Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория ннтенцноналыюсти (по Бюлер)




29. Шарлотта Бюлер разработала теорию развития человека, акценти­ровав тот факт, что в основе человеческой природы лежит «намерение» (интенция). Эта иптепциопалъпостъ проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. По мнению Бюлер, зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они исполнились.

30. Бюлер (Buhler, 1968) рассматривает в связи с формированием и до­стижением целей пять главных фаз жизненного цикла.

31. Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет на­стоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

32. Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, Соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и инте­ресы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

 

2) Работа Фрейда «Введение в психоанализ».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА "ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗ"

“Лекции по введению в психоанализ” являются основной работой Зигмунда Фрейда,

в которой систематизированно изложена его концепция психоанализа. Работа

состоит из трёх частей, первые две из которых были подготовлены Фрейдом как

курс, прочитанный врачам и неспециалистам в течение двух зимних семестров

1915-1916 и 1916-1917 годах. Третья часть -- “Продолжение лекций по введению

в психоанализ” -- была написана в 1933 году. Итак, рассмотрим основные

положения, обозначенные Фрейдом в тридцати пяти лекциях цикла.

Первая лекция -- это общее введение. Психоанализ здесь представлен как один

из методов лечения нервных заболеваний. Это -- своеобразный разбор

психической жизни, и поэтому Фрейд полностью отказывается от гипноза и

создаёт метод свободных ассоциаций и метод объяснения сна, которые и стали

основой психоаналитического лечения. Здесь же определены два основные

положения психоанализа, его неоспоримые истины. Во-первых, “психические

процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и

стороны душевной жизни”. Психическое есть понятием, гораздо более широким,

чем сознательное, и поэтому их невозможно отождествлять. Второе базовое

достижение психоанализа состоит в том, “что влечения, которые можно назвать

сексуальными..., играют невероятно большую... роль в возникновении нервных и

психических заболеваний. Эти же сексуальные влечения участвуют в создании

высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа”.

Таким образом, Фрейд видит движущую силу развития человеческого общества и

отношений между личностью и культурой именно в биологических факторах

(сексуальных влечениях и агрессивных инстинктах), отрицая при этом роль

социально-экономических факторов. Этими же факторами объясняется

возникновение неврозов.

Следующие три лекции посвящены исследованию ошибочных действий -- явлений,

“которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у любого здорового

человека”. Описывая разнообразные ошибочные действия (которые Фрейд

подразделил на три группы), Фрейд делает вывод, что каждое из таких действий

имеет свой смысл, определённое значение и выдаёт существование

неосознаваемой, но реально имеющейся у субъекта тенденции, намерения,

желания. Ошибочные действия “не являются случайностями, а представляют собой

серьёзные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря

взаимодействию, интерференции, противодействию двух различных намерений”.

Этими тенденциями есть нарушенная и нарушающая; вторая подвергается

оттеснению, её выполнение не допускается и в результате она проявляется в

нарушении первой. Многие ошибочные действия-забывания, например, являются

выражением стремления сознания избавиться от чего-либо неприятного,

выражением вытеснения тягостного аффекта в область бессознательного,

принципом защиты от нежелательных воспоминаний путём забывания. Они часто

используются также для выполнения желания, в котором необходимо себе

отказать.

Сновидение по Фрейду есть ни что иное, как

“способ реагирования души на действующие во сне раздражители”. Сновидение

является промежуточным состоянием межлу сном и бодрствованием; Человек во время

сна как бы возвращается во внутриутробное состояние, так как создаются подобные

условия. днако от остатков душевной деятельности полностью освободиться невозможно, и этим остатком и

будут сновидения. Согласно Фрейду, сновидение есть не психическим, а

соматическим феноменом.

Исходным положением при толковании сновидения Фрейд считает, что видевший сон

всё-таки знает об его истином значении, “он только не знает о своём знании и

полагает поэтому, что не знает его”. Это предположение ранее уже было

доказано в области гипнотических явлений, и исходя из него Фрейд предполагает

технику толкования сновидений, сущность которой состоит в том, что у

видевшего сон спрашивают, откуда появилось это сновидение, а объяснением

будет считаться первое его высказывание. Это так называемый метод свободных

ассоциаций, основной метод психоанализа. Суть этого метода состоит в подборе

к элементам сновидения замещающих представлений, по которым можно узнать

скрытое.

Структура сновидения является следующей:

1) недоступное сознанию видевшего сон, или бессознательное (скрытое,

латентное содержание сновидения);

2) элементы сновидения и полученные благодаря им замещающие представления,

или сознательное (явная форма).

К рассмотрению проблемы толкования сновидений Фрейд подходит со стороны

детских, или инфантильных, сновидений. В связи с этим выделяются их

некоторые характерные черты, которые впоследствии оказываются верными и для

большинства других сновидений. Такими основными признаками с одной строны

есть то, что сновидение “побуждается деланием, исполнение которого становится

смыслом сновидения”, а с другой стороны -- то, что “сновидение не просто

выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения

желания”. Сновидения подобны ошибочным действиям: нарушенной тенденцией

является желание спать, нарушающей -- неисполненное желание. Общей функцией

сновидения становится устранение раздражений, мешающих полноценному сну,

путём галлюцинаторного удовлетворения потребностей, возникающих у спящего.

Существует ряд механизмов для преобразования, маскировки скрытого содержания

сновидения, превращения его в явное. Искажение сновидения возникает в первую

очередь благодаря цензуре, которая препятствует проникновению в сознание

неприемлемых для него элементов бессознательного и действует посредством

пропуска, модификации или перегруппировки (сгущения) материала. Цензура

осуществляется признанными тенденциями Я против неприличных побуждений,

шевелящихся у него ночью во время сна. Вторым фактором, влияющим на

сновидение, является символика сновидений. Именно такой характер отношений

устанавливается во сне между образом явного сновидения и его скрытым

значением.

Третья, основная часть “Лекций... ” посвящена общей теории неврозов, причинам

их возникновения и способам лечения. Основным методом лечения нервнобольных

есть психоанализ, который немного отличается от методов лечения

душевнобольных психиатрами. Психоаналитики приделяет большое внимание форме

проявления и содержанию отдельного симптома. Подобно сновидениям и ошибочным

действиям, каждый симптом осмыслен и находится в интимном отношении к

переживаниям больного. В связи с этими переживаниями и кроется смысл

симптома, и восстановления связи можно ожидать тем скорее, чем индивидуальнее

выражен симптом. Однако часто встречаются симптомы другого рода, так

называемые “типичные” симптомы болезни, которые выступают примерно

одинаковыми во всех случаях. При таких симптомах отсутствуют индивидуальные

различия, и поэтому симптом трудно отнести к отдельным пережитым ситуациям.

Хотя Фрейд всё-таки отрицает наличие фундаментальных различий между обеими

видами симптомов, он считает типичные симптомы одной из наибольших

трудностей, возникающих при историческом толковании симптомов.

Общей чертой всех неврозов является фиксация на определённом отрезке своего

прошлого; больной не может от него освободиться, поэтому настоящее и будущее

кажутся ему чуждыми. Так, Фрейд определяет новый вид неврозов --

травматические неврозы, в основе которых лежит фиксация на моменте травмы.

Смысл невротических симптомов должен содержаться в определённых

бессознательных процессах; однако, для возникновения симптомов необходимо

также, “чтобы смысл был бессознательным”. Симптомы исчезают, как только

соответствующие бессознательные процессы становятся сознательными -- таково

фундаментальное положение психоаналитической терапии. Важная роль в

возникновении неврозов принадлежит пробелам в воспоминаниях -- амнезии.

Задача психоаналитического лечения состоит именно в её устранении.

Фрейд предлагает такую систему душевного аппарата человека. Бессознательное

представляет собой своего рода переднюю, в которой существуют душевные

движения. За ним находится другая комната, где обитает сознание; но на

пороге между этими двумя комнатами стоит “цензура” -- страж, проверяющий

каждое душевное движение и определяющий подходящие ему. Отвергнутые этим

стражем движения называются вытесненными, и они не способны проникнуть в

сознание. Остальные же становятся сознательными не сразу, а только после

того, как им удастся привлечь внимание сознания. Поэтому эту вторую комнату

Фрейд именует предсознательным. Отвергнутые бессознательные движения не

пропускаются в предсознательное, а страж есть сопротивлением, оказываемым

болным в процессе аналитического лечения. Такая структура психики “позволяет

понять возникновение невротических симптомов”.

Фрейд высказывает предположение о том, что симптомы являются заместителями

недостающего удовлетворения сексуальных желаний. Вообще, следует отметить

достаточно своеобразный взгляд Фрейда на развитие сексуальности. Сексуальным

есть всё то, “что складывается из учёта противоположности полов, получения

наслаждения, продолжения рода и характера скрываемого неприличного”. Однако

невротические симптомы могут быть замещением сексуального удовлетворения лишь

в тех случаях, когда в последнее понятие включаются так называемые

“извращённые сексуальные потребности”, что доказывается путём проведения

многочисленных параллелей между различными видами извращений и неврозами.

Определяя отношение между нормальной и извращённой сексуальностью, Фрейд

говорит: “если верно то, что реальное затруднение или лишение нормального

сексуального удовлетворения может вызвать у некоторых лиц извращённые

наклонности, которые в других условиях не появились бы, то у этих лиц следует

предположить нечто такое, что идёт навстречу извращениям; они имеются у них в

латентной форме”, то есть эти извращения имеются у таких лиц в латентной

форме. Именно здесь Фрейд подходит к изучению сексуальной жизни ребёнка.

Дети, как и взрослые, имеют свою сексуальную жизнь, которая начинается у них

с первых дней жизни. Именно у детей можно найти различные сексуальные

извращения, которые поэтому следует считать возросшей, расщепленной на

отдельные побуждения инфантильной сексуальностью. Выделяются определённые

стадии развития сексуальной функции, которые не имеют отношения к значительно

более поздно развивающейся половой функции. Если первая связана со

стремлением к своего рода удовольствиям, то последняя -- со способностью

продолжения рода.

В связи с объяснением

сексуальной жизни ребёнка Фрейд вводит ещё одно ключевое понятие своей теории

-- “либидо”, сексуальная энергия, направляемая на объект сексуального

стремления, аналогичная голоду, сила, в которой выражается сексуальное

влечение. Основными фазами развития либидо являются стадии детской

сексуальности; при этом первые две стадии объединяются в предгенитальную

фазу. Функция либидо проделывает длительное развитие, прежде чем станет

служить продолжению рода нормальным, неизвращённым способом.

Таким образом, сексуальная жизнь не появляется как нечто готовое, а проходит

ряд непохожих друг на друга фаз и является неоднократно повторяющимся

развитием. В развитии функции либидо может проявляться два вида опасности:

задержка и регрессия. Развитие энергии либидо не всегда происходит в

указанном выше порядке; иногда имеет место фиксация либидо на определённом

уровне развития. В случае подавления возникает регресс, и либидо

возвращается к местам фиксации, что и играет решающую роль для формы невроза.

Регрессия бывает двух видов: возврат к первым захваченным либидо объектам и

возврат общей сексуальной организации на более раннюю ступень. Важнейшим

условием возникновения невроза есть отнимание возможности удовлетворения

либидо, “вынужденный отказ”. При этом такой отказ “должен затронуть тот

способ удовлетворения, которого только и требует даное лицо, на который оно

только и способно”, то есть отказ не является “всесторонним и абсолютным”.

Среди процессов, защищающих от заболевания из-за лишения, выделяются

вытеснение, регрессия и сублимация; последней отводится особое место. При

сублимации сексуальное стремление отказывается от цели частного удовольствия

и направляется к связанной с ней социальной цели. Запретная сексуальная

энергия разряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и для

общества. Однако сублимация способна защитить лишь небольшую часть либидо,

и, помимо этого, к ней способны немногие люди. Что же касается остальных

защитных механизмов, то под вытеснением Фрейд понимает активное, но не

осознаваемое самим индивидом, устранение из сознания чувств, мыслей и

стремление к действию; регрессия же трактуется как соскальзывание на более

примитивный уровень развития и мышления.

Фрейд выделяет ряд факторов этиологии неврозов:

1) вынужденный отказ;

2) фиксация либидо, теснящая его в определённом направлении;

3) склонность к конфликтам в результате развития Я, отвергающая такие

проявления либидо.

Развитие Я и развитие либидо идут по похожему пути, и обое представляют

“унаследованные, сокращённые повторения развития человечества... в течение

длительного периода времени, начиная от первобытных времён”. Главная цель

работы нашего душевного аппарата состоит в получении удовольствия и

регулируется принципом удовольствия. Во время воспитания “Я узнаёт, что

неизбежно придётся отказаться от непосредственного удовлетворения, отложить

получение удовольствия, пережить немного неудовольствия, а от определённых

источников наслаждения вообще отказаться. Воспитанное таким образом Я стало

“разумным”, оно не позволяет больше принципу удовольствия владеть собой, а

следует принцип реальности, который, в сущности, тоже хочет получить

удовольствие, хотя отсроченное и уменьшенное, но зато надёжное благодаря

учёту реальности”. Такой переход является одним из важнейших успехов в

развитии Я. Для объяснения причины невроза Фрейд предлагает следующую схему:

Причина невроза = Предрасположение благодаря + Случайное переживание

фиксации либидо взрослого

 

Сексуальная конституция (доисторическое переживание) Инфантильное переживание

Фрейд подчёркивает положение о том, что “в мире неврозов решающей является

психическая реальность”, которой есть фантазии. Либидо возвращается к

фантазиям, чтобы найти в них открытый путь ко всем вытесненным фиксациям.

Такое явление называется интроверсией -- “отказ либидо от возможностей

реального удовлетворения и дополнительное заполнение им безобидных до того

фантазий”; они являются переходной стадией на пути к образованию симптомов.

Обратным путём от фантазии к реальности Фрейд считает искусство. Каждый

художник интровертирован, он переносит свой интерес, либидо на желанные

образы фантазии; однако их личности обладают сильной способностью к

сублимации, они умеют обработать свои грёзы таким образом, чтобы предоставить

для наслаждения других. Поэтому он достигает “благодаря своей фантазии то,

что сначала имел только в фантазии”.

Многие нервнобольные жалуются на страх, считая его самым большим страданием.

Существует два противоположных вида страха -- реальный и невротический.

Реальный страх является “чем-то вполне рациональным и понятным”, он есть

реакцией Я на восприятие внешней опасности, связан с рефлексом бегства и

рассматривается как выражение инстинкта самосохранения. Сам по себе страх и

его развитие не являются целесообразными; таковой есть лишь готовность

страха. Согласно Фрейду, при аффекте страха повторяется впечатление акта

рождения; первое состояние страха возникает в момент отделения от матери.

Это впечатление входит в организм настолько сильно, что ни один отдельный

индивид не может избежать аффекта страха.

Невротический страх имеет несколько форм выражения. Это, во-первых, так

называемый “невроз страха” -- необычная степень свободного страха ожидания,

которая может выбрать любой объект; далее -- “фобии”, более прочно связанные

с определёнными объектами или ситуациями. Страхи такого вида подразделяются

на три группы: общечеловеческие, вызывающие ужас у нормальных людей;

ситуативные, имеющие отношение ко второстепенной опасности; и фобии, не

имеющие отношения к реальной опасности, самая непонятная из всех форм страха.

Невротический страх находится в тесной зависимости от определённых процессов

в сексуальной жизни человека (например, использование либидо, сексуальное

воздеожание). Страх возникает, когда либидо пропадает, отвлекается от

нормального применения, и это происходит на почве соматических процессов.

При невротическом страхе имеет место бегство Я от требований своего либидо;

эта внутренняя опасность понимается больным как внешняя. При фобиях

неиспользованное либидо превращается в кажущийся реальным страх, и малейшая

внешняя опасность замещает требования либидо. Однако для возникновения

страха недостаточно одного неиспользованного либидо в форме тоски, оно должно

относиться к вытесненному психическому импульсу. Таким образом, сексуальные

влечения связаны с аффективным состоянием страха гораздо сильнее, чем

инстинкты самосохранения Я.

Целый ряд душевных состояний объясняется Фрейдом при помощи теории либидо. В

соответствии с ней сон, например, есть состоянием, в котором либидозные и

эгоистические привязанности к объектам возвращаются в Я. Подобная ситуация

создаётся в состоянии органического заболевания, болезненного раздражения,

влюблённости и т.п.

Одним из наиболее существенных, изменивших многие положения психоанализа,

новшеств является новая трактовка структуры человеческой личности. Если

раньше психоанализ исходил из трёх уровней организации психической жизни

(бессознательное, предсознательное, сознательное), то теперь эта структура

выступила в виде другой модели, компонентами которой есть психические

инстанции. “Сверх-Я, Я и Оно -- вот три царства, сферы, области, на которые

мы разложим психический аппарат личности...”. Под Оно понимается наиболее

примитивная часть человеческой личности, охватывающая всё прирождённое,

генетически первичное, подчинённое принципу удовольствия и ничего не знающее

о реальности или об обществе. Эта инстанция не признаёт никаких конфликтов и

противоречий, она есть иррациональной и аморальной. Её требованиям вынуждена

подчиняться другая инстанция -- Я, которая также следует принципу реальности

и разрабатывает механизми, позволяющие адаптироваться к требованиям среды. Я

-- это посредник между стимулами, идущими из этой среды и глубин организма, -

- с одной стороны, и ответными двигательными реакциями -- с другой. К

функциям Я относятся самосохранение организма, запечатления опыта внешних

воздейсвий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями

инстинктов и согласование требований со стороны реальности, бессознательного

и Сверх-Я. Третья инстанция -- Сверх-Я -- служит источником моральных и

религиозных чувств, своего рода “цензурой”. В отличие от Оно, вырастающего

из наследственного опыта, и Я, продукта индивидуального наследия, Сверх-Я

есть продуктом влияний, исходящих от других людей. Сверх-Я возникает в

раннем детстве, благодаря механизму идентификации с отцом, служащим моделью

для ребёнка, и практически не изменяется в последующие годы. Если Я

принимает решения или совершает действия в пользу Оно, но противоречащие

Сверх-Я, то оно испытывает наказания в виде угрызений совести, чувства вины.

В связи с новым разделением психической личности Фрейд принимает новую

ориентацию в проблеме страха. Три основных вида страха (реальный,

невротический и страх совести) “согласуются с тремя зависимостями Я -- от

внешнего мира, от Оно и от Сверх-Я”. В связи с этим задача

психоаналитической процедуры сводится к освобождению Я от различных форм

давления на него и увеличению его силы. Функцией страха является сигнал,

указывющий на ситуацию опасности, а единственным местом страха есть

исключительно Я.

Ещё одним существенным нововведением Фрейда в “Продолжении лекций...” стало

присоединение к прежнему сведению всех влечений к сексуальному (либидо)

особого инстинкта -- “инстинкта смерти”. Существует “два различных по сути

вида влечений: сексуальные влечения, понимаемые в широком смысле, Эрос, и

агрессивные влечения, цель которых -- разрушение”. Последние осложняют

совместную жизнь людей и угрожают её продолжению. Обосновывая своё

предположение, Фрейд пишет: “Если правда, что в незапамятные времена однажды

из неживой материи родилась жизнь, то тогда возникло влечение, которое

стремится вновь уничтожить жизнь и восстановить неорганическое состояние”.

Такое влечение к саморазрушению Фрейд именует влечением к смерти.

Сексуальные, эротические влечения стремятся привести всё ещё живую субстанцию

в общее единство, а влечения к смерти противостоят этому влечению и приводят

всё живое к неорганическому состоянию. Существование индивида -- это

компромисс между этими главными видами влечений, смесь которых составляет все

остальные инстинктивные побуждения. “Из взаимодействия и борьбы и возникают

явления жизни, которым смерть кладёт конец”. Агрессивные влечения являются

даже более сильными, чем эротические; именно из их существования Фрейд делает

выводы о неотвратимости войн и общественного насилия. Однако, они никогда не

могут существовать отдельно от сексуальных, которые “в условиях созданной

человеком культуры могут многое смягчить и предотвратить”.

В заключение следует отметить, что последняя часть “Лекций...” трактуется как

развёрнутый вариант концепции Фрейда, как Рубикон, перейдя который Фрейд

превратился из врача в социолого и философа, основателя мировоззрения,

получившего огромное влияние на Западе. Хотя с многими положениями этой

концепции сложно согласиться.

 

 

Билет №6.

1. Труд Фрейда Массовая психология и анализ человеческого я».

 

Данный научный труд объясняет поведение индивида в массе, в толпе, а так же поведение самой толпы как целого. В самом начале, анализируя учения Лебона, Фрейд заявляет, что в массе «стираются индивидуальные достижения отдельных людей», личные бессознательные влечения отходят на второй план, проявляется одинаковый у всех психологический фундамент. В массе абсолютно исчезает чувство ответственности, обычно сдерживающее одного конкретного человека, поскольку в массе индивид чувствует себя сильнее, а так же он видит пример своих соседей, мощнее же себя человек чувствует только когда делает действия, которые делает вся масса.

Фрейд выделил несколько основных идей о массе и человеке в ней. Во-первых, масса не знает ни сомнений, ни неуверенности, так как она мысль в массе строится на образах и ассоциациях, чувства просты и гиперболичны. Масса крайне легковерна и легко подается влиянию. Из этого вытекает следующая идея. Во-вторых, масса - «это послушное стадо», заявляет Фрейд. Масса не в силах существовать без вождя, и как нестранно, толпа готова подчиниться каждому, кто назовет себя ее вождем. Фрейд отметил интересное явление: теряя полководца, массу одолевает психоз, порванная связь с вождем толпы, содействует разрыванию взаимных связей внутри самой толпы. Если же до потери внутригрупповых связей масса представляла собой единое целое, в панике же каждый член группы заботится только о себе, снова появляются личностные качества у каждого.

Фрейд выделяет несколько типов масс:

1. Текучие и высшей степени постоянные.

2. Гомогенные, состоящие из однородных индивидов, и не гомогенные.

3. Естественные и искусственные.

Последний тип (искусственный) Фрейд рассмотрел на примере армии и церкви. Ученый отмечает, что в этих массах огромную роль играют либидозные связи с вождем (церковь - Христос, войско - полководец), а так же и с другими членами массы. Разложение же подобной массы наступает, когда каждый индивид испытывает панику (обычно связана с потерей вождя), тогда каждый начинает заботиться только о себе.

Зигмунд Фрейд в основу всего ставит либидо - сексуальное желание или половой инстинкт. «Либидо направляется на удовлетворение важных жизненных потребностей и выбирает причастных к этому лиц в качестве своих первых объектов. И как у индивида, так и в развитии всего человечества только любовь оказала свое воздействие как культурный фактор в процессе перехода от эгоизма к альтруизму». Другим фактором для образования массы является идентификация, сопоставимая с Эдиповым комплексом, когда мальчик хочет быть таким же, как отец, следовательно, мать становится объектом «опорного типа». Затем появляется желание заменить отца. Другое развитие событий - появление желания обладать объектом идентификации. Идентификация - первоначальная форма эмоциональных связей, которая может возникнуть при нахождении общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов, то есть лидер группы, толпы.

2. Теория человеческой деструктивности по Фромму.

3. 2. Деструктивность – идея человеческой деструктивности выдвигалась и развивалась рядом теоретиков психоанализа, среди коих – Шпильрейн, З. Фрейд, Э. Фромм (=> влечение к смерти; танатос; морги-до; некрофилия). Согласно Фрейду, инстинкт (влечение) деструктивности (агрессии, ненависти, уничтожения, разрушения, смерти, убийства, танатос) трактуется как одно из двух основных влечений, противостоящих конструктивному (жизнеутверждающему) Эросу (инстинкту жизни, любви и созидания). Элемент деструктивности работает в каждом существе и стремится привести его к распаду, вернуть жизнь в состояние неживой материи. Он заслуживает названия инстинкта смерти. Последний становится инстинктом деструктивности, когда направлен вовне: существо сохраняет собственную жизнь, разрушая чужую. Но часть инстинкта смерти остается деятельной внутри самого существа, направляется внутрь, и может проявляться нормально или патологически. Согласно Фромму, коим учение о деструктивности разработано особенно подробно (Анатомия чел деструктивности", 1973), основой самой злокачественной деструктивности и бесчеловечности, и вместе самым тяжелым патологическим состоянием является синдром распада. Работа Фромма посвящена проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Агрессия "доброкачественная"- спасение жизни, если есть угроза, "злокачественная!-деструктивность и жестокость. Деструк присуща только чел. Фромм-критика агрессивности в инстинктивизме(постоянный фактор псих жизни) и бихевиоризме(исключ из анализа целост личность). Фромм опровергает о присущих чел от рождения деструк наклон, агрессивность не действ постоянно, возник ситуативно. Агрессивность в общ тем выше, чем выше степень разделения труда. Самые агрессивные соц сист- присуще деление на классы. 4-3в до нэ- революция городов, чел стал эксплуататором и разрушителем. Городская цивил- источник жажды власти(садизма) и страсти к разрущ жизни(некрофил). Деструк и жестокость- не явл сущностям чертами чел. Защитная агрессивность у людей чаще, чем у животных-псевдоагрессия и оборонит агрессия. Чел влияет не только на существ, но и на возможную угрозу. "клинич случай некрофил"-Гитлер, клинич случай не-сексуального садизма"-Сталин. А.Ч.Д., выступив одним из прецедентов многомерного психоаналитического подхода к анализу социальной проблематики, содействовала дальнейшей отработке методологии социологического психологизма.

4.

Билет №7.

1. Индивидуальная психология А. Адлера: общая характеристика.

Направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная адлером в 20ых годах 20ого века. Основывался на психоанализе Фрейда, отрицая некоторые его идеи. В отличие от психоанализа считала основой характера врожденное "социальное чувство", нуждающееся в воспитании; у невротиков и асоциальных элементов (наркоманы и т. п.) это чувство отсутствует и заменяется стремлением к неосознанным фиктивным целям, выявление которых - задача психотерапии. И. п. явилась крупным шагом вперед в понимании человека, неповторимости его уникального жизненного пути. И. п. включает в себя такие понятия, как: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним потребность в социальной кооперации. Жизненная цель каждого индивидуума складывается из его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Многие жизненные цели сформировались еще в раннем детстве и остаются до поры до времени неосознанными. Сам Адлер считал, что на его выбор профессии врача повлияли частые болезни в детстве и связанный с ними страх смерти. Жизненные цели служат индивидууму для защиты против чувства беспомощности, средством соединения совершенного и могущественного будущего с тревожным и неопределенным настоящим.Стиль жизни — это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.Опираясь на теорию эволюции Дарвина, Адлер полагал, что способность и потребность кооперироваться являются одной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только кооперация людей, согласованность их поведения предоставляют им шанс преодоления действительной неполноценности или ощущения ее. Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.

 

2. Конформизм.

3. 2 Конформизм- изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.К. означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.). В современном буржуазном обществе К. по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологического воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций. Свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, называется «конфо́рмность». 2 вида конформизма- внутренний, связанный с реальным пересмотром чел своих позиций, взглядов. внешний, связанный с избеганием того, чтобы на внешнем, поведенческом уровне противопоставлять себя обществу. Фромм уделил большое внимание тому, что он назвал автоматизирующей ролью конформизма. Конформизм, по его мнению, является широко распространённой в современном обществе защитной формой поведения — человек, использующий конформизм, перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Фромм считает, что это позволяет человеку не испытывать чувства одиночества и тревожности, однако ему приходится расплачиваться за это потерей своего «Я». Проявление конформизма обуславливается множеством факторов. Часть из них были исследованы экспериментально, например, Соломоном Ашем (америк.психолог XX в). Выделяются следующие факторы:

4. • индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении и так далее).

5. • микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее).

6. • ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и так далее).

7. • половозрастные характеристики индивида.

Билет № 8.

1. Причины человеческой деструктивности по Фромму.

Анатомия чел деструктиности- 1973 год. Доброкачественная и злокачественная агрессия.

Злокачественная агрессия, причины возникновения. проявляется как человеческая страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать. Это и есть деструктивность. Ее природа социальна. Истоки деструктивности в пороках культуры и образа жизни человека. Ни у животных, ни у далеких предков человека (первобытных охотников и собирателей плодов) деструктивность не выявлена. В отличие от животных человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей.

К формам злокачественной агрессии (деструктивности) в рассматриваемой теории отнесены садизм и некрофилия. Традиционно было принято считать эти феномены психическими аномалиями. Э. Фромм показал, что их детерминанты коренятся не в биологической природе, а в характере человека.Сущностью садизма является жажда власти, абсолютной и неограниченной над живым существом. Заставить кого-либо испытать боль или унижение, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, - это проявление абсолютного господства. Садизм есть превращение немощи в иллюзию всемогущества. До Фромма садизм и мазохизм было принято рассматривать как феномены сексуальных аномалий. Ученый приходит к выводу, что садизм (и мазохизм) как сексуальные извращения представляют собой только малую долю той огромной сферы, где эти явления никак не связаны с сексом. Несексуальное садистское поведение проявляется в том, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо (человека или животное) и доставить ему физические страдания вплоть до лишения его жизни.Существуют не только садистские личности, но и садистские цивилизации, практикующие системное насилие и активно плодящие преступников. Садистские эксцессы чаще встречаются в социальных слоях, представители которых имеют мало истинных радостей жизни. В первую очередь они характерны для угнетенных общественных групп, жаждущих мести и перераспределения власти. Не найдя возможностей для развития высших способностей, они с готовностью отдаются во власть деструктивных аффектов, выказывают предрасположенность к преступлениям. Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия.Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жажду разрушения ради разрушения, страстное желание превращать живое в неживое, насильственно прерывая живые связи. Отличительная особенность некрофильского характера - убежденность в том, что насилие - самый подходящий случай для разрешения абсолютного большинства проблем и конфликтов. Развитию некрофилии способствует господство в обществе принципа вещизма: "Вещи господствуют над человеком; "иметь" господствует над "быть", обладание над бытием, мертвое - над живым". Понятию характера и экзистенциальных потребностей в концепции деструктивности отводится одно из главных мест. С их помощью психоаналитик доказывает социальную сущность садизма и некрофилии. По Фромму деструктивность - результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека.На основе экзистенциальных потребностей возникают страсти и характер человека как совокупность этих страстей. Различные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Помимо родителей, существуют и иные проводники и механизмы социализации: воспитатели, сверстники и взрослые наставники, образцы для подражания, непосредственный опыт.

Определенные условия формирования человека и его бытия могут оказаться причиной того, что в его личности начинают доминировать такие страсти, как садизм или некрофилия.Комплекс деструктивных страстей (садомазохизма, жадности, зависти, нарциссизма) Э. Фромм называет синдромом ненависти к жизни. По мнению Э. Фромма, рыночная экономика, где все сущее превращается в предмет купли-продажи, продуцирует деструктивный континуум: нормальный накопительский характер - садистский характер - некрофильский характер.

2. Понятие социальной роли

Роль (в социальной психологии)— социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид.модель поведения чел, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

 

Билет №9.

1. Проблемы психологии современной семьи.

Причиной пробл явл конфликт. Конфликт порожд не 1ой, а комплекс причин, из кот весьма условно можно выдел основную. По основ причине, те по ведущ мотиву, можно выдел след групп семейн конфликт: Стремлен одного или обоих супругов реализмов в браке личные потребности(эгоизм); Сильно развитые материальные потреб у одного или обоих; неудовлет потребности в самоутверждении; наличие у обоих завыш самооценки; несовпадение представ супруг о роли мужа, жены, отца, матери, главы семьи; неумение общаться друг с другом, с родственниками, друзьями, коллегами по работе; неумение супругов разобраться в причинах, вызыв нежелат повед одного из них=>взаимное непонимание;нежеление одного из них учавств в ведении хоз-ва; нежелание при участие в воспитании детей или несовпадение взгляд на методы воспитания; разница в типах темперамента и неумение учитывать тип темперамента другого.

Самое серьезное- нарушение духовн-нравств связи-главного в супружестве.=>претерп знач изменения психолог установки супругов на сохр брака. жизненные планы распад, домашнее хоз-разобщенность: муж и жена начин обслуж каждый сам себя, самостоят в финансировании. Частая причина конфликтов-дети, серьезное испытание. Супруг приходит изменить свой стиль жизни, привычки, созданный уклад жизни. новые роли-матери и отца. подобная перестройка не всегда проходит гладко. Нарушение супругами этики внутрисем отнош: отсут взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, псих поддержки и защит. из-за неоднознач поним супруг сам ролей, завш тербований суп друг к др. Семейное счастье зависит от обоих суп, сем счастье- постоянный творч труд, ежеднев деятельность. Дети-новое кач-во супруг отнош. Воспет детей-самовоспит родит. соответствие идеалу отца и матери. Норм воспит отнош склад при взаимной удовлетвор суп, их соответ друг другу во всех видах внутрисем отнош. Только один способ разрешения сем проблем, конфликт сит, избавлен от обид- это общение суп, умение разговаривать и слышать друг друга.(не только ЧТО говорить, но и КАК это говорить, тк 7%инф-через слова, остальное-через мимику, жесты). Еще-неумение выражать и проявлять чувства и переживания. Если не устраивают привычки суп- надо чтобы и другой понял и осознал, что нужна перемена. Скандалы, ультиматумы, брань, даже физич насилие не побужд к лучшему поведению, не помогают, а только мешают виновному исправить свои ошибки или избавиться от недостатков. Повысить культуру быта, культуру отношений – это значит и повысить требоват суп к самому себе.Можно сказать, что умение решать семейные конфликты – это прежде всего умение сделать шаг навстречу другому, способность изменить свои взгляды, позиции.

Как избеж конфликт связ с детьми? Путь только один: перестроить свои отношения так, чтобы на первое место вышли задачи, связанные с воспитанием ребёнка, уходом за ним. Тогда малыш станет настоящим центром супружеских отношений, а не помехой. Преодоление трудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием, поднимает супругов на качественно новый уровень их духовного развития, совершенствует их внутренний мир. В преодолении трудностей и своих слабостей люди становятся лучше, а это обогащает их.

2. Типы личности в психологии Юнга

Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию:

 

 

Таблица 1 Психологические типы К. Г. Юнга

 

  Рациональные Иррациональные
Экстраверты Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип
Интроверты Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип

Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

 

Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

 

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:

 

к общению с людьми,

вниманию со стороны окружающих,

участию в публичных выступлениях,

участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

 

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.

 

C чем же связано существование таких разных типов личности? Мы с вами знаем, что человек устроен гораздо сложнее его анатомического устройства. И частью этого сложного механизма является энергетический аспект. Наверное, все процессы, происходящие в человеке, связаны с затратами энергии, и поэтому способ пополнения энергии является важным элементом жизни и поведения каждого человека. Обычно человек получает энергию в эфирное тело, через дыхание, питание и сон. Во время сна биополе человека восстанавливается, так как «траты» эфирной энергии на другие тонкие тела сводятся к минимуму (физическое тело во время сна почти не совершает движений, ментальное тело понемногу допроживает те мысли и идеи, которые человек думал в течении дня, да и потребления астрального тела минимальны), а выработанный и сохраненный во время сна энергопотенциал дает возможность человеку плодотворно жить и трудиться следующий день. Поэтому после сна мы и чувствуем себя отдохнувшими, наполненными силой и энергией. Но не со всеми людьми это наполнение происходит в равной мере. Оказывается, экстравертам энергии, которую они получили во время сна, не хватает. И им для полноценной жизни приходится искать энергетическую подпитку в окружающем мире (обществе). Что они успешно и делают, получая в том или ином виде энергию от других людей. Собственно, именно этот факт и неосознанно заставляет экстравертов искать общество других людей, привлекать внимание, быть на публике, в центре внимания.

 

 

Интроверты же прекрасно пополняют свой энергетический запас во время сна и затем целый день живут в основном за счет этой энергии. Это позволяет им заниматься своими делами или творчеством в одиночестве. У них нет жгучей или острой потребности в общении с другими, им комфортно и наедине с собой.

Билет №10.

1. Гумманистическая психология: цели и основные положения.

Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители

А. Маслоу

К. Роджерс

В. Франкл

Ш. Бюлер

Ф. Бэррон

Р. Мэй

С. Джурард

Предмет изучения

 

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных