Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задачи специальной психологии




· исследование малых групп,

· исследование коммуникации

· исследование атрибутивных процессов,

· исследование социальных установок,

· исследование агрессивного поведения

 

Специальная психология — область психологии развития, самостоятельная отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенностей психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками (В.И. Лубовский)

Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).

Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Задачи:

1. Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения

2. Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития

3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития

4. Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений

5. Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях

6. Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками

7. Психологическая коррекция дезадаптации

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

Разделы:

1. тифлопсихология — психология слепых;

2. сурдопсихология — психология глухих;

3. олигофренопсихология — психология умственно отсталых;

4. логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами.

Связи: общая,возрастная,педагогическая,клиническая,медицинская,психофизиология,физиология,социальная психологии.

 

 

2. Принципы диагностического изучения детей с недостатками в развитии.

Разные этапы диагностики:

Скрининг – выявление наличия отклонения в психофизическом развитии без точной квалификации их характеристик.

Дифференциальная диагностика – определение типа нарушения развития.

Феноменологический – выявление индивидуальных особенностей ребенка как характерных особенностей его познавательной деятельности, эмоционально-личностного развития.

Методологические принципы изучения нарушений развития:

Комплексность изучения; Системность; Динамический подход; Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка; Принцип качественного анализа; Необходимость раннего диагностического изучения ребенка.

 

3. Коррекция и компенсация нарушенного развития.

Коррекция в современном понимании — это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития по­средством различных психолого-педагогических воздействий. Как отмечал еще Л.С.Выготский, коррекция наиболее успеш­но осуществляется по отношению к вторичным недостаткам раз­вития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных, т.е. психолого-пе­дагогических, воздействий. Более значительную роль в преодоле­нии первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики, играет компенсация с помощью технических средств, путем перестройки деятельности частично нарушенной функциональной системы и замещения функ­ции поврежденной системы деятельностью другой, сохранной.

Компенсация функции — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушен­ных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесен­ных заболеваний и травм. В процессе компенсации функция по­врежденных органов или структур либо начинает осуществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их деятельности (так называемая заместительная гиперфункция), либо происходит перестройка частично нарушенной функции (иногда с включением других систем). Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.

 

4. Изучал разные категории аномальных детей, что дало возможность выйти на важнейшие общие закономерности аномального развития. Создал научную школу специальной психологии в России

 

 

5. Типология нарушенного развития у детей и виды дизонтогенеза.

Типология нарушенного развития: дети с трудностями в обучении (задержка психического развития); с недостатками речи; умственно отсталые; с эмоциональными нарушениями; слабослышащие и глухие; с недостатками моторики; с ослабленным здоровьем; слепые и слабовидящие; с множественными (сложными) дефектами.

Выделяют шесть типов дизонтогенеза:

1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отста­вание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего — коры больших полушарий). Пора­жение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, природовой периоды или в раннем детстве. Наи­более характерным примером недоразвития является самая распро­страненная форма умственной отсталости — олигофрения.

2. Задержанное развитие — замедление темпа всего психиче­ского развития, возникающее чаще всего в результате слабо вы­раженных органических поражений коры головного мозга (обыч­но парциального характера) или длительных и тяжелых сомати­ческих заболеваний.

3. Поврежденное психическое развитие, представленное орга­нической деменцией — нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных за­болеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет про­грессирующий характер.

4. Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его пред­ставляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и мышечно-кинестетической системы (т.е. опорно-двигательного аппарата).

5. Искаженное психическое развитие — разные варианты слож­ных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития яв­ляются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример это­го типа нарушенного психического развития.

6. Дисгармоническое психическое развитие, связанное с наруше­нием формирования эмоционально-волевой сферы. К нему отно­сятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

 

 

6. Биологические факторы, неблагоприятно влияющие на психическое и физическое развитие ребенка

По происхождению делятся на заболевания:

- внутренние (эндогенные)– наследственные

- внешние (экзогенные) – приобретенные

- смешанные по происхождению

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных