Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обработка и интерпретация результатов. 1. Измеряется линейкой расстояние от центра шкалы до крестика (в мм).




1. Измеряется линейкой расстояние от центра шкалы до крестика (в мм).

2. Производится вычисление средней дистанции взаимодействия испы-

Таблица 9.9. Средняя дистанция (мм)
Возраст, класс Пол Средняя Взро­слые Сверст­ники Своего пола Противопо­ложного пола Знакомые Незнакомые
5-6 М              
  ж              
7-9 м              
  ж              
10-11 м              
  ж             27 L

 

туемого, а также средних значений дистанций по следующим показателям: взрослые, сверстники того же пола, противоположного пола (с учетом пола классного руководителя), знакомые, незнакомые.

3. Анализируется благополучие отношений со знакомыми (неблагопо­лучием считается превышение дистанции со знакомым над дистанцией с незнакомым того же возраста и пола).

4. Оценивается значимость различий структуры благополучных и струк­туры конфликтных отношений.

На основании исследования символических дистанций взаимодействия по шкале CIDS у 750 школьников общеобразовательных школ Санкт-Пе­тербурга были получены статистически достоверные различия (табл. 9.9). Наиболее значимые различия получены по признакам пола, возраста и зна­комства. Отмечаются различия в дистанциях со сверстниками того же пола и противоположного пола: более короткие дистанции с лицами противо­положного пола. С увеличением возраста значимо увеличиваются дистан­ции со знакомыми взрослыми, в то время как дистанции с незнакомыми взрослыми значимых различий не имеют. С увеличением возраста значимо уменьшаются дистанции со сверстниками противоположного пола, в то время как в дистанции со сверстниками того же пола значимых различий не обнаружилось. С увеличением возраста значимо увеличиваются дистан­ции со знакомыми людьми, при этом значимо сокращается разница между дистанциями со знакомыми и незнакомыми.

Таким образом, с возрастом имеет место перестройка структуры отно­шений в сторону предпочтения сверстников по сравнению со взрослыми. Сокращается дистанция взаимодействия с лицами противоположного пола по сравнению с лицами того же пола, сокращается разница между дистан­циями со знакомыми и незнакомыми людьми.

Структура личностной среды является полигрупповой, в каждой общ­ности для человека складывается уникальная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия. Группы, в которые включается человек, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие и разви­тие психики. Положение в группе определяется как личностными качества­ми ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе.

По пути группа детского сада — школьный класс — после школьные объединения — производственный коллектив и возвращение в рамки семей­ной микросреды происходит движение личности по группам, совершается оно не только по вертикальной оси, но и горизонтальной. В каждый дан­ный момент жизни человека он оказывается вовлеченным в целую систему различных контактных и неконтактных общностей.

Для изучения взаимоотношений между детьми применяются специаль­ные социометрические методы исследования. При их использовании необ­ходимо базироваться на следующих принципиальных положениях.

1. Взаимоотношения между детьми в группе следует рассматривать в целостности. Отсюда вытекает необходимость рассмотреть отношения каждого ребенка ко всем остальным и всех остальных к каждому.

2. Нельзя ограничиваться анализом дружеских пар и игровых группиро­вок, так как и те и другие не охватывают всех детей в целом.

3. Чтобы понять тенденции развития взаимоотношений детей, следует изучать эти взаимоотношения на фоне и в сопоставлении с таким же изуче­нием детей в группах старшего возраста.

Кроме социометрических экспериментов описанного типа проводят и раз­работанный Я. JI. Коломинским «выбор в действии». В нем ребенку предла­гают действенным путем выразить отношение к членам группы (сделать по­дарок, дать карандаш, конфету и т. д.). Использование данной методики позволяет выявить социометрический статус каждого. Для выявления моти­вировок выборов (для старшего возраста) применяется беседа с каждым в от­дельности по определенному плану, а также более сложные методы.

С целью выявления предпочтений, отдаваемых определенным ребен­ком, разрабатываются опросники, выявляющие желание ребенка совмес­тно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопро­сов-критериев.

Различаются общие и специфические критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнера, чем бо­лее длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора.

Социограмма

Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позво­ляет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в груп­пе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специаль­ных знаков (рис. 9.1).


 

Графическая техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления груп­повых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки со­ставляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положи­тельные группировки из 2-3 членов, реже — из 4 и более членов (рис. 9.2).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных