Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нейропсихизм, антропопсихизм. Объективный критерий наличия психики. Раздражимость и чувствительность.




1) Нейропсихизм - психика есть у тех, у кого есть нервная система (Дарвин, Спенсер).

Антропопсихизм – психика только у человека.

Проблемы: определение НС (она есть и у амебы); невозможность различить органы чувств от органов раздражимости. В качестве объективного критерия возникновения психики А.Н.Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые не были запрограммированы генетически, т.е. к прижизненному научению. Эта способность, в отличие от раздражимости была названа чувствительностью. Таким образом, можно сказать, что психика возникает тогда, когда появляется минимальная возможность научения Обладающий чувствительностью организм получает преимущество в ориентировке в окружающей среде. Гипотеза А.Н.Леонтьева о чувствительности как объективном критерии наличия психики позволяет снять методологическую проблему, описанную нами в начале этого параграфа. Объективный критерий психики дает ключ в локализации момента появления психики на линии эволюции.

8. Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект.

1) Этапы развития психики в филогенезе.

- Элементарная сенсорная психика - самая примитивная стадия развития психики, сюда входят все живые вещества,начиная от простейших насекомых до некоторых позвоночных. Характеризует реакцией живых существ на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. Активность животного на этой стадии носит целостный не расчлененный характер. Поведение представляет собой одноактные действия.

Фабри Выделял подуровни этой фазы:

· Нисшая

· Высшая

От перехода из нисшей к высшей происходит развитие и дифференцируется нервная структура животного.Самый большой класс насекомые. Специфическое поведение паука на движение паутины.

Перцептивная фаза – характеризуется тем,что животные реагируют уже на целостный предмет, а не на отдельные свойства предмета. Объект на носителя перцептивной психики выступает отдельно от тех условий, в которых он дан. На этой фазе в диапозоне поведения животных появляется новыя еденица – операция – акты,содержание которых отвечает не самому предметы потребности, а условиям в которых он находится. Стадия характеризуется активным развитием структур головного мозга, возникновением коры больших полушарий. На последних ступенях этой стадии находят практически все позвоночные животные.

Важной особенностью является то, что основой всех форм поведения на этой стадии являются истиктивные действия – генетически закрепленные формы поведения, при реализации инстинктов большую роль играет процесс научения. Любое инстинктивное действие обусловлено

- внешними факторами – ключевые раздражители.(запахи, звуки, траектории движения).

- внутренними факторами – эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, которая приводит к понижения порога их возбуждения.

Интеллектуальная стадия развития психики – присуща только высоко организованным млекопитающим.

экспериметны Кёллера с исследование интеллекта у человекообразных обезьян.

Стадия характеризуется отражением мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное может устанавливать между воспринимаемыми предметами.

Особенности стадии:

· Активное использование орудий.

· Инсайт – мгновенное нахождение решения без фазы проб и ошибок.

· Закрепление эффективного способа решения после единственной удачной попытки.

· Возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач.

Способность решать двухфазные задачи. # Эксперимент с обезьяной. Длинная палка – короткая палка, за клеткой банан.

Фабри отрицал интеллектуальную фазу у высших животных.

 

9. Возникновение и развитие сознания. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

 

 

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания' человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллель но с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

 

2) Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл

Трёхаспекная структура сознания по Леонтьеву.

 

3 основных функциональных еденицы:

 

- Чувственная ткань сознания -включает в себя различные чувственные образы, переживания, впечатления. Основная функция: создание «чувства реальности» внешнего мира. Благодаря чему мир для человека выступает не только в сознания, но и вне его.

Чувственная ткань сознания является необходимой частью для образования сознания вообще. # Дальтониз, рецепторы зрительные существуют.

 

- Значение -

1. Универсальные значения – те которые бытую в культуре в социуме, и те которыми оперируют. Те значения в которых отражается весь культурный опыт, общественно важный для всех людей.

 

2. Субъективные значения - такие значения которые преломляются через призму собственного сознания.

 

- Личностный смысл – противостоит универсальным значениям и фиксирует то, насколько каждое событие или явления личностно значимо для человека и как оно встраивается в его систем мотивов. Личностный смысл делает сознание «моим» поскольку отражает весь опыт индивидуальной деятельности человека.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных