Общая характеристика памяти и ее функции. Виды памяти. Взаимодействие крат и долг памяти
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Память – это одновременно психофизиологический и культурный процесс.
Виды памяти
I. Классификация по времени сохранения материала:
1) мгновенная; 2) кратковременная; 3) оперативная
4) долговременная: – фактическая; – эпизодическая
II. Классификация по преобладающему в процессах запоминания анализатору: 1) зрительная;
2) слуховая; 3) двигательная; 4) тактильная;
5) обонятельная, осязательная
III. Классификация по характеру участия воли в
процессах запоминания материала:
1) произвольная; 2) непроизвольная
IV. Классификация по способу запоминания:
1) произвольная; 2) логическая; 3) опосредованная
Деятельность кратковременной и долговре-.
менной памяти.
Кратковременная память сохранение воспринимаемой информации без ее повторения в течение 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7±2. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы – 7, если слоги – 6, если слова – 5, если предложения, состоящие из 2 слов, – 4. Объем кратковременной памяти индивидуален. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение – способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти.
Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения).В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения.(Реминистенция)
8. Законы и явление памяти. Мнемотехнические законы запоминания. Для лучшего запоминания широко используются различные мнемотехнические приемы. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Так, год французской революции - 1789-й - легко запомнить, выделив структуру даты (последовательность цифр 7, 8, 9). Кроме того, рифмование слов также способствует запоминанию. Рассмотрим некоторые основные приемы мнемотехники запоминания: Метод ассоциаций. Запоминание даты, например, можно ассоциировать с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до- или спустя столько-то лет после. При этом определяющее значение имеют прочность ассоциаций и их количество. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Так, иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию. Метод связок.Он заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рассказ. Метод мест. Он основан на зрительных ассоциациях; нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко "извлекается" из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный "маршрут". Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных "мест" внутри комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15-20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по, хорошо известному вам "маршруту" вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно "разбить" по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы. Названные приемы позволяют значительно увеличить объем запоминаемого человеком материала.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|