Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение сформированности учебной задачи




Учебная задача — те изменения, которые должны наступить в субъекте учебной деятельности, те знания и способы действий, которые он должен присвоить. Учебная задача предлагается учащимся: как определенное учебное задание; как определенная учебная ситуация.

Уметь выделить учебную задачу - это значит ясно представить себе, какими навыками и знаниями необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь новое задание.

Например, школьник читает в учебнике: «Спишите упражнение. Расставьте знаки препинания». Это конкретное задание. А учебная задача заключается в том, чтобы ученик научился отличать сложноподчиненные предложения от сложносочиненных.

Таким образом, учебная задача отличается от конкретной, но она подразумевается в каждом упражнении при выполнении определенного ряда заданий. Учащийся должен выделять учебную задачу самостоятельно. Если он не видит учебной задачи за разнородными, не похожими друг на друга заданиями, то его учебная деятельность легко нарушается. Происходящее в классе он не понимает в должной мере, ему становится трудно учиться. Если на такого ученика своевременно не обратить внимания, то постепенно у него закрепляется стремление выполнить только конкретное задание, игнорируя учебную задачу, стоящую за ним. Ведь задание можно выполнить не только тем способом, который предлагает педагог. Однако через некоторое время учащиеся, овладевшие правильными приемами работы, начинают опережать этого ученика. И он просто перестает понимать, что делается на уроке, переживает неудачи в учении. Школьник теряет веру в себя и может прийти к выводу, что все равно ничего не умеет, поэтому не пытается что-либо понять и усвоить на уроке. Развивается так называемая интеллектуальная пассивность.

У старшеклассников неумение выделять учебную задачу проявляется обычно не по всем предметам и не на всех уроках, а при прохождении отдельных тем и разделов, да к тому же на одних уроках чаще, на других реже. Неудачи, вызванные неумением выделять учебную задачу, чередуются с успешными ответами и хорошо выполненными контрольными. Поэтому такие неудачи могут не привлекать к себе внимания учителей и родителей, с одной стороны, и самих школьников - с другой. Взрослые склонны объяснять плохие ответы тем, что школьник недостаточно занимается, и не принимают во внимание неубедительные, по их мнению, объяснения ребят о том, что, мол, как ни старался дома, ничего не вышло. А сами ученики, столкнувшись, раз-другой с тем, что их попытка что-то объяснить учителю или родителям воспринимается как грубая ложь, перестают обращаться к взрослым. Неожиданные неудачи они просто считают случайностями и перестают задумываться над их причинами. Во всяком случае, до тех пор, пока этих случайностей не становится слишком много и они не начинают напоминать закономерность.

Нужно помнить, что неумение выделять учебную задачу относится к числу скрытых трудностей в учении. Не бывает такого, чтобы в ответ на вопрос о трудностях школьник сказал: «Я не умею выделять учебную задачу!» Если уж он осознал, что упускает или неверно ставит учебную задачу, то дальше справится с этой трудностью самостоятельно. Поэтому, в случае сколько-нибудь систематических трудностей в учении, взрослые не должны ограничивать свою помощь школьнику только ответами на его вопросы. Обязательно надо проверить, нет ли здесь неумения, выделять учебную задачу.

Для изучения осознания учащимися учебных задач я использовала беседу по поводу их занятий. При проведении беседы ученикам я задавала им вопросы, касающиеся отдельного задания [Приложение 2].

Ответы на вопросы, связанные с умением выделять учебную задачу, у 2-х учеников практически совпали. Суть ответа была одинакова, отличие было только в формулировке ответа. А это значит, что ученики умеют выделять учебную задачу, ясно представляют себе, какими навыками и знаниями необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь новое задание. Это и сказывается на результатах овладения новыми знаниями по физике.

3. Изучение сформированности учебных действий

Учебные действия — изменения учебного материала, необходимые для его освоения: 1) действия уяснения содержания учебного материала;

2) действия отработки учебного материала.

Конкретное содержание учебных действий зависит от характера изучаемой предметной области и обеспечивается методикой преподавании соответствующей учебной дисциплины. Для изучения учебных действий необходимо попросить учеников рассказать, как они выполняли или будут выполнять то или иное задание (решение задачи, заучивания стихотворения, подготовка пересказа §, выполнение упражнения и т.д.). Для этого можно предложить школьникам какое-нибудь конкретное задание (упражнение), уже выполненное и записанное в тетради или любое задание из учебника. На характер выполнения учебных действий влияют индивидуально-психологические особенности учащихся: особенности внимания, мышления, памяти, мотивация, содержание образа Я и т.д. Поэтому целесообразно соотнести характер выполнения учебных действий с этими особенностями и выделить проблемные и сильные стороны данного ученика.

 

 

4. Изучение сформированности действий контроля

Действия контроля - сравнение осуществляемых учебных действий с их образцами. Контроль со стороны педагога должен переходить в самоконтроль за правильностью и полнотой выполнения операций, контроль результата. Переход действий контроля со стороны учителя в действия самоконтроля подготавливается вопросами педагога, фиксацией наиболее важного, основного. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый.

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня знаний учащегося и их достаточности для выполнения конкретного учебного задания.

Например, школьник читает задание к упражнению, просматривает это упражнение и выясняет, что для его выполнения ему необходимо вспомнить определенное правило.

Текущий контроль выполняет следующие функции:

а) соотнесение выполняемого учебного действия с учебной задачей;

б) правильность выполнения учебного действия;

в) оценка степени сформированности учебного действия (автоматизированность, быстрота выполнения и др.).

Итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы. Учащийся должен уметь определять, чему и насколько хорошо он научился, выполняя конкретное учебное задание, какие ошибки он допустил, как их нужно исправлять.

Для изучения действий контроля необходимо пронаблюдать процесс выполнения школьниками конкретных учебных заданий, как на уроке, так и по предложению исследователя.

Форма протокола наблюдения

Время Действия и движения ученика Эмоциональные реакции Речевые высказывания
       

К протоколу прилагаются выполненные учениками учебные задания в письменной форме. По окончании выполнения учебного задания с учащимися я провела беседуследующего содержания [Приложение 3]:

«Как ты думаешь, правильно ли ты выполнил задание?»

«Как ты узнал, как нужно его выполнять?»

«Как ты проверил (проверишь) правильность выполнения этого задания?»

«Как ты обычно определяешь, что ты уже выполнил задание?»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных