Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профессионально значимые качества юриста




Работа сотрудника правоохранительных органов относится к тем видам деятельности, успех и достижения в которой более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями.

К общему высокому развитию личности относятся работоспособность и трудолюбие, глубина, широта и мобильность мышления, самостоятельность, целеустремленность, критичность, хорошая память, развитое воображение, острая наблюдательность.

К специальным способностям относятся высоко развитые отдельные психические свойства (например, развитый глазомер, богатство и точность зрительных восприятий и т. д.).

Чтобы быть хорошим следователем, не требуется специальных задатков. Неспособность к работе обусловлена особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.

Существует пять основных факторов профессиональной пригодности:

1. Высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести высокий уровень правосознания, честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

2. Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности. Рассматриваемый фактор предполагает устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических и фрустрационных ситуациях, развитые адаптивные свойства (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность, пластичность нервных процессов).

3. Высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность. Сюда входят развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность, аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное, способность к рефлексии.

4. Коммуникативная компетентность.

5. Организаторские способности: инициативность, находчивость, распорядительность, настойчивость, самостоятельность и т. д.

Перечисленные профессиональные качества являются важнейшими, хотя и не исчерпывающими. Но сказанного вполне достаточно, чтобы можно было составить представление, каким разнообразием психологических свойств должен обладать сотрудник правоохранительных органов. Вместе с тем, как бы ни отличались друг от друга названные группы качеств, они органически взаимосвязаны друг с другом и представляют в личности сотрудника целостное единство.

 

 

43. Психологические особенности осмотра места происшествия

В психологическом аспекте осмотр места происшествия – это непосредственное восприятие следователем, другими его участниками обстановки места происшествия. В связи с тем, что при осмотре следователь воспринимает обстановку совершения преступления при помощи органов чувств, эффективность этого следственного действия в значительной степени зависит от определенных психических процессов, психологических состояний и личностных свойств и качеств.

При осмотре места происшествия активизируется вся совокупность психологических процессов, состояний, качеств личности следователя и других участников этого следственного действия. Следует выделить некоторые из психологических качеств, состояний, роль которых особенно велика при проведении осмотра места происшествия.

Эффективность осмотра места происшествия в значительной степени обусловлена наличием у следователя хорошо развитой криминалистической наблюдательности. Она предполагает умение обнаружить, выделить лишь такие изменения на месте происшествия, которые имеют отношение к расследуемому событию.

В основе криминалистической наблюдательности лежит не только умение планомерно, целенаправленно воспринимать все, что имеет или, вполне вероятно, может иметь отношение к событию преступления, но и знание наиболее типичных следов, а также изменений, возникающих при совершении различных преступлений. В свою очередь указанные знания дают возможность следователю строить умозрительные модели прошлого преступного события и, пользуясь такими моделями, вести поиск следов преступления не наугад, не случайно, а продуманно и целенаправленно. Криминалистическая наблюдательность позволяет обнаруживать и выявлять самые незначительные и незаметные для лиц, не обладающих этим качеством, изменения, следы.

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия реализуется путем планомерного, целенаправленного, продуманного восприятия обстановки. Эффективность осмотра места происшествия прямо пропорциональна активности, сосредоточенности, целеустремленности, уверенности, решительности, вниманию, эмоциональной уравновешенности, психической выносливости, настойчивости следователя. В то же время отсутствие определенных позитивных психологических качеств, неблагоприятные психофизиологические состояния следователя (утомление, усталость)отрицательно сказываются на результатах осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия является одним из наиболее трудоемких, нередко длительных следственных действий, требующих больших затрат нервных и физических сил. Поэтому большое значение приобретает психическая и физическая выносливость следователя. Однако решающая роль в процессе осмотра места происшествия принадлежит не столько органам чувств – сенсорному аппарату следователя, но и его мыслительной деятельности. Необходимость всесторонней, объективной фиксации обстановки не исключает, а, напротив, предполагает обязательное решение в процессе осмотра места происшествия множества мыслительных задач, выдвижение и оценку разнообразных предположений, гипотез, версий, построение мысленных моделей случившегося. Именно такая сложная мыслительная деятельность следователя, основанная на правовых, криминалистических, психологических знаниях, профессиональном и жизненном опыте, использовании помощи, консультаций со стороны экспертов, специалистов, других участников этого процессуального действия, проявлении профессионально необходимых психологических качеств, делает осмотр места происшествия рациональным и эффективным. Такая мыслительная деятельность следователя позволяет определить связь конкретных объектов с расследуемым событием, выявить различные причинные зависимости между обнаруженными явлениями, негативные обстоятельства, выдвинуть версии, распознать возможные инсценировки и фальсификации.

При осмотре места происшествия следователь может испытывать чувства сострадания, жалости по отношению к потерпевшему, его родственникам. Соответствующие эмоциональные переживания могут быть вызваны видом трупа, жертвы, ран, крови, разрушений, слезами родственников потерпевших и т.п. Важно помнить, что психологический фон преступления может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. В первом случае испытываемые следователем чувства заставляют его максимально мобилизоваться, вызывают решимость сделать все зависящее от него, чтобы раскрыть совершенное преступление, разыскать и изобличить преступника. Все это приводит к усилению активности, целеустремленности, настойчивости, внимания, решительности, стремлению применить максимум усилий в поисках следов преступления.И наоборот при негативном воздействии. Учитывая все это, следователю необходимо постоянно помнить о возможном психологическом воздействии фона преступления, воспитывать, тренировать в себе умение преодолевать отрицательные воздействия.

В процессе проведения осмотра места происшествия требуется учитывать условия восприятия, которые далеко не всегда бывают благоприятными. Осмотр при недостаточном освещении, плохой погоде, множестве отвлекающих воздействий и помех (например, на многолюдной улице, трассе с оживленным движением), с одной стороны, затрудняет восприятие, а с другой – обусловливает необходимость специальной подготовки следователя, тренировки, умения работать в сложной, неблагоприятной обстановке.

Мыслительная деятельность следователя в процессе осмотра места происшествия, анализ следов преступления неизбежно приводят к формированию определенных версий. Нередко выдвигаемые при этом версии становятся основными, их проверка позволяет раскрыть преступление.

Очевидно, что факты, обстоятельства, наблюдаемые следователем при осмотре места происшествия, носят объективный характер, достоверны сами по себе. Однако протекающая на их основе мыслительная деятельность следователя, избираемые им версии, устанавливаемые причинные связи между наблюдаемыми фактами, обстоятельствами сами по себе только вероятностны и могут привести как к правильным, так и неверным выводам.

Информация, получаемая при осмотре места происшествия, во многих случаях позволяет определить пол преступника. Такая возможность появляется при анализе вида, способа совершенного преступления, объекта посягательства. Известно, что некоторые виды преступлений являются специфически «мужскими» (хулиганство, грабежи, разбои, изнасилование, убийство с изнасилованием и некоторые другие). Существуют преступления, которые в подавляющем большинстве совершаются женщинами (например, убийство новорожденных детей). На пол преступника может указывать и анализ способа совершения преступления. Так, взлом сейфа, его перемещение требуют значительных физических усилий, что присуще мужчинам. Установление при осмотре места происшествия этих обстоятельств дает основание полагать, что преступник – мужчина. Напротив, обнаружение при осмотре места происшествия того, что преступник не отличался физической силой, дает в известной степени возможность предположить, что они были совершены либо женщиной, либо подростком. На пол преступника могут указывать и характерные следы, оставленные на месте происшествия: следы губной помады на окурках, посуде, шпильки, заколки и другие предметы женского туалета; портсигар, мундштук для сигарет и прочие вещи, обычно принадлежащие мужчине.

Место происшествия может содержать и определенную информацию о возрасте преступника. Чаще всего она позволяет определить, взрослыми или несовершеннолетними правонарушителями было совершено преступление.

В ряде случаев можно проследить определенную зависимость между возрастом правонарушителей и выбором ими орудий совершения преступления, приемов и навыков преступных действий. Взрослые правонарушители нередко используют свои производственные, трудовые умения и навыки, применяют в качестве орудий преступления инструменты, которыми пользуются в трудовой деятельности. Несовершеннолетние вследствие отсутствия трудового, производственного опыта, соответствующих приемов и навыков используют навыки житейского назначения, применяют в качестве орудий совершения преступления предметы повседневного обихода, не имеющие связи с производственной деятельностью человека.

Осмотр места происшествия может дать определенную информацию о различных потребностях, привычках преступника: курении, злоупотреблении алкоголем, половых извращениях, употреблении наркотиков.

Анализ при осмотре места происшествия объекта посягательства, способов и орудий совершения преступления, способов сокрытия следов, создания инсценировок позволяет определить профессию, профессиональные навыки, знания и умения преступников. Обстановка места происшествия позволяет находить как материализованное отражение, так и многие психологические качества, состояния преступника. Правда, следует иметь в виду, что причинная связь между психологическими особенностями личности преступника и изменениями в обстановке места происшествия носит более сложный и многозначный характер. Изучение обстановки места происшествия позволяет предполагать наличие конкретных психологических качеств преступника: злобность, жестокость, жадность, трусость, решительность и т.п. Например, такие волевые качества, как смелость, дерзость, решительность, могут определять способы совершения правонарушений, основанные на неожиданности, внезапности, применении физического насилия. Осторожные, нерешительные, трусливые лица скорее предпочтут способы, не связанные с насилием, с преодолением сопротивления потерпевшего.

 

44. Психологические аспекты обыска

Обыск, в соответствии со ст. 182 УПК РФ, – это следственное действие, содержанием которого является принудительное обследование помещений, местности или иных объектов либо отдельных граждан с целью отыскания и изъятия следов, орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также обнаружения разыскиваемых лиц и документов, имеющих значение для расследуемого дела.

В психологическом аспекте обыск – это сложное следственное действие. Имея во многих случаях представление об объектах, которые требуется разыскать, следователь и другие участники обыска не знают их точного местонахождения. Именно процесс установления неизвестного придает этому виду процессуальной деятельности следователя проблемный характер.

Проведение обыска предполагает применение следователем разнообразных психологических качеств, профессиональных знаний, умений и навыков. Если следователь к моменту производства обыска не обладает даже приблизительными сведениями о местонахождении разыскиваемых орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, то наибольшую сложность будет представлять мыслительный процесс решения задач по определению возможных мест укрытия искомого. Следует особо подчеркнуть, что при проведении обыска, как и при производстве любых других следственных, процессуальных действий мыслительная, познавательная деятельность всегда является доминирующей по отношению ко всем другим психологическим качествам, умениям и навыкам.

При проведении обыска следователь, как правило, не может ставить перед собой задачу с одинаковой тщательностью и равномерным распределением сил осмотреть и проверить каждый квадратный сантиметр обыскиваемой площади. Действиям следователя по розыску укрытого должна предшествовать мысль о наиболее вероятных местах и способах укрытия в зависимости от физических характеристик разыскиваемых предметов, осматриваемого помещения, личности преступника. Такая мыслительная деятельность следователя в процессе обыска находит свое выражение в разработке, выдвижении поисковых версий.

При проведении обыска важная роль принадлежит организаторской деятельности следователя. Как правило, он призван организовать подготовку к проведению обыска, подобрать участников поисковой группы, распределить между ними обязанности и избрать тактику проведения обыска. В этом аспекте обыск представляет собой сложное действие, требующее планирования, взаимодействия между его участниками.

Эффективность производства обыска в немалой степени зависит от проявления следователем, другими его участниками разнообразных психологических качеств и состояний. На протяжении обыска важно сохранять целенаправленность и устойчивость внимания. Поскольку обыск зачастую трудоемкое, длительное и однообразное действие, требуется применять определенные методы по сохранению устойчивости и целенаправленности внимания. К их числу можно отнести соблюдение строгой дисциплины между участниками, запрещение отвлекать друг друга посторонними занятиями и разговорами, взаимный обмен различной по характеру работой, организацию непродолжительного перерыва через каждые час-полтора работы. При проведении обыска профессионально необходимыми качествами для следователя, других его участников является проявление ими выдержки, самообладания. Обыск в квартире, личный обыск затрагивают существенные права и интересы обыскиваемых, вызывая у них в связи с этим значительные эмоциональные переживания. Это означает, что обыск во многих случаях осуществляется в довольно острой конфликтной ситуации, может сопровождаться напряженностью, сложной психологической атмосферой, проявлением неприязни, раздражения, попыток оскорбления, ссор, эксцессов. В этих нелегких условиях особенно важно, чтобы следователь, другие участники обыска проявляли самообладание, выдержку, сдержанность, корректное, вежливое отношение к обыскиваемому, членам его семьи.

В процессе обыска его участники ведут наблюдение, объектами которого являются окружающая обстановка, предметы, поведение людей, а в некоторых случаях – животных и птиц. Наблюдение за окружающей обстановкой, предметами позволяет определить наиболее вероятные места и способы укрытия искомого. Путем наблюдения за поведением обыскиваемого, членов его семьи можно выявить признаки, указывающие на места сокрытия следов, орудий преступления, разыскиваемых документов, ценностей. Наконец, наблюдение за поведением животных и птиц также позволяет выявить места укрытия. Так, известно, что некоторые домашние животные проявляют беспокойство вблизи местонахождения трупа. Собаки, птицы своим возбужденным поведением могут указать на места укрытия людей и т.п.

Психологическое воздействие на следователя оказывает и обстановка, которую он застает на месте производства обыска. В зависимости от вида расследуемого преступления, характера искомых предметов у следователя формируется определенный стереотип ожидаемого в квартире обвиняемого. Совпадение или несовпадение этого стереотипа с действительностью вызывают у следователя, других участников обыска соответствующие эмоциональные состояния. Поэтому следователь должен хорошо представлять себе возможность отрицательного психологического воздействия обстановки обыска. Известно немало случаев предварительной подготовки преступников к возможному обыску в их квартирах, когда они прячут, вывозят наиболее ценные вещи, создают иные ложные признаки отсутствия искомого.

Психологическое воздействие на следователя могут оказывать и другие элементы обстановки. Например, наличие загроможденных, захламленных помещений, грязные предметы и вещи вызывают у участников обыска естественные для каждого человека брезгливость и отвращение. Однако очень важно уметь заставить себя преодолеть их и с не меньшей тщательностью осматривать самые неприглядные места квартиры. При этом следует помнить, что преступники в расчете на брезгливость нередко прячут оружие, деньги, ценности именно среди таких предметов.

Представляя наиболее вероятные места и способы укрытия искомого, следователь тем самым решает задачу по определению доминанты прячущего. Предвидя возможность обыска, преступник стремится спрятать орудия преступления, деньги, ценности таким образом, чтобы посторонние лица не смогли их найти. С этой целью он обычно не использует места, предметы, предназначенные для обычного хранения вещей, денег, ценностей (например, шкафы, чемоданы, ящики стола и т.п.), а избирает в качестве тайников и хранилищ места, предметы совсем другого назначения.

Решая вопрос о возможных местах и способах укрытия, следователь должен учитывать совокупность объективных и субъективных факторов. Объективные факторы включают в себя обстановку места обыска и характеристику искомых предметов.

Возможности укрытия, а следовательно, и направление поисков обусловлены также физическими, химическими и иными качествами укрываемых предметов. Например, крупные размеры предметов, добытых преступным путем, не позволяют спрятать их незаметно среди обычной обстановки квартиры; физико-химические свойства золота, платины дают возможность хранить драгоценности в земле, в воде, среди продуктов питания и т.д. Поэтому для целенаправленного проведения обыска необходимо представлять, как должны выглядеть искомые предметы, знать их основные качества, признаки, свойства.

Однако при этом следует считаться с возможными попытками преступников изменить внешний вид разыскиваемых предметов, создав тем самым их субъективную недоступность для ищущих. С этой целью предметы могут перекрашиваться, переделываться, вещи перешиваться и т.п.

Выбор мест и способов укрытия причинно обусловлен и многими особенностями личности преступника, которые следователь должен учитывать при производстве обыска. Например, такой выбор зависит от пола преступника. Например, оборудование ряда тайников в полу, в стенах требует значительных физических усилий, что обычно не под силу женщине. Специфические интересы, знания, умения, навыки мужчин иногда обусловливают создание тайников в корпусах и механизмах телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других электробытовых приборов. По данным исследований, у мужчин значительное количество способов укрытия связано с теми или иными техническими навыками. Женщины устраивают тайники и хранилища чаще всего среди обычных бытовых предметов, продуктов питания, консервированных фруктов и овощей.

При решении задачи выяснения наиболее возможных мест и способов укрытия следует учитывать и возрастные особенности обыскиваемых. Но в свою очередь все эти качества личности, определяемые возрастом, обусловливают выбор мест и способов укрытия. Так, несовершеннолетним правонарушителям присущи две противоположные тенденции. Во многих случаях они допускают небрежность, оставляя орудия преступления, ценности, добытые преступным путем, в легкодоступных и обозримых местах, на виду, среди своих личных вещей, а зачастую вообще не принимают никаких специальных мер по их укрытию. Такая тенденция связана с недостаточным жизненным опытом подростков, такими их личностными качествами, как беспечность, нерасчетливость, неосторожность. Иногда у несовершеннолетних наблюдается и противоположная тенденция, заключающаяся в том, что они, пытаясь подражать литературным персонажам детективов и «героям» приключенческих фильмов, более или менее успешно оборудуют различные хитроумные тайники, заранее инсценируют предполагаемые места обыска и пр. Определенную роль при этом играют и такие психологические качества несовершеннолетних, как высокоразвитая фантазия, воображение, гибкость ума, нестандартность мышления.

Можно проследить, как некоторые из указанных качеств личности предопределяют выбор мест и способов укрытия. Так, образование, культурный уровень человека определяют его знания об обществе, природе, отношениях между людьми, имеющие большое значение при выборе места и способа укрытия. Знание же физико-химических свойств промышленного золота позволяет расхитителям, валютчикам избирать следующий способ: промышленное золото рассыпается на определенном участке земли. Обнаружить спрятанное таким образом золото довольно трудно. Преступник же в случае необходимости может легко извлечь его путем промывания земли водой. При этом тяжелые частицы золота обязательно осядут на дно. Знание основ психологии, понимание психологической установки (например, следователя) на обязательные поиски, отсутствие внимания к тому, что лежит на виду, на поверхности, позволяют преступнику умышленно избрать прием, основанный на создании такого рода субъективной недоступности для ищущего.

При разработке тактики обыска желательно учитывать и совокупность характерологических, эмоциональных, волевых качеств обвиняемого. Например, обвиняемый, обладающий такими волевыми качествами, как решимость, выдержка, смелость часто более уверенно ведет себя в момент обыска, способен проявлять внешнее равнодушие, безразличие даже на самых его «критических» этапах. Проявление растерянности вместо спокойствия, страха вместо равнодушия, раздражения после ровного выдержанного поведения, подавленности, сменившей бодрый вид, внезапный гнев, истерическая вспышка – эти, равно как и другие, изменения эмоционального состояния обыскиваемого должны быть отмечены и логически сопоставлены с ходом обыска. При проведении обыска важно, чтобы его участники (и прежде всего сам следователь) наблюдали за особенностями поведения обыскиваемого и членов его семьи. Для преступника, членов его семьи, знающих о местах укрытия разыскиваемых предметов, обыск является действием, которое весьма серьезно затрагивает их интересы, приводит их в состояние сильной эмоциональной напряженности. Скрыть все психофизиологические проявления этой напряженности удается весьма редко. Они могут проявлять себя в различных актах поведения, психофизиологических реакциях (побледнение или покраснение, изменение тембра голоса, появление дрожания рук и т.п.).

Особое внимание следует обращать на такие поведенческие акты, как попытки: 1) отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; 2) внушить представление о несущественности, незначительности каких-либо обысков (например, на вопрос следователя, что находится в чулане, жена обвиняемого отвечает, что там различные грязные, старые вещи, выражает опасение, что участники обыска только «зря потеряют время» на их осмотр и т.п.); 3) замаскировать и закрыть доступ к каким-либо участкам помещения, определенным предметам.

Психологического подхода требует оценка обстановки квартиры, отдельных обнаруженных в ней вещей, предметов. Домашняя обстановка в большинстве случаев является результатом продуманной деятельности человека, отражает его материальное и общественное положение, взгляды, интересы, потребности, кругозор, склонности, увлечения, нравственные и этические представления. Поэтому обнаружение в квартире обвиняемого вещей, предметов, не соответствующих его образу жизни, интересам и т.п., должно привлечь внимание следователя. Целесообразно заслушать по отдельности объяснения обвиняемого, членов его семьи относительно появления таких предметов в их квартире.

45. Психология опознания

В психологическом аспекте опознание (ст. 193 УПК РФ) – это следственное действие, состоящее из двух стадий: подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие наблюдали соответствующее лицо или предмет и о приметах и особенностях, по которым они могут провести опознание) и стадии собственно опознания.

На подготовительной стадии в процессе допроса, предшествующего опознанию, следует учитывать самые различные психофизиологические особенности самого опознающего лица: его психическое состояние в момент восприятия события преступления, физические особенности ранее воспринимавшихся им людей или предметов.

Восприятие человеком других людей может быть как объективным, так и субъективным. Первое заключается в том, что человек, воспринимая других людей, предметы, отражает объективно существующую реальность. Субъективное восприятие зависит от множества личностных, психологических, физических качеств и состояний лица. Следует указать на некоторые из таких зависимостей. Оценка и описание признаков другого человека в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями самих опознающих. Так, замечено, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственная практика знает немало случаев, когда потерпевший (свидетель) низкого роста называл преступника «высоким» или даже «очень высоким», в то время как это не соответствовало действительности. Молодые люди в большинстве случаев преувеличивают в своих показаниях возраст людей, которые значительно старше их, могут при этом назвать 40-45 летнего человека «старым». Напротив, пожилые люди зачастую имеют тенденцию к недооценке возраста всех людей, которые моложе их. В показаниях таких лиц субъекты 30-40 лет именуются «молодыми людьми». Вообще говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он, по наблюдениям психологов, по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается установлению. Возрастные черты менее определенны: чем моложе человек, тем выше точность определения возраста.

При оценке признаков внешности, свойств предмета немалое значение имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети, подростки могут плохо представлять возраст взрослых людей, недостаточно знать признаки одежды, не разбираться в наименованиях цвета, не уметь определять размеры, расстояние. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику признаков одежды наблюдаемого человека; художник – определить черты внешности; механик, водитель, автолюбитель – модель, тип, особенности автомашины и т.д.

При описании ранее воспринимавшейся личности за основу берутся не все, а совокупность отдельных, так называемых опорных признаков. К ним могут быть отнесены рост, возраст, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике, как показывают исследования психологов, наблюдатель обычно фиксирует форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз. Известно, что наибольшую информацию для криминалистических целей могут дать те свидетели (потерпевшие), которые умеют запоминать, выделять особые приметы наблюдаемого человека.

Жизненный опыт, равно как и многочисленные психологические наблюдения, показывает, что одними из наиболее надежных признаков, по которым мы узнаем людей, являются особенности их голоса и речи. В то же время известно, что подавляющее большинство людей испытывают особые затруднения при описании голоса и речи. Поэтому в процессе допроса целесообразно разъяснять опознающему содержание основных признаков, характеризующих голос и речь человека. Во многих случаях, чтобы достичь полного понимания указанных признаков, желательно предложить опознающему прослушать запись речи различных (не относящихся к данному делу) людей. То же самое следует сказать и об описании на допросе, предшествующем опознанию, наиболее характерных жестов, мимики, походки

В процессе допроса и последующего опознания следственным и судебным работникам довольно часто приходится встречаться с весьма любопытным психологическим феноменом: описание ранее виденного человека (предмета) значительно сложнее, чем его последующее узнавание. Чтобы убедиться в наличии такого психологического феномена, достаточно попробовать описать письменно или даже устно признаки любого хорошо знакомого человека. Указанное обстоятельство объясняет встречающуюся в материалах уголовных дел неполноту, фрагментарность признаков опознаваемых людей и предметов в протоколах допросов и опознаний. Нельзя при этом также не учитывать, что многие признаки людей и предметов почти не поддаются словесному описанию.

Констатация указанного психологического феномена требует от следователя не спешить с выводами относительно возможности узнавания свидетелями (потерпевшими) только на основе тех признаков, которые они смогли назвать на допросе, предшествующему опознанию. Нередко, не сумев на допросе указать каких-либо особых примет преступника, назвав два-три самых общих признака его внешности, потерпевшие (свидетели) уверенно узнают его при проведении опознания. Вот почему не только с позиций закона, но и с учетом психологических рекомендаций недопустим всякий отказ от проведения опознания, если свидетели (потерпевшие) затрудняются сколько-нибудь подробно описать признаки ранее воспринимавшегося человека или предмета.

Для правильной оценки проводимого опознания важно знать механизм узнавания. Психологи различают два основных вида узнавания: 1) симультанное (синтетическое) и 2) сукцессивное (аналитическое). Первое – это узнавание сразу, одномоментно, когда происходит мгновенное совпадение образов человека (предмета), находящихся в памяти узнающего и наблюдаемого им в момент предъявления для опознания. Второе – происходит постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, находящихся в памяти и воспринимаемых при опознании. Хотя, на первый взгляд, сукцессивное узнавание, в основе которого лежит мыслительный процесс анализа, синтеза, кажется более надежным, однако многочисленные наблюдения и практические данные опровергают это. В действительности более надежным является именно симультанное (синтетическое) узнавание.

Существенное значение в психологическом плане является организация подготовки к опознанию и его проведение. Несмотря на наличие серьезных процессуальных правил и криминалистических рекомендаций по подготовке и проведению опознания нужно учитывать и некоторые психологические моменты.

Важно избегать тенденциозного, заранее ориентированного восприятия опознающими предъявляемых им людей, предметов В процессе проведения опознания необходимо наблюдать за особенностями поведения как опознаваемого, так и опознающего. Наблюдая за поведением опознаваемого, можно обнаружить признаки, указывающие на его страх быть узнанным, попытки затруднить опознание, эмоциональное напряжение, вызванное самим моментом узнавания. Указанные признаки имеют оперативно-тактическое, а в некоторых случаях и доказательственное значение. Следует иметь в виду, что опознание по своей психологической природе высокоэмоциональное действие, как правило, приводящее преступника в состояние сильнейшей психической напряженности. Поэтому в случае успешного опознания, узнавания подозреваемого потерпевшими и свидетелями очень полезно сразу же после окончания этого следственного действия допросить опознанного. Анализ следственной практики показывает, что во многих подобных случаях преступники начинают давать правдивые показания.

Наблюдение за особенностями поведения опознающего позволяет решать следующие задачи:

1. Определить, насколько уверенно лицо опознает. При этом имеет значение оценка словесного выражения узнавания (например, «уверенно узнаю», «сразу узнал», «кажется, что это он» и т.п.). Целесообразно с этих же позиций оценивать жесты, мимику, движения опознающего.

2. В некоторых случаях, наблюдая за поведением опознающих, можно выявить признаки, указывающие на умышленное нежелание опознать преступника, предъявляемый предмет. В таких случаях следователю предстоит нейтрализовать причины подобного поведения опознающих.

С целью предотвращения ложных опознаний подозреваемых следует при подборе ряда людей:

– ставить в один ряд с подозреваемым людей внешне достаточно похожих на него, а не резко отличающихся (по внешности, одежде);

– предложить подозреваемому или лицу, предъявляемому для опознания, занять любое место среди других предъявляемых лиц;

– можно предложить опознающим лицам (например, свидетелям «пустой» ряд, без лица, которое опознается и отсеять тех свидетелей, кто совершает ложное опознание); те, кто не дает такой ошибки, окажутся более точными, когда будут рассматривать ряд лиц с подозреваемым (свидетели, склонны выбирать тех, кто больше похож на преступника) – предложить свидетелям отвечать «да» или «нет» на последовательное предъявление ряда с подозреваемым.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных