ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Барьеры общения и способы их преодоленияПри разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил. 1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки. 2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом. 3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если выход не будет найден?" Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему. 4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера. 5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше. 6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: "Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?" Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации. 7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства. 8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию. 9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере руководителю приходится разрешать не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. 1. Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. 2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться. 3. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми. 4. При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится: • агрессист — говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности; • жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы; • "разгневанный ребенок" — человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение; • максималист — человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этот нет необходимости; • молчун — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то; • "тайный мститель" — человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость; • "ложный альтруист" — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.; • "хронический обвинитель" — всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, а обвиняя, можно решить проблему. Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними в общем одинаковы. 5. Если считаете необходимым продолжение общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно - какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться. Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы: • хотите ли благоприятного исхода; • что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями; • как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон; • нужен ли посредник для разрешения конфликта; • в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать решения. 35. Позиции участников взаимодействия (по Э. Берну, А. А. Ершову и др.) Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-либо общим характерным чертам. Эти черты можно сгруппировать в три группы: · «доминантность – недоминантность» · «мобильность – ригидность» · экстраверсия – интраверсия» Доминантный собеседник испытывает потребность обратиться к кому-нибудь, его не слишком заботят содержания типа «уместно ли», «не помешаю ли», «поймут ли» и т. д. Ему присуще подсознательная уверенность: отвечать или не отвечать – «мое право». Он человек жесткий, напористый, легко перебивает, зато, повышая голос, не дает людям перебивать себя или напротив, замолкает, как бы вынуждая другого человека снова повторять свои высказывания. Если между ним и другим человеком – разлад, доминант язвительно насмешлив, либо резок и груб, либо презрительно замкнут. Ему очень нелегко принять свою неправоту. Недоминантный собеседник – очень чуток к внешним признакам вашей силы. Он уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить своего собеседника, но терпеливо сносит, когда его перебивают. Лишь в случае мирного разговора такой субъект постепенно смелеет: решается перебивать, настаивать на своем. Мобильный собеседник с легкостью переключается на общение от других своих занятий. Правда, в дальнейшем его внимание может столь же легко отвлечься от собеседника, и можно увидеть, как на время его глаза делаются «пустыми». Тем не менее «по первому зову» он снова с людьми. Речь его быстра, даже тороплива. Одно выражение лица его сменяется другим. Проститься с ним также легко, как и разговориться: он невзыскателен в отношении форм свертывания общения и с полной готовностью переходит к очередным занятиям. Ригидный собеседник. Ему требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу с людьми, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек. Он основателен, слушает внимательно, говорит неспешно, вдумчиво, мысль излагает подробно, фразы строит как можно более понятно. Общение с ним в какой-то мере изматывает, если еще рядом с ним нетерпеливый человек. Распроститься с ним сразу невозможно. Ему не нравится, кажется недостойной манера торопливо, небрежно прощаться. Когда собеседник сверх меры мобилен, надо подстроиться под его темп – пусть это на первых порах снижает содержательность контакта. Если собеседник ригиден, надо считаться с этим и поставить перед собой задачу долготерпения. Торопить собеседника, раздражаться – значит, расхождения будут усугубляться. Экстраверт весьма расположен к общению в форме деятельности. Там, где нет людей, нет возможности поговорить, он по-настоящему скучает. Ему не понятно, как это другой человек не желает общения. Он однозначно толкует подобную позицию партнера как враждебную и бросается за объяснениями: что случилось? Что не так? Он любопытен, и в первую очередь к людям, к их достоинствам и порокам, к явным и тайным сторонам их жизни. Интроверт - несклонен к внешней коммуникации. Собеседник вынужден вникать в причудливый и сложный ассоциативный мир интроверта. Он тяготится контактами. Для общения он выбирает всего двух—трех собеседников, обычно похожих на него самого. Если он поверил людям, привязался к ним, это надолго. Идеальная ситуация с интровертом – разговор с глазу на глаз. Присутствие других «давит» на него, а подчас и лишает дара речи.
36. Механизмы восприятия и понимания человека человеком (идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция и др.) Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом. Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения. Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга. Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя. Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия. На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания. Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции: 1) поддержание идентификации; 2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам. Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви. Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому. Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол). Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|