Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей




Для исследования тревожности у старших подростков и юношей А. Д. Ан­дреевой в 1988 году был модифицирован опросник Ч. Д. Спилбергера (STPI— State Trait Personal Inventory)™. Он позволяет выявить уровень по­знавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности.

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), не­посредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познава­тельную деятельность субъекта. Гнев и тревога — базальные эмоции, зави­сящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в ви­де затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуа­циям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в ус­ловиях школьного обучения, Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональ­ных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Описание

Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познаватель­ной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую — эти же шка­лы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответ­ствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и ин­струкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отра­жала состояние учащихся на уроке, в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоцио­нальных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и опреде­лить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональ­ных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конк­ретизируется применительно к данному предмету. Указанный вариант оп­росника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной ра­боты с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.

Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и не­гативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала со­стоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке (табл. 6.17).

Таблица 6.17. Ключ к опроснику Спилбергера
Эмоция   Пункт шкалы, номер    
Тревожность 1 4 7 10 13 16 19 22    
Познавательная активность 2 5 8 11 14 17 20 23    
Негативные эмоциональные переживания 3 6 9 12 15 18 21 24    

 

При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок: «Почти никогда» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла), «Почти всегда» (4 балла).

Инструкция (к 1-й части). Прочти внимательно каждое предложе­ние и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимос­ти от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

Инструкция (ко 2-й части). А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе.

Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы: «Какие еще чувства ты обычно испытываешь?» (после 1-й части методики) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й ча­сти). При апробации методики предполагалось, что, ответив на эти вопро­сы, школьники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому, как это делалось с основной часть опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к данному заданию как к возможности свободно выс­казаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в балльной оценке их отпала. Здесь следует отметить, что более содержа­тельные ответы обычно даются на второй дополнительный вопрос — о чув­ствах, переживаемых на уроке, — и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то же время учащиеся нередко затруд­няются при ответе на первый вопрос и зачастую просто опускают его. Тем не менее авторы считают целесообразным включение этого вопроса в мето­дику-для получения более объективной картины. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существен­ную помощь при интерпретации основных результатов.

Опросник Спилбергера (часть 1)

№ п/п Самооценка Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
         
  Я уравновешенный человек 1      
  Мне хочется изучатьто, что 1      
  меня окружает:      
  Я несдержан 1      
  Я доволен собой 1      
  Я испытываю любопытство 1      
  Я вспыльчив 1      
  Я нервничаю и беспокоюсь 1      
  Мне интересно 1      
  Я горячий человек 1      
  Я хотел бы быть таким же 1      
  счастливым, как другие      
  Я любознателен 1      
  Я сержусь, когда из-за чужих 1      
  ошибок мне приходится      
  действовать медленнее      
  Я неудачник 1      
  Я энергичен 1      
  Меня раздражает, когда меня 1      
  не хвалят за хорошую работу      
  Мне становится не по себе, 1      
  когда я думаю о своих делах      
  и заботах      
  Я чувствую себя 1      
  исследователем      
  Я легко выхожу из себя 1      
  Я спокоен,хладнокровен 1      
  и собран      
  Я легко возбуждаюсь 1      
  Когда я взбешен, я могу 1      
  сказать все что угодно      
  Мне не хватает уверенности 1      
  в себе      
  Меня ничто не интересует 1      
  Меня бесит, когда меня 1      
  критикуют при других      
  Я чувствую, что не 1      
  приспособлен для жизни      
  Я чувствую, что у меня хорошо 1      
  работает голова      
  Когда мне мешают, мне 1      
  хочется кого-нибудь ударить      
  Я беспокоюсь даже тогда, 1      
  когда для этого нет повода      
  Мне скучно 1      
  Меня приводит в ярость, 1      
  когда за хорошую работу      
  я получаю плохую оценку      

 

Опросник Спилбергера (часть 2)

№ п/п Самооценка Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
  Я спокоен 1 2    
  Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке 1 2    
  Я разъярен 1 2    
  Я напряжен 1 2    
  Я испытываю любопытство 1 2    
  Мне хочется стукнуть кулаком по столу 1 2    
  Я чувствую себя совершенно свободно 1 2    
  Я заинтересован 1 2    
  Я рассержен 1 2    
  Меня волнуют возможные неудачи 1 2    
  Мне хочется знать, понять, докопаться до сути 1 2    
  Мне хочется на кого-нибудь накричать 1 2    
  Я нервничаю 1 2    
  Я чувствую себя исследователем 1 2    
  Мне хочется что-нибудь сломать 1 2    
  Я взвинчен      
  Я возбужден 1 2    
  Я взбешен 1 2    
  Я раскован 1 2    
  Я чувствую, что у меня хорошо работает голова 1 2    
  Я раздражен 1 2    
  Я озабочен 1 2    
  Мне скучно 1 2    
  Мне хочется кого-нибудь ударить 1 2   4 /
  Я уравновешен 1 2    
  Я энергичен 1 2    
  Я чувствую себя обманутым 1 2    
  Я испуган 1 2    
  Мне не интересно 1 2    
  Мне хочется ругаться 1 2    

 

Методика используется как при проведении фронтального обследования с целью выявления детей, испытывающих в школе различного рода эмоцио­нальные проблемы или занимающих неблагополучное положение в классе в целом, так и при индивидуальной работе с учащимися, требующими помо­щи со стороны школьного психолога для нормализации учебной деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных