Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моторная теория внимания Н.Н. Ланге 1 страница




БИЛЕТ 1

Общая характеристика познавательных процессов - Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

 

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает.

Человек рождается с достаточно развитыми, задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не. только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Tax, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязейЗамечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире. Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.

Каждый из познавательных процессов имеет собственные характеристики и организацию, вносит свой вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом. Ощущение

Есть различные виды ощущений: осязательные (кожные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, мышечные и ощущения равновесия. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитной энергии на глаз человека.

Слуховые ощущения возникают, когда на внутреннее ухо воздействуют колебания давления воздуха.

Осязательные ощущения связаны с различного рода воздействиями на специализированные кожные воспринимающие аппараты - рецепторы. Таких рецепторов в коже человека много и поэтому кожные ощущения очень разнообразны.

Это ощущения от прикосновения, давления, тепла, холода, боли.

Восприятие

Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью.

Мышление

Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.

В философии изучается соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью него.

Память

Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей а основе развития и обучения. Воображение

Психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

  ВОПРОС№2 Раскройте сущность понятия «ощущение». Назовите и кратко охарактеризуйте свойства и виды ощущений. Охарактеризуйте физиологические основы ощущений. Опишите строение анализатора. Ощущение - это познавательный психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов с помощью органов чувств. Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи: имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.Каждый анализатор состоит из трех частей:1)периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);2)афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);3)корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. К свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

БИЛЕТ 3

Анализаторы (органы чувств) - сложные системы чувствительных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на животных и человека.

Каждый анализатор состоит из состоит из трех отделов:

· периферического отдела - органа чувств или рецептора, осущест­вляющего прием и преобразование энергии воздействующих раздражи­телей в процесс нервного возбуждения (глаз, ухо, кожа и др.);

· центрального отдела - подкорковых и корковых структур, кото­рые осуществляют переработку нервных импульсов, приходящих из пе­риферических отделов, в сенсорную информацию (ведущую роль в этом процессе играют проекционные зоны коры больших полушарий головно­го мозга).

· связующего звена - проводящих путей, соединяющих перифериче­ский отдел анализатора с центральным:

а) афферентных (центростремительных) нервов - восходящих нерв­ных волокон, по которым возбуждение передается от рецепторов к вы­шележащим структурам - центрам нервной системы;

б) эфферентных (центробежных) нервов - нисходящих нервных во­локон, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижележа­щим уровням анализатора, регулируя их активность.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусственной стимуля­ции, позволили установить локализацию специфических видов чувствитель­ности в коре головного мозга. Так, представительство зрительной чувстви­тельности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры. Слухо­вая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извили­ны, осязательно-двигательная - в задней центральной извилине и т. д.;

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть рефлекторной ду­ги.

Рефлекторная дуга включает рецептор, проводящие пути, центральную часть анализатора и эффектор - исполнительное звено, осуществляющее ответную реакцию организма на внешнее воздействие. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обрат­ная (центробежная) связь. Иными словами, процессы ощущения не только начинаются в органах чувств, но и завершаются в них.

«Ощущение не есть результат только центростремительного процесса, в его основе лежит пол­ный и притом сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем форми­ровании и протекании общим законам рефлекторной деятельности». Взаи­мосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире.Заслуга открытия рефлекторной дуги и принципа обратной связи принад­лежит Ивану Михайловичу Сеченову. Благодаря действию данного рефлекторного механиз­ма, орган чувств является одновременно и рецептором, и эффектором. Перечислите и раскройте основные психофизические закономерности ощущений (количественные характеристики ощущений): пороги ощущения, законы Вебера, Вебера-Фехнера.Пороги в ощущениях могут быть трех видов:а) абсолютный нижний порог ощущения.Минимальная величина раздражения, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущений. Чем ниже порог, тем более чувствителен анализатор, т.е. тем выше чувствительность. б) верхний абсолютный порог ощущения – максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например: сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20 000 Гц) – вызывает исчезновение ощущений (слышымый звук переходит в ультразвук). в) относительный порог или порог различения – это минимальное различение между раздражителями, которое человек замечает. Например: чуть сладкий чай в стакане Вы хотите сделать немного слаще. Добавляете один кристаллик сахара и пробуете - чай слаще не стал. Добавляете еще один – результат тот же. Нужно добавить определенное количество кристалликов сахара для того, чтобы Вы почувствовали, что чай в стакане стал чуть слаще. Теперь Вы отличили более сладкий вкус от менее сладкого. Порог различения, это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить(или убавить) чтобы получить едва заметное ощущение изменения силы данного раздражителя. Так, относительный порог различения: яркости света равен 4/100; вкусовых воздействий – 1/5 и т.д. (Закон Бугера-Вебера).
Относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться в арифметической прогрессии (закон Вебера – Фехнера).
2.Закономерность компенсации (замены, возмещения).
Закономерность компенсации состоит в том, что в случае отсутствия или ослабления какого-либо ощущения другие ощущения развиваются сильнее, они стараются как бы заменить отсутствующие. Например: незрячие люди имеют хорошо развитый слух, низкий порог тактильной чувствительности.

ВОПРОС№5
Сформулируйте основные психофизиологические закономерности ощущений (явления адаптации, взаимодействия ощущений, синестезии, сенсибилизации). Иллюстрируйте их примерами. Адаптация – это изменение чувствительности анализатора под влиянием действия раздражителя. а) чувствительность повышается под воздействием слабого раздражителя. Например: представьте, что Вы опоздали на киносеанс и вошли в зал, когда фильм уже начали демонстрировать. В первые секунды Вы почти ничего не видите в зале. По прошествии нескольких секунд начинаете различать отдельные предметы, объекты, а немного позднее свободно различаете лица людей. б) чувствительность падает при воздействии сильного раздражителя. Например: представьте, что Вы вошли в аптеку и ощущаете стойкий специфический запах. Но по прошествии некоторого времени Вы почти его не чувствуете. в) Ощущения совершенно исчезают в процессе продолжительности действия раздражителя. Например: если человек работает на производстве, сопровождающемся специфическим запахом, то через несколько месяцев он может перестать замечать этот запах. Скорость адаптации анализаторов различна. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Например: полная адаптация к запаху йода наступает уже через 1 минуту. За ними идут слуховой, вкусовой, зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте зрительному анализатору необходимо 45 минут. Зрительная чувствительность при этом возрастает в 200 000 раз.
Синестезия – это явление слияния ощущений. Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения другого вида. Например: звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет – вкусовое ощущение (ощущение кислого). Это явление объясняется теорией локализации. Например: в коре головного мозга звуковой и зрительный центры располагаются рядом. Поэтому, при умеренном раздражении звукового центра может возбуждаться и зрительный анализатор, либо наоборот. У разных людей степень выраженности этого явления различна. Известно, что часто художники или музыканты могут описывать цвет с помощью звука, или звук с помощью цвета.
Сенсибилизация – это усиление ощущения, повышение чувствительности, которое возникает благодаря взаимодействию и контраста, и синестезии. Например: чувствительность повышается, если человек ожидает действия того или иного слабого раздражителя. Взаимодействие ощущений приводит в одних случаях к сенсибилизации, к повышению чувствительности (слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность), а в других случаях – к ее понижению т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Например: сильный шум в громких цехах понижает зрительную чувствительность.

ВОПРОС№6
Сформулируйте и раскройте понятие «восприятие». Перечислите виды восприятия на основе различных оснований для классификации. Назовите основные свойства восприятия. Каждое свойство раскройте через примеры.
Восприятие – это психический, познавательный процесс, состоящий в целостном, предметном отражении действительности. Он непосредственно связан с работой органов чувств, возникает в момент действия раздражителей на органы чувств, и отражает целостный образ объекта. Восприятие состоит в первую очередь из ощущений, но не является простой их суммой. В восприятии существенное значение имеет предыдущий опыт. На восприятие оказывают влияние мышление и чувства. Мышление придает объекту восприятия определенное значение и общий смысл. Чувства и установки направляют и изменяют восприятие.
В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают простые восприятия - зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. восприятие пространства (дает нам картину трехмерного пространства, показывает удаленность и отношение), восприятие времени (отражает ход времени, длительность события, его скорость и последовательность. Восприятие времени у человека является своеобразными психическими часами, с помощью которых он оценивает ход времени. Ведущую роль здесь играют: как содержание деятельности, так и наличие интереса к ней.) и восприятие движения (дает нам данные о движении предметов относительно нас и по отношению друг к другу).
Свойства: 1) константность восприятия или неизменность, постоянство. Белый снег всегда воспринимается белым, независимо от того, что снег на самом деле на солнце, или в тени, в дневное, или вечернее время. Он может быть и розовым, и синим, и фиолетовым. 2)избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. 3)целостность восприятия. Воспринимая отдельные разрозненные части объекта, мы стремимся объединить их в единое знакомое нам целостное образование. Мы дополняем их недостающими деталями и получаем новый целостный объект. 4) структурность восприятия. В восприятии происходит выделение значимых для объектов частей элементов. Если написать множество букв А разным почерком, с разным наклоном, разного размера, цвета, то Вы, вероятнее всего, смогли бы воспринять эти объекты как букву А, т.к. Ваше восприятие умеет выделять значимые для нее элементы

БИЛЕТ 7

Согласно Л.Н. Леонтьеву, психология восприятия есть научное знание о том. как в жизни мы строим образ мира и как он функционирует в жизни. Функция образа — самоотражение мира. Это функция «вмешательства» природы в самое себя через деятельность субъектов, Образ мира, обогащаясь и изменяясь на протяжении всей жизни субъекта, играет важнейшую роль в регуляции его жизнедеятельности.

как перцептивная деятельность.

Как же возникает образ восприятия? Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни один сенсорный импульс не может определить возникновение адекватного образа восприятия Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действий уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту (А.Н.Леонтьев). Например, когда вы рассматриваете какой-либо предмет, то ваш взор как бы повторяет формы этого предмета.

Наиболее хорошо изучены движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа. Они делятся на два больших класса:

§ Поисковые, установочные и корректирующие, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции.

§ Движения, участвующие в построении образа, в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют:

Таблица № 3

собственно перцептивные действия опознавательные действия
действие обнаружения действие различения действие идентификации действие опознания

Функция собственно перцептивных действий — это построение образа предмета. Данные действия легче всего исследовать на примере ощупывающего движения руки. При восприятии формы, как я уже говорила ранее, существует соответствие между траекторией движения руки и контуром предмета. Движения глаза, как и движения руки, так же определяются предметом: они обегают контур предмета, и посредством этих движений осуществляется более или менее последовательный осмотр всего предмета различие между операциями обнаружениями различения, которые входят в состав собственно перцептивных действий, состоит, по всей видимости, в том, что наблюдатель, обнаруживая свойства предмета (цвет, величину, форму и т.д.), начинает выделять од по или несколько свойств в качестве наиболее информативных.Н. Леонтьев отмечал, что «чувственный образ есть та форма, в которой предметный мир открывается субъекту в результате его деятельности». Этот предметный мир открывается в образе как реально, то есть независимо от самого субъекта, существующий. Но, одновременно, «внешний» мир переходит в «бытие для субъекта». Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности».

В восприятии проявляется жизненный процесс, протекающий на разных уровнях организации. Восприятие нельзя понимать как однонаправленный процесс – от объекта к субъекту. Имеет место и обратная связь, обеспечиваемая активностью, сознательностью и произвольностью деятельности. Процесс восприятия и его продукт включены в деятельность в предметном окружающем мире. И восприятие также предметно, как и воспринимаемый мир. Одно из важнейших свойств восприятия – это его предметность. Пред­метность восприятия выражается в так называемом акте объек­тивации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выпол­нять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практи­ческой деятельности человека. Предметность восприятия не врож­денное качество. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Ре­шающую роль здесь играет осязание и движение. «И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприя­тия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира». Опыты Дж. Стрэттона с очками, переворачивающими мир на 180 градусов, показывают, что, когда испытуемый самостоятельно двигается в «перевернутом мире», то довольно быстро он адаптируется и начинает адекватно ориентироваться в окружающем, более того, зрение начинает «работать» правильно. А у тех испытуемых, которых в «перевернутом мире» возили в тележке, лишая их самостоятельной активности, правильное видение мира не восстанавливалось. «У всех испытуемых наблюдалась значительная степень адаптации в серии с активным движением. Напротив, в серии с пассивным движением никакой адаптации обнаружено не было». Предметность играет большую роль и в дальнейшем формирова­нии самих процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его образом, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражения.

Восприятие само можно рассматривать как деятельность, то есть в качестве процесса, который побуждается и направляется тем или иным предметом, мотивом, который конкретизует какую-то потребность. Перцептивная деятельность всегда определяется смыслом, мотивом, целью. Она обеспечивается необходимыми навыками, нормальным функционированием психофизиологических функций. Деятельность восприятия обнаруживает себя, по выражению А.Н. Леонтьева, в «воспринимании». Она сама по себе регулируется смыслом, и имеет значение. «Обращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это - смысловое поле, система значений». Осмысленность восприятия является существенным свойством восприятия, доказывающим его активный характер. Хотя восприятие возникает в ре­зультате непосредственного воздействия раздражителя на рецепто­ры, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Это одновременно является и загадкой восприятия. Р.Грегори в книге «Разумный глаз» отмечает: «Разумность глаза -до сих пор во многом загадочная для науки - в том и состоит, что зрение способно проникать в невидимую суть видимых вещей. Зрение человеческое иногда позволяет узнать не только биологически важные свойства предметов, а и такие их качества, которые вообще недоступны органам чувств, но известны разуму».

Понимание неразрывности восприятия и познания привело исследователей к более активному разделению чувственного и умственного образа. Начало умственному образу, по-видимому, рождающемуся только у человека, дает значение. Тем более велика роль языка, позволяющего описать, зафиксировать, выразить образ. «Значение живет собственной жизнью в независимой от отдельных субъектов «матрице языка». Но, становясь их «собственностью», оно оборачивается психическим образом особого порядка. Этот – теперь уже умственный – образ столь неотчуждаем от ткани сознания как и чувственный». «Сознательно вос­принять предмет - это значит мысленно назвать его, отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории».

Деятельность восприятия обнаруживает себя в перцептивных действиях. Действие, согласно теории деятельности, всегда целенаправлено. Перцептивные действия складываются в систему. К ней относятся такие процессы, как опознание, поиск, обнаружение и т.д. Прецептивное действие «протекает в том случае, когда цель задается в конкретных условиях, то есть выступает в качестве задачи. Существует известное правило: когда вы ставите перцептивную цель, вы обязательно ставите ее в известных условиях, иначе вы не сможете действовать, то есть вам придется обнаруживать условия, а это трудно, долго и может кончиться неудачей, поэтому если вы можете сразу поставить цель в форме задачи, то есть дать цель в определенных условиях, то это обыкновенно так и делается». Целенаправленность действия требует субъектной активности, осознанности в постановке и удержании цели, хотя бы частичном учете условий разворачивающегося восприятия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных