Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Субтест 4. Классификация




Отнесенность заданий к разным школьным предметам:

□ литература, русский язык: 1, 5, 10, 15, 19;

□ математика, физика: 2, 8, 13, 16;

□ история: 4, 9, 12, 18;

□ биология: 6, 14, 20;

□ география: 3, 7, 11, 17.

И другие виды классификаций:

□ задания с абстрактными понятиями: 12, 15, 16, 19;

□ смешанные задания: 3, 6, 7, 8, 11, 13, 18;

□ задания с конкретными понятиями: 1, 2, 4, 5, 9, 10, 14, 17, 20.

Субтест 5. Обобщение

Отнесенность заданий к разным школьным предметам:

□ литература, русский язык: 4, 11, 17;

□ математика, физика: 5, 8, 12, 16;

□ история: 3, 10, 14, 18;

□ биология: 2, 6, 9;

□ география: 1,7, 13, 15, 19.


Таблица 4.4. Средние значения интеллектуальных показателей в группах подростков 11-14 лет (получены Ж. Балакшиной)

Субтест Возрост

  1 1 лет 1 2 лет 13 лет 14 лет
  23,06 28,07 50,30 52,65
ii 23,35 27,64 55,30 56,13
iii 30,64 40,67 50,27 50,78
iv 40,53 47,98 54,18 54,79
v 18,05 22,80 35,25 29,68
vi 28,93 34,46 51,25 47,31

 

Рекомендации по работе с тестом

Для получения более полной информации о структуре интеллекта мож­но дополнительно использовать невербальные разделы (7, 8) теста структу­ры интеллекта Р. Амтхауэра.

Период взрослости

Один из известнейших групповых интеллектуальных тестов, широко используемый в немецкоязычных странах, — тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973-м). Тест предназначен для измерения уровня интеллекутального раз­вития лиц в возрасте от 13 до 61 года [1,4,5].

Тест отличается хорошими методическими показателями: коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) — 0,83-0,91; коэффициент надеж­ности параллельных форм —■ 0,95; коэффициент надежности частей теста (по методу «расщепления») — 0,97; валидность, определяемая по связи с ус­певаемостью, — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62.

Стандартизация теста проводилась по выборке из 4076 испытуемых. Средний показатель по сырым баллам равнялся 82. После стандартизации новая средняя равнялась 100, сигма — 10.

Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня об­щих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагнос­тики. При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно ко­торой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, та­кими как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимается Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллек­та: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Тест состоит из 9 разделов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта:

1. «Логический отбор» — исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведен­ных слов. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.

2. «Определение общих черт» — исследование способности к абстраги­рованию, оперированию вербальными понятиями. В задачах предлагается 5 слов, из которых 4 объединены определенной смысловой связью, а 1 — лишнее. Это слово и необходимо выделить при ответе. Количество зада­ний — 20, время выполнения субтеста — 6 мин.

3. «Аналогии» — анализ комбинаторных способностей. В заданиях пред­лагаются 3 слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — многоточие. Из 5 прилагаемых слов необходимо выбрать такое, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий — 20. Время выполнения — 7 мин.

4. «Классификация» — оценка способности выносить суждение. Испы­туемый должен обозначить 2 слова общим понятием. Количество заданий — 16, время выполнения — 8 мин. Оценка варьируется отО до 2 баллов в зави­симости от уровня обобщения.

5. «Счет» — оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения — 10 мин.

6. «Ряды чисел» — анализ индуктивного мышления, способности опе­рировать с математическими закономерностями. В 20 заданиях необходи­мо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения — 10 мин.

7. «Выбор фигур» — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. В заданиях приводятся разделенные на час­ти геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти прямоуголь­ник с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий 20, время выполнения — 7 мин.

8. «Кубики» — исследуется также пространственное мышление. При вы­полнении задания необходимо идентифицировать куб с одним из обозна­ченных буквами. Время решения — 9 мин.

9. «Запоминание слов» — задание на способность сосредоточить внима­ние и сохранить в памяти усвоенное. Предлагается запомнить ряд слов, от­носящихся к различным группам предметов. А затем выполнить задание, где используются свойства оперативной памяти. Время запоминания — 3 мин, время выполнения задания — 6 мин.

Чистое время выполнения всего теста — 90 мин. За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл. Сумма баллов по субтесту — первич­ная субтестовая оценка.

Рис. 4.3. Примеры структуры интеллекта

 

Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки шкаль­ные. Таким образом, структуру интеллекта можно охарактеризовать по про­филю успешности решения отдельных групп заданий (рис. 4.3). Сумма пер­вичных баллов переводится в общую оценку уровня интеллекта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных