ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос. Мотивационная сфера личности, ее формирование. Основные подходы к изучению мотивацииК мотивации относится всё то, что побуждает реально совершаемую активность: обобщённые и более конкретные жизненные цели, ради которых человек учится, работает, воспитывает детей, увлекается путешествиями, словом, достижения которых он посвящает свою жизнь. Специфика человеческой мотивации: o Предметы потребностей человека являются продуктами общественного производства o Мотивация отвечает нуждам обществам o Разнообразна, исторична, изменчива o В онтогенезе развивается не спонтанно, а в результате специально направленных формирующих воздействий – воспитание. o Опосредствована интеллектом, речью, сознанием o Осуществляется с помощью волевых процессов o Устойчиво, надситуативно, автономно от состояний организма. o Полимотивированность деятельности человека. o Иерархическая соподчиненность мотивов. o Взаимозаменяемость. Мотивация человека формируется прижизненно в зависимости от социальных условий и воспитания. Новые социально обусловленное содержание мотивации на начальных этапах онтогенеза становится для человека мотивационно значимым на основе механизмов, сложившихся в биологической эволюции. В связи с недостатком биологических механизмов, возникают специфически человеческие механизмы мотивации. Механизмы биологической и социальной мотивации не обнаруживают того принципиального разрыва, который не позволял бы искать перехода от изначальных природных образований и процессов к более сложным, формирующихся по мере накопления социогенных преобразований в человеческой психике. Потенциальная мотивация – круг явлений, который актуально деятельности не побуждают, но могут ее побуждать («готовь сани летом, а телегу зимой»). Можно выделить категорию потенциальных мотивов, для достижения которых человек не имеет возможности в силу следующих причин: ü С точки зрения общественных законов то, что хочет человек, может быть недопустимым. ü Сам человек может отказаться от намерения в силу неуверенности в успехе и в своих способностях. ü Человек автоматически посвящает себя одному делу, исключая возможность занятия чем-либо другим. Мотивация человека не исчерпывается пристрастным отношением к кругу явлений, непосредственно касающихся его жизни. Существуют примеры сопереживания человека деятельности других людей (пример: болельщики в спорте). История личности – история отсеченных альтернатив L. Потребности человека четко не дифференцированы, переплетаются своими механизмами и проявлениями в поведении. Следовательно, в мотивационной сфере выделяют более дробные «единицы» - мотивационные системы. Мотивационную системы составляет «ядро» - некоторые ведущие мотивационные отношения, из которых при определенных условиях может развиться ряд производных ситуативных эмоций. Пример: отношения матери и ребенка; «ядро» - любовь к ребенку; ситуативные эмоции – готовность сопереживать его огорчениям, мать испытывает тревожность, когда ребенок болен и т.д. Благодаря мотивационным системам мотивация является в психический образ не в виде отдельных генеральных линий поведения, а как нечто развивающееся в зависимости от условий, которые действуют в данный момент, в частичные побуждения сиюминутного характера. Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека – познавательная активность субъекта по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Тотальная мотивационная атмосфера непосредственно влияет на человека лишь на начальных этапах его развития; позже она осмысляется на основе опыта и интеллекта, и его влияние перестает быть тотальным. Значительная часть волевой активности направлена на то, чтобы санкционированные мотивы преобладали над конкурирующими мотивационными образованиями (пороками, искушениями и прочее). Мотивационная сфера человека находится в постоянном движении, развитии: v Происходит доопредмечивание потребностей, которые под влиянием опыта, воспитания, образуют изменчивую и взаимодействующую мотивационную систему. v В развитии мотивации субъект находится в постоянном поиске оптимальных решений, сиюминутных и общих, в мотивационном поле будущего. v Эти решения формируют мотивационные системы, которые в мотивационном поле настоящего создают особый слой мотивации долженствования, которые противопоставляются непосредственным побуждениям. Направленность поведения человека определяется балансом сил между этими системами. 1. социологический – поведение человека – это результат воздействия идей и событий социального окружения. 2. биологический – действия человека зависят от его физиологических и биологических потребностей и побуждений. 3. психологический – мотивы поведения не осознаются, не лежат на поверхности, а истинные причины поступков находятся в подсознании. 4. бихевиоральный (поведенческий) – поведение подчиненного должно интересовать руководителя. Данные подходы не были способны ответить на все вопросы, и по этому появился следующий подход: 5. гуманистический – охватывает все аспекты предыдущих подходов и рассматривает мотивацию человека как целостное сложное, многоаспектное явление. Наибольшую популярность приобрело психологическое направление, которое подразделяется на: 1) содержательные теории мотивации 2) процессуальные теории мотивации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|