Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Билет 4. Психологические идей в научном творчестве М.В. Ломоносова. Биография М.В. Ломоносова.




М.В.Ломоносов (1711 – 1765), родился на севере в Архангельской губернии. Единственный сын зажиточного крестьянина. В 19 лет добился согласия отца на обучение в славяно-греко-латинской академии. Он всех превосходил по уровню, но сверстники постоянно указывали на его низкое происхождение. Через несколько лет был переведен в Питер для продолжения обучения, откуда был послан в заграничную командировку в Германию. Учился там у Христиана Вольфа. Вернувшись в Академию наук, стал аспирантом. В 1743 году начал писать свои труды, по разным отраслям знаний.

Концепция Ломоносова: корпускулярная теория строения материи. Все тела состоят из мельчайших частиц (корпускул), обладающих внутренними вращательными движениями. Ощущения – результат воздействия этих движений на частицы нервных окончаний. Увлекался мозаикой, задумался о восприятии цветов человеком: 3 основных цвета, от смешения которых получаются остальные, 3 вещества в сетчатке, каждое из которых воспринимает определенный цвет. Описал различные виды ощущений и примерное строение анализаторов.

У Ломоносова нет чисто психологических работ, но он затрагивает психологические вопросы во многих трудах. Наиболее богато психологическими идеями сочинение Ломоносова по риторике. Говорил, что слово должно воздействовать не только на ум, но и на внимание и чувства человека, т.е. захватить человека целиком. Чтобы заставить человека слушать, нужно знать его душу. Нужно уметь пользоваться словом, интонацией. Он выделяет: ощущения, представления, память, воображение, волю, чувства, мудрость, природные физические качества и благоприятные достоинства.

В риторике для Ломоносова была важна проблема страстей. Страсть – сильная, чувственная охота или неохота. Он выделяет радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, надежду, боязнь, гнев, любовь, милосердие, удивление, отчуждение, зависть. Каждой из них дает конкретное описание. Страсти надо укрощать.

Правила укрощения страстей:

1. Страсти полярны, следовательно, чтобы освободиться от страсти, нужно вызвать противоположную ей.

2. Главный инструмент – разум. Нужно с помощью него развенчать предмет страсти (найти минусы)

Ломоносов касается целостной характеристики личности. Описал разные профессии и необходимые для них личностные качества. Это основание для развития отечественной психологической науки.

По словам Пушкина, Ломоносов и есть наш первый Университет (в нем выражена сама идея Университета – универсальность сочетается в единство)

Билет 5. Известные деятели МУ. 2-3 характеристики подробнее (на выбор)

Среди известных деятелей МУ были представители разных факультетов:

· Физ-мат:

ü Вагнер В.А. – исследовал инстинкты животных, автор книги о биопсихологии.

ü Северцов А.Н. – «Эволюция и психика», исследовал формы приспособления организмов к окружающей среде

ü Н.Д. Брашман - автор одного из лучших для своего времени курсов аналитической геометрии[3]. Наиболее важные его научные работы относятся к гидромеханике и принципу наименьшего действия[2]. Брашман также известен как основатель Московского математического общества (1864) и его печатного органа, «Математического сборника» (1866), — старейшего российского математического журнала.

ü Н.Е. Жуковский

· Юридич.:

ü К.Д. Кавелин – исследования русского законодательства с развитием общества. Задачи психологии: душевные свойства человека воплощаются в продуктах его творчества.

· Медицинский:

ü С.С. Корсаков – основатель Московской психиатрической школы

ü А.А. Токарский – изучал гипноз

ü Н.Н. Баженов – патография (патологические черты в литературном творчестве)

ü В.П. Сербский – основатель судебной психологии и психиатрии

Родился в 1858 году в Богородске (ныне Ногинск Московской области). В 1880 году окончил курс на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. После этого поступил на 3-й курс медицинского факультета Московского университета, который окончил в 1883 году.

С января 1885 года по сентябрь 1887 года заведовал лечебницей для душевнобольных в Тамбове; был командирован тамбовским губернским земством за границу для научных занятий и осмотра психиатрических лечебных заведений.Затем был избран факультетом на должность старшего ассистента психиатрической клиники Московского университета имени А. А. Морозова.

В 1891 году защитил диссертацию на степень доктора медицины: «Формы психического расстройства, описываемые под именем кататонии», а в 1892 году получил звание приват-доцента.[2] В 1892—1900 читал курс судебной психиатрии на юридическом, а с 1900 — курс психиатрии на медицинском факультете Московского университета. С 1902 экстраординарный профессор и директор психиатрической клиники Московского университета. В 1911 вышел в отставку в знак протеста против реакционной политики министра народного просвещения Л. А. Кассо (см. Дело Кассо).

В 1913 году выступил в печати с разоблачением экспертизы по делу Бейлиса.

Умер в Москве 5 (18) апреля 1917 года от болезни почек

ü П.Б. Ганнушкин – основатель малой психиатрии, психопатии.

ü Г.И. Россолимо – разработал методику психологического обследования детей

Кафедра физиологии:

ü И.М. Сеченов – огромный вклад в изучение рефлексов.

Сеченов, Иван Михайлович, знаменитый физиолог, 1829-1905, с 1860 профессор медико-хир. акад. в СПБ., с 1870 новоросс., затем петербург., с 1889 моск. унив. Замечат. исследования над газами крови, нервными центрами, иннервацией сердца и др. "Физиологич. очерки" (1881), "О животном электричестве" (1862); "Физиология нервн. центров" (1891), "Рефлексы голов. мозга" (1863). Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания. Кроме того, он установил закон растворимости газов в водных растворах электролитов. Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии».

ВОПРОС 8

Философ Д.С. Аничков и его ученик А.М. Брянцев – преподавали философские курсы. Вводили в философию представления о душе. Теснейший союз души с телом.

Аничков: сила человеческого разума, познавательная деятельность человека осуществляется посредством мозга. Зависимость души от состояний организма и наоборот.

Брянцев: читал курс «эмпирической психологии». Целостность человека как физического организма. Психика – непрерывный от рождения до смерти процесс. Органическая и душевная жизнь протекают в согласии.

Включением Аничковым и Брянцевым в философию психологических идей начинается развитие психологии в МУ.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных