Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Обработка и интерпретация результатов
Предварительный этап
1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.
2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.
Основной этап
1. Подсчитываются данные по контрольной шкале — субшкале «социальной желательности» (табл. 6.5).
Таблица 6.5. Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS)
Ответ ВЕРНО
| Ответ НЕВЕРНО
| 5, 17,21,30, 34,36
| 10,41,47,49,52
| |
Критическое значение по данной субшкале — 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности. 2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности (табл. 6.6).
Таблица 6.6. Ключ к субшкале тревожности
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
3. Первичная оценка переводится в шкальную (табл. 6.7). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.
Таблица 6.7. Тревожность. Перевод «сырых» баллов в стены
Половозрастные группы (результаты в баллах)
Стены
| 7 лет
| 8-9
| лет
| 10-
| 11 лет
|
| лет
| девочки
| мальчики
| девочки
| мальчики
| девочки
| мальчики
| девочки
| мальчики
|
| 0-2
| 0-3
|
| 0-1
| 0-3
| 0-2
| 0-6
| 0-5
|
| 3-4
| 4-6
| 1-3
| 2-4
| 4-7
| 3-6
| 7-9
| 6-8
|
| 5-7
| 7-9
| 4-7
| 5-7
| 8-10
| 7-9
| 10-13
| 9-11
|
| 8-10
| 10-12
| 8-11
| 8-11
| 11-14
| 10-13
| 14-16
| 12-14
|
| 11-14
| 13-15
| 12-15
| 12-14
| 15-18
| 14-16
| 17-20
| 15-17
|
| 15-18
| 16-18
| 16-19
| 15-17
| 19-21
| 17-20
| 21-23
| 18-20
|
| 19-21
| 19-21
| 20-22
| 18-20
| 22-25
| 21-23
| 24-27
| 21-22
|
| 22-25
| 22-24
| 23-26
| 21-23
| 26-28
| 24-27
| 28-30
| 23-25
|
| 26-29
| 24-26
| 27-30
| 24-26
| 29-32
| 28-30
| 31-33
| 26-28
|
| 29 и более 27 и более
| 31 и более 27 и более
| 33 и более 31 и более
| 34 и более 29 и более
| |
4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого (табл. 6.8).
Таблица 6.8. Характеристика уровней тревожности
Стены
| Характеристика
| Примечание
| 1-2
| Состояние тревожности испытуемому
| Подобное «чрезмерное спокойствие» может
|
| не свойственно
| иметь и не иметь защитного характера
| 3-6
| Нормальный уровень тревожности
| Необходим для адаптации и продуктивной
|
|
| деятельности
| 7-8
| Несколько повышенная тревожность
| Часто бывает связана с ограниченным кругом
|
|
| ситуаций, определенной сферой жизни
|
| Явно повышенная тревожность
| Обычно носит «разлитой», генерализованный
|
|
| характер
|
| Очень высокая тревожность
| Группа риска
| |
Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан9
Настоящая шкала тревожности была разработана А. М. Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является, на наш взгляд, то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т. е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Описание
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланксодержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, форма Б — для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
Инструкция (на первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0,1,2,3 или 4, — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Переверни страницу.
(На второй странице инструкция продолжается.)
Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
(Далее следует текст методики.)
Форма А
№ п/п
| Ситуация
| Нет Немного Достаточно
| Значительно
| Очень
| Пример
| Перейти в новую школу
| 0 1
|
|
|
|
| Отвечать у доски
| 0 1
|
|
|
|
| Оказаться среди незнакомых
| 0 1
|
|
|
|
| ребят
|
|
|
|
|
| Участвовать в соревнованиях.
| 0 1
|
|
|
|
| конкурсах, олимпиадах
|
|
|
|
|
№ п/п
| Ситуация
| Нет Немного Достаточно
| Значительно
| Очень
|
| Слышать заклятия
| 0 1
|
|
|
|
| Разговаривать с директором
| 0 1
|
|
|
|
| школы
|
|
|
|
|
| Сравнивать себя с другими
| 0 1
|
|
|
|
| Учитель смотрит по журналу,
| 0 1
|
|
|
|
| кого спросить
|
|
|
|
|
| Тебя критикуют, в чем-то
| 0 1
|
|
|
|
| упрекают
|
|
|
|
|
| На тебя смотрят, когда ты что-
| 0 1
|
|
|
|
| нибудь делаешь (наблюдают
|
|
|
|
|
| за тобой во время работы,
|
|
|
|
|
| решения задачи)
|
|
|
|
|
| Видеть плохие сны
| 0 1
|
|
|
|
| Писать контрольную работу,
| 0 1
|
|
|
|
| выполнять тест по какому-
|
|
|
|
|
| нибудь предмету
|
|
|
|
|
| После контрольной, теста —
| 0 1
|
|
|
|
| учитель называет отметки
|
|
|
|
|
| У тебя что-то не получается
| 0 1
|
|
|
|
| Смотреть на человека,
| 0 1
|
|
|
|
| похожего на мага, колдуна
|
|
|
|
|
| На тебя не обращают
| 0 1
|
|
|
|
| внимания
|
|
|
|
|
| Ждешь родителей с
| 0 1
|
|
|
|
| родительского собрания
|
|
|
|
|
| Тебе грозит неуспех, провал
| 0 1
|
|
|
|
| Слышать смех за своей спиной
| 0 1
|
|
|
|
| Не понимать объяснений
| 0 1
|
|
|
|
| учителя
|
|
|
|
|
| Думаешь о том, чего ты
| 0 1
|
|
|
|
| сможешь добиться в будущем
|
|
|
|
|
| Слышать предсказания о
| 0 1
|
|
|
|
| космических катастрофах
|
|
|
|
|
| Выступать перед зрителями
| 01
|
|
|
|
| Слышать, что какой-то человек
| 0 1
|
|
|
|
| «напускает порчу» на других
|
|
|
|
|
| С тобой не хотят играть
| 0 1
|
|
|
|
| Проверяются твои
| 0 1
|
|
|
|
| способности
|
|
|
|
|
| На тебя смотрят как на
| 0 1
|
|
|
|
| маленького
|
|
|
|
|
| На экзамене тебе достался
| 0 1
|
|
|
|
| 13-й билет
|
|
|
|
|
| На уроке учитель неожиданно
| 0. 1
|
|
|
|
| задает тебе вопрос
|
|
|
|
|
| Оценивается твоя работа
| 0 1
|
|
|
|
| Не можешь справиться с
| 0 1
|
|
|
|
| домашним заданием
|
|
|
|
| 31.
| Засыпать в темной комнате
| 0 1
|
|
|
|
| Не соглашаешься с
| 0 1
|
|
|
|
| родителями
|
|
|
|
|
| Берешься за новое дело
| 0 1
|
|
|
|
№ п/п
| Ситуация
| Нет
| Немного Достаточно
| Значительно
| Очень
|
| Разговаривать с школьным
|
|
|
|
|
|
| психологом
|
|
|
|
|
|
| Думать о том, что тебя могут
|
|
|
|
|
|
| «сглазить»
|
|
|
|
|
|
| Замолчали, когда ты подошел
|
|
|
|
|
|
| (подошла)
|
|
|
|
|
|
| Слушать страшные истории
|
|
|
|
|
|
| Спорить со своим другом
|
|
|
|
|
|
| (подругой)
|
|
|
|
|
|
| Думать о своей внешности
|
|
|
|
|
|
| Думать о призраках, других
|
|
|
|
|
|
| страшных, «потусторонних»
|
|
|
|
|
|
| существах
|
|
|
|
|
| Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О. Кондаша.
|
|
|
| Форма Б
|
|
|
| № п/п
| Ситуация
| Нет
| Немного Достаточно
| Значительно
| Очень
| Пример
| Перейти в новую школу
|
|
|
|
|
|
| Отвечать у доски
|
|
|
|
|
|
| Требуется обратиться с
|
|
|
|
|
|
| вопросом,просьбой к
|
|
|
|
|
|
| незнакомому человеку
|
|
|
|
|
|
| Участвовать в соревнованиях,
|
|
|
|
|
|
| конкурсах, олимпиадах
|
|
|
|
|
|
| Слышать заклятия
|
|
|
|
|
|
| Разговаривать с директором
|
|
|
|
|
|
| школы
|
|
|
|
|
|
| Сравнивать себя с другими
|
|
|
|
|
|
| Учитель делает тебе
|
|
|
|
|
|
| замечание
|
|
|
|
|
|
| Тебя критикуют, в чем-то
|
|
|
|
|
|
| упрекают
|
|
|
|
|
|
| На тебя смотрят, когда ты что-
|
|
|
|
|
|
| нибудь делаешь (наблюдают
|
|
|
|
|
|
| за тобой во время работы,
|
|
|
|
|
|
| решения задачи)
|
|
|
|
|
|
| Видеть плохие или «вещие»
|
|
|
|
|
|
| сны
|
|
|
|
|
|
| Писать контрольную работу,
|
|
|
|
|
|
| выполнять тест по какому-
|
|
|
|
|
|
| нибудь предмету
|
|
|
|
|
|
| После контрольной, теста
|
|
|
|
|
|
| учитель называет отметки
|
|
|
|
|
|
| У тебя что-то не получается
|
|
|
|
|
|
| Мысль о том, что
|
|
|
|
|
|
| неосторожным поступком
|
|
|
|
|
|
| можно навлечь на себя гнев
|
|
|
|
|
|
| потусторонних сил
|
|
|
|
|
|
| На тебя не обращают
|
|
|
|
|
| .
| внимания
|
|
|
|
|
|
№ п/п
| Ситуация
| Нет
| Немного Достаточно
| Значительно
| Очень
|
| Ждешь родителей с родительского собрания
|
| 1 2
|
|
|
| Тебе грозит неуспех, провал
|
| 1 2
|
|
|
| Слышать смех за своей спиной
|
| 1 2
|
|
|
| Не понимать объяснений учителя
|
| 1 2
|
|
| - 20
| Думаешь о своем будущем
|
| 1 2
|
|
|
| Слышать предсказания о космических катастрофах
|
| 1 2
|
|
|
| Выступать перед большой аудиторией
|
| 1 2
|
|
|
| Слышать, что какой-то человек «напускает порчу- на других
|
| 1 2
|
|
|
| Ссориться с родителями
|
| 1 2
|
|
|
| Участвовать в
психологическом
эксперименте
|
| 1 2
|
|
|
| На тебя смотрят как на маленького
|
| 1 2
|
|
|
| На экзамене тебе достался 13-й билет
|
| 1 2
|
|
|
| На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
|
| 1 2
|
|
|
| Думаешь о своей привлекательности для девочек(мальчиков)
|
| 1 2
|
|
|
| Не можешь справиться с домашним заданием
|
| 1 2
|
|
|
| Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи
|
| 1 2
|
|
|
| Не соглашаешься с родителями
|
| 1 2
|
|
|
| Берешься за новое дело
|
| 1 2
|
|
|
| Разговаривать со школьным психологом
|
| 1 2
|
|
|
| Думать о том, что тебя могут «сглазить»
|
| 1 2
|
|
|
| Замолчали, когда ты подошел (подошла)
|
| 1 2
|
|
|
| Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса
|
| 1 2
|
|
|
| Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях
|
| 1 2
|
|
|
| Смотреться в зеркало
|
| 1 2
|
|
|
| Кажется, что нечто непонятное,
сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого
|
| 1 2
|
|
| Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О. Кондаша.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|