в Стамбуле.

 

Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии, в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

Украшением гарема был величественный купол в покоях султана, создание которого приписывали великому Сенану. Османские султаны большое внимание уделяли украшению столицы. В связи с этим была введена специальная должность главного архитектора султана. В период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566) главным архитектором был ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), обращенный в ислам армянин. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан наиболее удачными считал три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне.

Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню.

Мечеть Сулейманийе (Сулеймана 1) повторяет решение собора св. Софии. Огромное внутреннее пространство здания увенчано огромным куполом, опирающемся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Ощущение пронизанного светом воздуха создается благодаря использованию инкрустированных мраморных панелей и цветных витражей.

Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Ее окружают платаны и кипарисы. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

Мечеть Селимийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ» в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

7 лет строил Синан мечеть, превратив ее в настоящий социальный центр. Под многочисленными куполами располагалась не только мечеть, но кухни для бедных, школа, больница.

Синан, названный турецким Леонардо, оставил после себя не только многочисленные шедевры, но и талантливых учеников. Среди них можно назвать Седефкара Мехмед-ага, построившего напротив собора св. Софии мечеть Ахмедийе (1609-1617). В народе за ней закрепилось другое название: «Голубая мечеть» — из-за того, что интерьер храма украшен голубыми изразцами из Изника. Их более двухсот тысяч, и они сплошным ковром покрывают стены мечети.

Громадный зал мечети (в нем одновременно может совершать молитву 35 тыс. верующих) залит светом. Двести шестьдесят больших окон устроены таким образом, что свет достигает даже самых дальних уголков храма. Боковые галереи, образуемые мраморными колоннами и стрельчатыми арками, увеличивают и без того огромный молитвенный зал, создавая впечатление необыкновенного простора.

 

Голубая мечеть в Стамбуле.

Опирающийся на четыре мощные каннелированные пилоны, диаметром 5 м, купол (его диаметр у основания — 33,6 м) легко парит в воздухе, достигая высоты 43 м. Основание мечети — прямоугольник со сторонами 72х64 метра. Несомненно, что образцом для строительства явился храм Святой Софии: каскад куполов, напоминает аналогичный прием, примененный строителями византийского храма. Центральный купол окружают четыре полукупола, а под ними располагаются еще четыре купола меньшего размера. Боковые галереи образуются мраморными колоннами и стрельчатыми арками, которые увеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создается впечатление необыкновенного простора.

Михраб из цветного мрамора является поистине шедевром, ибо трудно поверить, что из мрамора можно соткать столь дивный тонкий узор. На стене (слева от михраба) в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы. Михраб (молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки) и минбар (кафедра для чтения проповедей) вырезаны из белого мрамора.

Необычным является количество минаретов — их шесть: четыре высоких минарета, с тремя балконами (шерефе), как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже, с двумя шерефе — на внешних углах внутреннего двора.

В мечети есть внутренний двор, в который ведут трое ворот, а посреди двора находится фонтан для омовений с шестиугольным каменным бассейном. Восточную часть двора занимает мусульманская школа — медресе. Здание мечети (его размеры — 72 × 64 м) окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено 30 маленьких куполов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных