ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Количественная обработка1. Индивидуальные показатели по каждому субтесту (за исключением V субтеста) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий (табл. 4.2). Пример: если испытуемый А в субтесте III правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.
2. Результаты субтеста V оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение (табл. 4.3). Эти таблицы разработаны на основании анализа результатов 411 учащихся 6, 7 и 8-го классов московских школ. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены можно оценить 2 баллами. ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить и ответы, отличающиеся от приведенных в таблице. При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но более узкие, чем необходимо, частные обобщения. Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приведены в табл. 4.3. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении V субтеста, равно 38. Это число соответствует 100% выполнения этого субтеста. 3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов. По замыслу, полный состав заданий всего теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процентное отношение выполненных заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных результатов ШТУР. 4. Если предполагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического, медианы и моды. Для анализа групповых данных относительно их близости к социально- психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% выполнения каждого субтеста, испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп: 1) наиболее успешные — 10% всех испытуемых; 2) близкие к успешным — 20% всех испытуемых; 3) средние по успешности — 40% всех испытуемых; 4) мало успешные — 20% всех испытуемых; 5) наименее успешные — 10% всех испытуемых. Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера групп, по оси ординат — процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУР как учащимися одного класса, так и разных классов. Пример Тестирование проведено на группе в 100 человек. На основании полученных по тесту баллов выделяем первую группу — 10 человек, получивших наибольшие баллы. Допустим, средний процент выполнения в этой группе равен 85. Вторая группа (20 человек) в среднем выполнила задания на 67%, третья группа (40 человек) — на 43%, четвертая группа (20 человек) — на 27%, пятая группа (10 человек) — на 11%. Находим в системе координат соответствующие точки: А с параметрами 1 и 85, Б с параметрами 2 и 67, В - 3 и 43, Г - 4 и 27, Д - 5 и 11. По точкам строим график (рис. 4.1). 5. Степень приближения каждой группы ксоциально-психологичес- кому нормативу отражает, насколько члены этой группы соответствуют требованиям к ним, заложенным в заданиях теста. Представители группы наименее успешных (по каждому возрасту) должны привлечь к себе пристальное внимание для оказания им профессиональной помощи в целях преодоления пробелов их умственного развития. Анализ такого рода, проведенный по каждому субтесту в отдельности, выявит степень соответствия учащихся требованиям, предъявляемым к выполнению ими отдельных логических операций (установлению аналогий, классификации, обобщению, определению числовой последовательности), а также к владению некоторым кругом понятий. При таком анализе может выявиться неравномерность умственного развития представителей группы, заключающаяся, например, в относительном отставании одних логических операций по сравнению с другими или в преимущественном выполнении субтестов на осведомленность по сравнению с субтестами на выполнение логических операций и т. д. При сравнении групп выяснение причин такого рода неравномерностей умственного развития учащихся заставит обратиться к анализу условий их жизни, методов преподавания, уровня и характера школ и пр. 6. Установлено, что с возрастом, от 6 к 8 классу, увеличивается разрыв в умственном развитии между лучшими и худшими учащимися одной и той же выборки; лучшая часть учащихся быстрее (с возрастом) приближается к требованиям социально-психологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически остаются на том же уровне. Этот факт должен учитываться школьными психологами: не следует ожидать, что отставание пройдет само собой; напротив, отставание может усилиться. Поэтому следовало бы интенсивнее заниматься с отстающими по тесту учащимися для скорейшего преодоления пробелов в их умственном развитии.
7. При анализе результатов отдельного учащегося глобальные оценки умственного развития типа «лучше», «хуже», «выше», «ниже», основанные Ясно, что общий балл по тесту может объединить неодинаковые вклады каждого субтеста. Поэтому следующий этап анализа — выяснение баллов, полученных учащимся по каждому субтесту. Количественная характеристика учащихся подлежит дополнению качественной, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|