Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воображение - это познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.




Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.

Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался.

Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятием. Из "ничего" воображение творить не может. Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека.

Художник, изображая любое явление, часто не является его очевидцем. Но он всегда исходит из наблюдений, почерпнутых из жизни.

Пассивное воображение – новые образы возникают под действием неосознанных потребностей.

К ним относятся: сновидения, галлюцинации, грезы.

Характерными для сновидений являются:

- чувственная достоверность. Во сне нет сомнений, что все это происходит наяву.

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека, например, Татьяна пишет Онегину: "Ты в сновиденьях мне являлся". Влюбленная в Евгения, она постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.

Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. Душевнобольному если представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие "сны наяву" и называются галлюцинациями.

Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия.

Грезы – это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

Грезы принципиально неосуществимы.

Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.

Активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.

Активное воображение подразделяют на репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Репродуктивное воображение играет важную роль в жизни человека. Оно помогает овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.

Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее.

Мечта от грез отличается тем, что она более реалистична, и более осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.

Люди мечтают так много потому, что их разум не может быть “безработным”. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новой информации. Именно в это время и начинает работать воображение. Человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

Еще один вид творческого воображения - фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. Большинство людей обладают смешанным типом воображения, так как мы в жизни опираемся одновременно на зрительные, слуховые и моторные ощущения. При этом часто встречаются люди с доминированием какого-то одного из типов воображения. Наиболее яркие проявления такого доминирования встречаются среди выдающихся писателей, музыкантов, художников. Известно, например, что П.И. Чайковский с детства обладал очень богатым слуховым воображением, а Франсиско Гойя - зрительным.

Развивать воображение необходимо с самого раннего возраста.

Наиболее тесно воображение связано с мышлением. Чтобы понять неразрывность мышления и воображения достаточно понаблюдать за работой собственной мысли хотя бы при решении задач. Вот как решал простую арифметическую задач всем известный герой повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома".

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Перечислим приемы и способы воображения.

Агглютинация – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, необычных комбинациях.

Путем соединения совершенно разных объектов или их свойств получают новые образы. Например, кентавр, дракон, русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс – лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, гидросамолет, танк-амфибия и т. д.

Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

–преувеличение или преуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

типизация – обобщение и эмоциональная насыщенность образа.

Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных