Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социометрические индексы




Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и группо­вые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологи­ческие свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые ха­рактеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются:

□ индекс социометрического статуса /-члена;

□ индекс эмоциональной экспансивности /-члена;

□ индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij- члена.

Символы / иу обозначают, одно и то же лицо, но в разных ролях: / — вы­бираемый,/ — выбирающий, // — совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса /'-члена группы определяется по фор­муле:


 

С — социометрический статус /-го члена; R. — полученные /'-м членом вы­бора N; X - знак алгебраического суммирования числа полученных выбо­ров /-го члена; N— число членов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социо­метрической структуры занимать определенную пространственную пози­цию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими эле­ментами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической струк­туры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается ин­формацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью цело­го (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенци­альную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометри­ческий статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет С.+— положительного и С.+— отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности /-члена группы высчитывается по формуле:


 

где Е — эмоциональная экспансивность /-члена; R — сделанные /-членом выборы (+, -).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характе­ризует потребность личности в общении.

Из ГСИ наиболее важными являются:

□ индекс эмоциональной экспансивности группы, который вычисляется по формуле:


 

где Ag — экспансивность группы; N — число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задач социометрического теста (в расчете на каждого члена); □ индекс психологической взаимности в группе («сплоченности группы»), который вычисляется по формуле:


 

где С/, — взаимность в группе по результатам положительных выбо­ров; А.+ — число положительных взаимных связей в группе; N— чис­ло членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правиль­ного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследова­ния и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измере­ние авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возни­кающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее прове­дение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полез­на в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом раз­решения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Игровая методика «Дилемма узника»

Для изучения диадного взаимодействия широко используется игра под названием «Дилемма узника». Название методики возникло из названия ситуации, которую предлагается представить играющим. Она заключается в том, что двух заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. У каждого есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто
из них не сообщит о совершенном другим преступлении, оба получат не­значительное наказание; если один скажет, а другой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу, а другой получит суровое наказание; если они оба сообщат, то оба получат небольшое наказание, но оно будет больше, чем то, что они могли получить, если бы оба промолчали. Исход игры мож­но представить в виде таблице, с которой обычно знакомят участников пе­ред игрой:

В ситуации «Дилемма узника» играющие должны сделать выбор между кооперативным (б) и конкурентным поведением (г), учитывая при этом мотивы выбора другого. С точки зрения индивидуального результата игро­ка А, ему всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если

к

Выбор участника Б

б (молчать) г (сказать)
Выбор б 3,3 -1,5
участника А г 5,-1 1, 1

 

игрок Б будет исходить из той же позиции, они оба получат относительно мало очков. А исходя из максимума обоюдного результата, они оба должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого возможность злоупотреблять доверием.

Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях не всту­пая в контакт, в других случаях разрешается общаться (изучается как раз воздействие коммуникации на выбор). Игра может проигрываться много­кратно, и после каждого тура игрокам сообщаются результаты, за которые они получают призы или наказание. В роли игрока может выступить не один человек, а команда с лидером или без него.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных