Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дайте характеристику основным стадиям жизненного цикла развития семьи. Раскройте специфику задач, решаемых на каждой стадии жизненного цикла развития семьи




Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Брак -- принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудно-сти, возникающие при решении указанных задач, для преодоле-ния которых нередко нужна и профессиональная психологичес-кая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свой-ственные только ему особенности.

Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоцио-нальные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и про-странственной дистанции с генетическими семьями, приобре-тение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода -- возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточ-ной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в бе-зопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

 

46. Социальные страхи – виды и специфика их проявления.

Социальный страх - это личностное психическое расстройство, которое снижают психологическую адаптацию, вызывают тревогу, эмоциональные нарушения и вегетативно-соматические проявления (потливость, сердцебиение, нарушение работы желудка и др.). Процесс возникновения социальных страхов начинается у людей с детства. Он происходит постепенно путем замещения биологических страхов социальными. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и врачей, причиняющих ему боль. Вместе с поступлением в школу возникают страхи учителей, не выученных уроков и опозданий, а так как пчелы или огонь «кусают» реже, чем ругает строгий учитель или суровый отец, то и боятся последних сильнее. И, со временем, социальные страхи выходят на первое место. Социальные страхи в отличие от биологических имеют свои специфические черты:

  • Опосредованный характер (когда объекты, вызывающие страх не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку)
  • Распространенность
  • Наличие множественного характера, то есть человек редко боится только начальства. Чаще всего вместе с этим он боится и критики, и предъявлять требования, и оказаться в центре внимания.
  • Социальные страхи легко распространяются на смежные социальные ситуации и схожие социальные объекты.

Существует большое количество различных видов социальных страхов. Сначала я бы хотела рассказать про страхи близких социальных контактов:

  • Страх одиночества
  • Стеснительность
  • Страх слияния с другим человеком

Страх одиночества: Немецкий ученый Фриц Риман считает, что каждого человека характерны две противоположные тенденции. Первая тенденция связана с желанием индивидуума отграничить себя от остальной человеческой массы и реализовать себя как отдельную личность, что в итоге неизбежно вызывает страх изоляции и одиночества. Вторая тенденция подразумевает самоотречение и самоотдачу, слияние с окружающими людьми. Как пишет Ф.Риман, с этими понятиями связаны все страхи, заключающиеся в боязни утраты собственного «Я», которые возникают при необходимости самоотдачи. Страх одиночества особенно остро испытывают люди, которым психологически трудно быть одним. Сюда же относится страх потери близкого человека. Данный вид страха может испытывать девушка, влюбленная в своего парня и опасающаяся, что он может бросить ее, родители, которые боятся, что их взрослеющие дети уедут учиться в другой город и т. д. Подобные страхи характерны для личностей, которые изначально стремятся к самоотдаче, доверительным близким контактам, и у которых присутствует страстное желание любить и быть любимым. Ф. Риман относил таких людей к «депрессивным» личностям, указывая, что подобные люди легко соскальзывают в депрессию, если им отказывают в любви. Он писал: «Депрессивные личности стремятся достичь максимальной близости и, по возможности, удержать ее. У них так малоразвиты эгоистические стремления, направленные на обеспечение «Я», что любая дистанция, любое отдаление и разъединенность с партнером вызывают у них страх, и они делают попытки уменьшить расстояние. Отдаление от партнера означает для них оставленность, покинутость и заброшенность, что может привести к глубокой депрессии вплоть до отчаяния».

Стеснительность: Как писал в своей монографии главный эксперт в этой области Филип Зимбардо, «быть стеснительным значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев из-за их неизвестности и неопределенности; начальства, наделенного властью; представителей другого пола из-за потенциальной возможности интимного контакта». Он также обращает внимание на то, что причиной стеснительности может быть сильный страх, испытанный в детстве ребенком, страх, заставляющий его впоследствии избегать инициативы в контактах с другими людьми.

Стеснительность следует с одной стороны отделять от скромности, а с другой — от замкнутости:

Страх слияния с другим человеком: Некоторые люди, находящиеся под влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности, будут испытывать страх перед открытостью и самоотдачей. Жизнь таких людей связана с повышенным стремлением к самостоятельности, что приводит к их изоляции от окружающих. Их страх перед близостью будет усиливаться при необходимости приблизиться к другим или при приближении других. Фриц Риман называет таких личностей «шизоидами» и пишет, что для защиты от страха перед близостью они стремятся достичь максимально возможной независимости. Они старательно уклоняются от эмоциональных контактов со своим окружением, что приводит к усилению эгоцентризма и все большей и большей изоляции. По мнению Римана, у таких людей вследствие изоляции и одиночества может возникнуть страх сойти с ума, в котором отражается переживание шизоидом потери своей индивидуальности и его незащищенность в этом мире.

Также существуют страхи руководства и подчинения:

  • Страх начальства
  • Страх ответственности

Страх начальства: Страх перед начальником, боссом, шефом, командиром, учителем и т. д. является типичной разновидностью социальных страхов. Человеческое общество носит иерархический характер: кто-то командует, а кто-то вынужден подчиняться. Степень власти начальника постепенно менялась в процессе истории, и сейчас начальник не может казнить раба, как это было в эпоху античности, не имеет права применять телесные наказания, но он может лишить премии, уволить или просто повысить голос. Казалось бы, что тут страшного: не нравится начальник - поменяй работу и найди себе другого, но для многих неуверенных в себе людей такой вариант кажется неприемлемым. Вот и приходится им терпеть и бояться своих начальников, а те прекрасно чувствуют это и пользуются своей властью. Таким образом, у некоторых людей создается и закрепляется ложное ощущение, что их начальник обладает властью казнить и миловать, может ругать и наказывать, и от него зависит жизнь и благополучие работника. Людям, для которых характерен страх начальника, можно посоветовать попробовать различные способы его преодоления.

(Упражнение 2.2 «Замена очков» Попробуйте попеременно смотреть на обстоятельства жизни то глазами сверх-трусливого человека, то глазами супер-смелого. Для этого у нас есть пара «волшебных очков», меняя которые мы изменяем свой взгляд на мир.

Посмотрите на своего начальника глазами самого робкого вашего сослуживца (возможно, своими собственными), а потом - глазами министра, который случайно заглянул в вашу контору. Представили себя министром? Ну-ка добавьте строгости во взгляде. Как на вас теперь смотрит ваш начальник? А теперь нахмурьте брови и грозно цыкните на него. Да он просто умрет от страха.

Вывод из этого упражнения, надеюсь, вам понятен. Все в этом мире относительно, и вам вполне по силам смотреть на людей не через «трусливые» очки, а сквозь призму смелости и уверенности в себе.)

Страх ответственности: Он может принимать форму страха ответственности за порученное дело, организацию, спортивную команду, семью, своих подчиненных. Медицинские исследования показывают, что страх ответственности оказывает существенное влияние на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. По подсчетам специалистов, этот страх, послуживший отправной точкой миллионов случаев гипертонии, атеросклероза, язвы желудка, инфарктов и инсультов, унес больше человеческих жизней, чем все войны на Земле. Страх ответственности, практически, не имеет под собой биологических корней, а обусловливается почти исключительно социальными механизмами. Сущность этого страха заключается в том, что, принимая какое-то важное решение, человек берет на себя ответственность за его последствия, а в случае неудачи ему не только грозит осуждение или наказание со стороны социума, но, что еще хуже, зачастую он обречен на длительные самообвинения, способные отравить всю последующую жизнь. Именно поэтому многие люди не любят принимать ответственных решений, предпочитая, чтобы за них это делали другие.

Также существует категория социальных страхов оценки. Наиболее распространенный страх, относящийся к этой категории, это страх невнимания со стороны других людей.

Страх невнимания: Этот вид страха характерен для демонстративных, истерических личностей, которые расстраиваются, если на них не обращают внимание. Им неважно, каким будет повод — главное, чтобы о них говорили, на них смотрели, ими восхищались, или, по крайней мере — их ненавидели. Их главный страх состоит в том, чтобы стать серыми и незаметными, остаться без внимания публики. Такие люди идут в артисты и становятся героями скандальных хроник. Их кредо — привлечь внимание любой ценой!

Пациенты с различного рода социальными страхами часто оказываются на приеме у психотерапевта. Рассуждая чисто теоретически, американский психолог Джосеф Вольпе первоначально полагал, что условный рефлекс страха, если его не подкреплять длительное время, затухнет сам собой. Однако этого не происходило. Необходим был какой-то новый прием, который бы позволил в контролируемом эксперименте устранить условный рефлекс страха. Вольпе нашел такой способ.

Основой для терапевтических мероприятий стал принцип реципрокного (обеспечивает сокращение мышц) торможения. В экспериментах на кошках Вольпе сначала вызывал у животных невротические состояния с использованием нескольких неприятных, но не причиняющих вреда стимулов (электрошок). Затем аверсивный стимул предъявлялся не сам по себе, а на фоне кормления животного. Постепенно кошки теряли всякую чувствительность к электрическим ударам, которые ранее вызывали у них явное беспокойство.

Вольпе предположил, что тревожность и неуверенность можно лечить, замещая страх в социальной ситуации другой, несовместимой со страхом, эмоцией или замещающим поведением.

Для терапии социальных страхов Вольпе стал использовать так называемые "ассертивные" реакции - поведение, направленное на напористое отстаивание своих прав и мнений. Например, человеку, который испытывал тревогу и скованность, каждый раз, когда он не получал справедливого вознаграждения за свой труд, предлагалось настойчиво потребовать этого вознаграждения. Если он начинал это делать, то через некоторое время переставал боятся соответствующих ситуаций.
Первоначально Вольпе не видел различий между уверенным и агрессивным поведением, и именно агрессия и злость в его экспериментах выступали в качестве замещающей реакции.

Однако ряд этических соображений (злость в социальных ситуациях немногим лучше страха) заставили Вольпе продолжить поиск подходящего "замещения" страху.

Наконец, еще одним замещающим стимулом в терапии Вольпе стала прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону. Обучая за 7-10 сеансов клиентов общей и дифференциальной релаксации, Вольпе предлагал им на фоне релаксации образно представить себе предметы и ситуации, которые вызывают у них тревогу, начиная с самых простых и нестрашных ситуаций и заканчивая очень страшными. Если клиентам удавалось несколько раз сохранить спокойствие, пройдя всю иерархию образов, то волнение исчезало. На следующем этапе клиентов учили расслаблять только те группы мышц, которые не заняты в действиях, и систематически практиковаться в дифференциальной релаксации в страшных и трудных ситуациях.

Например, Вольпе в качестве замещения он иногда использовал дыхательные упражнения, самоинструкции, конкурентное моторное поведение, приятные действия или стимулы, сладости (для детей), шутки и розыгрыши и т.д.

Метод, разработанный Вольпе и основанный на принципе реципрокного торможения, получил название контр-обусловливания. В законченном виде методика представляет собой комбинацию систематической десенсибилизации, прогрессивной мышечной релаксации и замещения альтернативной реакцией.

Метод контр-обусловливания был детальнейшим образом изучен впоследствии и в настоящее время используется, например, в профессиональном тренинге полицейских в Германии. Контр-обусловливанием устраняют реакции стресса при столкновениях с демонстрантами, разборе дорожных аварий и прочих неприятностях полицейской жизни. Результат, которого достигают таким образом, следующий: чем неприятнее, опаснее и "страшнее" развивается ситуация, тем большую релаксацию и спокойствие она вызывает.

47. Застенчивость – основные проявления, характеристики и стратегии преодоления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных